Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:38, творческая работа
Цель экскурсии: Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города.
Задача: познакомиться с важными объектами культуры и истории, находящимися в Верхнем городе, познакомиться с историей зданий и местности. Вникнуть в атмосферу старого города, изучить уникальные архитектурные памятники.
Название экскурсии : «Дыхание веков. Верхний город»
Цель экскурсии: Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города.
Задача: познакомиться с важными объектами культуры и истории, находящимися в Верхнем городе, познакомиться с историей зданий и местности. Вникнуть в атмосферу старого города, изучить уникальные архитектурные памятники.
Добрый день, уважаемые
гости нашего города! Мы очень рады
приветствовать Вас на этой увлекательной
экскурсии по Верхнему городу, организованной…………………………………..
Прежде чем мы начнем, хотим Вас ознакомить с некоторыми правилами поведения во время экскурсии:
• не отставать от руководителя группы ;
• не перебивать экскурсовода;
• без экскурсовода не заходить в здания;
• фото и видео съемка разрешена.
Просим Вас отнестись с пониманием и не нарушать данные правила.
Перед вашим взором открывается вид на удивительное место …с многовековой историей и культурой, также памятником археологии, градостроительства и архитектуры республиканского значения …это Верхний город.
Он находится в границах
улиц Немига, Интернациональная, Городской
Вал, набережная реки Свислочь и состоит
из зданий и построек 16-18 века. Верхний
город стал формироваться с начала
16 века как новый центр города
на территории современной площади
Свободы и прилегающих
Начиная с ХVI века Верхний город стал местом, где селились наиболее богатые и влиятельные жители города. Шляхта и магнаты возводили здесь свои резиденции. На территории Верхнего города стояли рядом православные, католические и протестантские храмы, были здесь и иудейские молитвенные дома.
В ХХ веке многие уникальные
архитектурные памятники
В Верхнем городе можно встретить памятники разных стилей и эпох: от барокко и классицизма, до модерна и эклектики. В последнее время исторический центр Минска начинает снова приобретать свой первоначальный облик. Вернулась из небытия Ратуша – символ городской старины и преемственности эпох, реставрируются многие памятники архитектуры, возобновляется историческая застройка улиц.
Среди тайн, которые хранит старый Минск, без сомнения, самыми романтическими и загадочными являются подземные ходы, комплексное изучение которых не проводилось. Как считают историки, они были созданы в 17 веке. Подземные ходы проходили под сквером, есть даже примерная схема их расположения. Когда-то они связывали храмы и монастыри Верхнего города между собой. Некоторые направления тоннелей, их предполагаемые входы известны. Остальные ждут своего часа. Куда чаще, чем подземные ходы, в Верхнем городе встречаются старые подвалы, порой в несколько этажей, благодаря необычной архитектуре, напоминающие средневековые замки. До сих пор археологи иногда находят клады на территории, которая раньше принадлежала монастырю. В Свято-Духовом соборе такой подземный ход находился в пристройке собора, там, где сегодня крестильня, но он был забетонирован в советское время.
В конце 70-х — начале 80-х гг. XX века, когда в Минске около здания консерватории велись земляные работы, ковш экскаватора неожиданно ударил, как оказалось, по кирпичному своду подземного хода. Перед строителями открылась подземная галерея, построенная примерно в 18 веке. Ковш экскаватора частично повредил сводчатый потолок хода, и археологи смогли пройти по нему около 7 — 10 метров, не более, а дальше всё было завалено. Высотой тоннель был около полутора метров, шириной — в метр. Предположительно этот подземный ход, учитывая его направление, шёл от Кафедрального собора Святого Духа при мужском монастыре к иезуитскому.
В ансамбль Верхнего города входили Минская ратуша, костел Пресвятой Девы Марии и монастырь иезуитов, костел Святого Иосифа и монастырь бернардинцев, монастырь и костел бернардинок, базилианский монастырь, гостинный двор, торговые ряды, иезуитский коллегиум, здание Минского театра, жилые дома, усадебный дом Ваньковичей.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми из этих архитектурных памятников.
Начинается наша экскурсия с Кафедрального Свято- духового собора
1. Кафедральный собор (бывший костел и монастырь бернардинок) построен в стиле виленского барокко. Заложенный в 1642 году и достроенный в 18 веке, является интересным памятником старого Минска. Внутреннее пространство шестью столбами делится на три нефа. Средний неф, как это принято в базиликальных храмах, значительно шире и выше боковых. В иконостасе собора содержится целый ряд замечательных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери, явившаяся на берегу Свислочи в 1500 году. Сейчас здесь находится кафедральный собор Святого Духа. В нем хранится чудотворная икона Минской Богоматери. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. Начиная с 70-х гг. XIX в. в бывшем монастыре разместился православный Святодуховский монастырь. В 1852 г. монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освещён во имя святых Кирилла и Мефодия. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые после своего переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшего бернардинского монастыря. 4 января 1870 г здесь был открыт мужской православный монастырь. Монастырскую братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Основанный в Минске монастырь стал именоваться Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 г. 1 ноября этого года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 г. Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.
