Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:38, творческая работа

Краткое описание

Цель экскурсии: Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города.
Задача: познакомиться с важными объектами культуры и истории, находящимися в Верхнем городе, познакомиться с историей зданий и местности. Вникнуть в атмосферу старого города, изучить уникальные архитектурные памятники.

Файлы: 1 файл

Экскурсия верхний город.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

Теперь мы продолжим  нашу экскурсию и пройдём к  не менее важному историческому  объекту Верхнего Города… Гостиный двор…

3. Градостроительный ансамбль площади Свободы в Минске сформировался в XVI в. На протяжении своей истории она имела разные названия: в XVI в. это был Рынок или Новый Рынок, в XVIII в. – Высокий Рынок, в XIX в. – Соборная площадь, а с 1922 г. – площадь Свободы.

Внешний облик Гостиного  двора прекрасно сохранился и  по настоящий день. Сейчас идет реставрация этого здания.

Формирование площади  началось после пожара 1547 г., уничтожившего  большую часть городской застройки. Приехавшие в Минск великокняжеские  ревизоры приняли решение выбрать  новое место для городского рынка, вследствие чего была разработана планировочная  структура этой территории, частью которой стала нынешняя площадь  Свободы. Запроектировали ее прямоугольной  в плане, с застройкой по периметру; вероятно, изначально были определены и места для доминант – храмов и ратуши, в дальнейшем возвели  церковь Святого Духа и костел иезуитского монастыря. В 1569 г. было выделено место для строительства  гостиного двора.

Кстати, расположение гостиного  двора в центре площади рядом  с ратушей или в одном объеме с ней характерно для городов XVI–XVIII и начала XIX в. В качестве примера  можно назвать белорусские города Несвиж, Гродно, Витебск, Поставы, Пружаны.

Трудно сказать, каким  гостиный двор строился изначально –  каменным или деревянным, но в конце XVII в. он был уже каменным.

По второму разделу  Речи Посполитой Минск вошел в состав Российской империи и стал губернским городом. Было сделано несколько планов, фиксирующих существовавшую планировку. На плане 1793 г. в центре площади, севернее здания ратуши, указан С-образный в плане гостиный двор.

В конце XVIII в. принято решение  о строительстве северо-восточной  части комплекса. Проект этого здания в стиле классицизм помещен в “Атласе Минской губернии 1800 года”. Автор проекта – губернский архитектор Крамер.

Весь участок под новое  строительство был продан различным  владельцам. В 1797 г. заключены контракты, по которым устанавливались сроки  строительства: начало – в 1798 г., окончание  – к 1801 г. При невыполнении этих условий  “весь материал или неоконченные постройки должны были перейти в  собственность городской думы или  магистрата”.

В результате строительства  здания в центре площади образовался  квартал гостиного двора, имевший  въезды с южной и северной сторон.

В 30-е гг. XIX в. к зданиям  с южной, северо-восточной и северной сторон была пристроена торговая галерея. Одновременно происходила и застройка внутреннего двора. Таким образом, к середине XIX в. в основном сформировался общий план квартала.

Следует отметить, что на протяжении XIX в., безусловно, происходили  некоторые изменения в архитектурном  облике зданий – владелец мог прорубить  новую дверь или, наоборот, превратить дверь в окно, но общее архитектурное решение и их параметры не менялись.

Однако в начале 20 века Моисей Гиршевич Айзенштадт, владелец зданий в квартале гостиного двора, предпринял их перестройку – частично с юго-западной и юго-восточной, полностью с северной стороны, изменив при этом не только этажность и расположение дверных и оконных проемов, но и сам архитектурный стиль зданий. В результате в квартале появилось здание в стиле модерн.

Новое решение удачно вписалось в существовавшую градостроительную ситуацию. На высоком художественном уровне были выполнены декоративные элементы фасадов и интерьеров – чрезвычайно редкие образцы стиля модерн в Минске.

К началу XX в. помещения первого  этажа и галереи застройки  гостиного двора использовались под торговые объекты. В частности, здесь находились магазины – галантерейные, готового платья, промышленных товаров, фруктовый, посудный, часовой, полотняный. Небольшие помещения занимали лавки – обуви, мануфактуры, ватной торговли, суконная и керосиновая. Верхние этажи, как правило, были жилыми. В 1910 г. в доме Айзенштадта находилась “Аптека Натансона” – ее вывеска красуется на многих дореволюционных фотографиях. В этом же доме на первом этаже помещались Азово-Донской коммерческий банк и Купеческий клуб, а также химико-бактериологический кабинет и лаборатория.