В 1918 г. монастырь был закрыт. Вскоре прекращены были богослужения и в Свято-Духовом храме. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920 - начале 1930 гг. была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. С башен были сняты кресты и на их место водружены красные флаги.
В 1943 г. после освящения
собора богослужения в нем были возобновлены.
Накануне в храме был установлен
заново изготовленный трёхъярусный
иконостас и внесены иконы. Жертвователем
храма стал один горожанин, который
предоставил на ремонт собора средства,
вырученные им от продажи двух собственных
домов. Одновременно с храмом возродился
и Свято-Духов мужской
В первой половине 1950-х гг. был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, а в 1953 г. с северной стороны храма был устроен придел в честь святой великомученицы Варвары. В нём помещена частица святых мощей этой угодницы Божией. В 1968 г. в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь. Поражают своей красотой мозаичные иконы Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия.
В 2000 г. при настоятеле Геннадии Дзичковском была произведена реконструкция Варваринского придела, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас.
В соборе проводились ремонты, придававшие ему всё более благолепный вид (в конце 1970-х – начале 1980-х гг., 1996 и 2000 гг.) Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие».
Далее мы пройдём к следующему объекту нашей экскурсии. Это Костел и монастырь бернардинцев.
2. Костел и монастырь
бернардинцев были основаны в
1624 г., каменные здания начали
возводиться в 1644 г. Комплекс
монастыря был обнесен
В 1652 году в монастыре отстроены каменный Храм Святого Иосифа Избранника Пресвятой Марии Девы и монастырский корпус. Монастырский комплекс несколько раз горел в пожарах это 1656, 1740, 1835 года, однако каждый раз реставрировался и перестраивался. Наиболее основательная перестройка была осуществлена в 1752 году: архитектурные формы монастырских зданий приобрели черты барокко.
К концу XVIII — началу XIX веков монастырь бернардинцев занимал целый квартал.
Ансамбль монастыря состоял из храма с пристроенным к нему братским корпусом (они образовывали замкнутое каре вокруг внутреннего двора) и прочих каменных и деревянных строений (в том числе трапезной, школы, госпиталя, конюшни, пивоварни). Монастырь был обнесен высокой каменной оградой с несколькими воротами, главные из которых располагались перед церковью.
В1810-1817 г. к костелу были пристроены торговые ряды, которые горожане называли «Виленчуками», так как большинство лавок в них принадлежала купцам из Вильно. Раскопки в районе бывшего монастыря показали, что культурный слой в этом месте относится к 12-17 столетиям.
В 1860-е годы монастырь был упразднён, здание конфисковано у церкви в 1864 году за участие верующих в Январском восстании.
Сейчас в здании бывшей
церкви располагается архив научно-
Монастырь планируется переоборудовать под гостиничный комплекс.
Комплекс зданий бывшего монастыря бернардинцев будет реставрирован в 2013 году с прицелом на чемпионат мира по хоккею, который годом позже пройдет в Минске и потребует существенного расширения гостиничного фонда столицы.
Главный инженер КУП «Мінская спадчына» Михаил Жих цитирует «монастыря там не будет. Там будут гостиничные номера, поскольку функциональное назначение наиболее приближено к монастырским кельям. К сожалению, это будут не комфортные пятизвездочные номера, но нам удастся воссоздать стиль и создать гостиничные номера с максимумом удобств для современного потребителя».
На территории комплекса разместятся также несколько музеев. В частности, в некоторых помещениях гостиничного типа может разместиться музей монастырского быта, в хозяйственных помещениях — музеи карет и пожарного дела.
К сожалению, планы архитекторов расходятся с планами верующих, которые с 2005 года проводят регулярные вечерние молебны за возвращение им зданий Минского монастыря бернардинцев с костелом — памятника архитектуры барокко XVII века.
Регулярные молебны начались после того, как стало известно о планах Мингорисполкома передать здания инвесторам для приспособления под гостиничный комплекс и объекты торгово-бытового назначения. В 2007 году президенту Лукашенко было направлено обращение с более чем 30 тысячами подписей за возвращение монастыря верующим, однако с начала 2010 года ведутся работы по реконструкции монастыря.
Здание монастыря является самым ценным аутентичным памятником Верхнего города, единственным в Минске комплексом культовых зданий XVII века, полностью сохранившим свой архитектурный облик.
Информация о работе Знакомство с культурно- историческими объектами Верхнего города