В 20-е гг. XX в. торговая галерея  была разобрана, а в 30-е подверглась  реконструкции значительная часть  здания, построенная по проекту  Крамера.

После Второй мировой войны  в части здания № 4 разместился  республиканский НКГБ. В 1946 г. во время  новогоднего праздника в двухсветном  зале произошел большой пожар, приведший  к многочисленным жертвам. Пояснительная  записка к проекту, выполненному для восстановления здания (автор  А. Шалимо), датированная 13.01.1946 г., констатировала, что “пожаром уничтожена полностью крыша с маурлатами, частично обгорели балки чердачного и межэтажного перекрытий с перегородками в 3 этажа. Межэтажные перекрытия в основном сохранились. В остальных этажах повреждена штукатурка, имеются сильные затеки”.

Проект предполагал “восстановление  здания под служебные помещения  без зрительного зала, но с залом  заседания на 200–250 человек в первом этаже. Таким образом, надстройку стен двухсветного зала следует разобрать”. На 1-м и 2-м этажах планировалось  отремонтировать штукатурный слой, перекрытия следовало просушить. Задумывалось также строительство новой лестничной клетки.

Имеющиеся архивные материалы, историческая графика, фотографии позволяли  выполнить реконструкции на различные  периоды существования зданий гостиного  двора.

В 1984 г. были начаты научно-исследовательские  и проектные работы по реставрации  всего комплекса. Необходимо отметить, что аутентичные элементы всех сооружений комплекса к этому времени  находились в разном состоянии и  с разной степенью сохранности.

Здание в стиле модерн (дом № 4) представляло собой объект со значительными утратами первоначального  облика, к которым относятся купола по углам здания, дверная столярка, галерея и, главное, часть двухсветного этажа, где находился печально известный  актовый зал.

Большие перестройки произошли  в здании, возведенном по проекту  Ф. Крамера в стиле классицизм с центральным четырехколонным портиком (дома № 6, 8, 10). Еще в начале XX в. при возведении дома № 4 была перестроена правая часть первоначального здания, в 1930-е, 1950-е гг. – центральная. Левая часть была полностью разрушена во время войны. Утрачена и торговая галерея. Поэтому к 1980-м гг. некогда прекрасное классическое здание представляло собой смесь разностилевых и разновременных поздних построек.

Проведенные натурные исследования выявили, что наиболее сохранился только центр здания, где находился центральный  портик. По этой части определились параметры первоначальных оконных  и дверных проемов.

Наименьшим переделкам и  утратам подверглось здание № 2, но и оно утратило торговую галерею  и первоначальную разбивку проемов  с отделкой. Однако его вид в  процессе поздних перестроек приобрел довольно цельный облик, относящийся  к концу XIX в.

Внутриквартальное здание начала XX в. сохранилось хорошо.

Проектом реставрации  была поставлена задача – максимально  вернуть фасадам комплекса гостиного  двора первоначальное решение. Проанализировав  большое количество архивных чертежей и фотографий, сопоставив их с существующим обликом зданий, а также опираясь на натурные исследования, стало возможным  выполнить реконструкцию каждого  здания комплекса.

Дом № 4, построенный на основе двух более ранних, решено было полностью  сохранить как отличный образец  стиля модерн. Таким образом, несмотря на то что облик “старых” зданий был известен, приоритетным стало более позднее сооружение, имеющее не меньшую ценность, чем ранние постройки. В процессе реставрационных работ были воссозданы купола по углам здания, заменена вся оконная и дверная столярка в точном соответствии с аутентичной, реставрирован и воссоздан декор на фасадах здания, восстановлены утраченный этаж, наружная торговая галерея.

Дому, построенному по проекту  Ф. Крамера, придали первоначальный вид. Угловая, разрушенная в годы войны часть здания, восстановлена. Существовавшую в XIX в. торговую галерею, проходившую по всей длине фасада, восстановить не представлялось возможным из-за сильно поднятого за прошедшие годы уровня земли и в связи с проложенными инженерными сетями.

Незначительные реставрационные  работы выполнены на фасадах здания № 2. Сохраняя их облик на конец XIX в., были заменены столярные изделия по причине плохого технического состояния, воссоздан по фотографиям утраченный балкон с ограждением на главном фасаде, восстановлены декоративные элементы. Ценной частью этого здания являются подвальные помещения со сводчатыми перекрытиями, относящиеся к первоначальной постройке. В процессе реставрации некоторые своды и арочные проемы были усилены, но в основном помещения подвала сохранили свой первоначальный вид. В процессе производства работ на главной внутренней лестнице открылись фрагменты потолочной альфрейной живописи, отреставрированной художником-реставратором Липским. В том же лестничном объеме восстановлены потолочная лепнина, мозаичные полы, литые ограждения лестниц.

В целом после реставрации  комплекс зданий гостиного двора  представляет собой квартал из нескольких разностилевых и разновременных сооружений, которые в то же время обрели целостный архитектурный и художественный образ.

 

Теперь мы пройдём  к городской Ратуше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Это административное здание в центральной части Минска, на Высоком Рынке, построено в 1600 году. На ратушной башне находились часы, что для того времени было большой ценностью.

История ратуши и магдебургского права, которым был наделен Минск, неотделимы друг от друга.

Жаловал Минску магдебургское право 14 марта 1499 г. Великий Князь литовский Александр. Минск получал право создавать собственный орган самоуправления - магистрат, который ведал всей жизнью города, являясь распорядительным, исполнительным и судебным органом. Главой магистрата являлся войт, назначаемый великим князем из числа крупных феодалов. Войт назначал сам или утверждал избранную горожанами коллегию выборщиков (радцев), состоящую из 12-20 человек.

Грамота на магдебургское право устанавливала привилегии: жители города освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных лиц. Учреждались: городской герб и знамя города. Пользуясь этим правом, магистрат Минска отстаивал город от произвола феодалов, войта, феодальной администрации замка, противостоял росту частновладельческих юридик.

В первую очередь здание ратуши строилось для заседаний магистрата - органа самоуправления города. В тексте жалованной грамоты на магдебургское право Минску предлагалось построить ратушу с лавками, хлебными ларьками, постригальной камерой (для раскроя тканей, предназначенных для продажи).

Первое, деревянное, здание ратуши было построено в первой половине 16 века, но неизвестно где оно располагалось - археологи не нашли его остатков. Каменное же здание ратуши, которое было сооружено в 1582 году, взамен деревянного, стояло на территории Верхнего рынка в сквере посреди Соборной площади (сейчас -площади Свободы).

Первоначальный архитектурный  облик каменной ратуши неизвестен. Однако, известно, что она была возведена  в традициях Северного Возрождения. Архивные документы сообщают, что  она сильно пострадала в 1640 году от пожара и была перестроена. Вновь  отстроенная минская ратуша была значительным сооружением и имела  выразительный архитектурный облик.В конце XYIII века зданию придали черты классицизма по проекту губернского архитектора Крамера. Предполагается, что строительные работы были завершены около 1797 года и что автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами. На плане города 1793 г. ратуша показана как прямоугольное двухэтажное сооружение с выступающей за плоскость главного фасада башней. Венчал ее сложный по форме купол. Ратуша имела на фасаде часы и колокол ("звон"). В ней хранились единицы меры веса, объема, принятые в городе, заседал ратушный, суд.

В первой половине XIX века в  здании ратуши находились суд, гауптвахта, полиция, архив, музыкальная школа  и даже театр. Так, в 30-х годах XIX в. здесь размещалась музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант и педагог Стефанович. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. С 1844 г. по 1851 г. в этом здании располагался городской театр, интерьер которого был оформлен росписями минского живописца Кураткевича. Современники вспоминали: "Ратушный театр был невелик, но довольно красиво и изящно отделан". На сцене театра не раз выступал великий русский трагик В. Каратыгин. В 1851 г. было принято решение о сносе ратуши, но только в1857 году Минская городская дума выделила деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала. По официальной версии ратуша стесняла главную площадь города и закрывала вид соборной церкви и строящихся присутственных мест. Проект восстановления Минской ратуши не один год разрабатывался в творческой мастерской под руководством архитектора Сергея Багласова. Историки провели огромную работу, изучили материалы архивов Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга, чтобы помочь архитекторам в точности воссоздать здание ратуши. Неоценимыми оказались и сведения археологических раскопок 1970-1980-х годов.

Во время раскопок было установлено, что каменное здание ратуши начали возводить в конце XVI в. на пустом месте. Стены возводились  техникой мешаной кладки, при которой  использовались большие кирпичи  и камни вперемешку. Были найдены остатки печи XVII в., украшенной кафелем с растительным орнаментом. Удалось установить, что окна были застеклены круглыми стеклами из зеленого стекла, вставленные в металлический переплет. Крыша первоначально была покрыта плоской черепицей, которая позже была заменена на волнистую.

Информация о работе Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города