Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и пути решения проблем, связанных с мотивацией персонала на предприятии ЗАО «Электрос»
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
• Анализ организации стимулирования персонала ЗАО "Электрос".
Введение. 2
1. Теоретическая характеристика мотивации. 4
1.1. Смысл и эволюция понятия мотивации. 4
1.2. Методы стимулирования персонала. 8
1.3.Адаптация зарубежного опыта к российской действительности. 23
2.Анализ мотивации персонала ЗАО «Электрос». 28
2.1. История предприятия, организационная структура. 28
2.2. Анализ методов мотивации. 31
2.3.Проблемы по стимулированию труда на предприятии ЗАО «Электрос». 35
3.Предложения по совершенствованию мотивации персонала на ЗАО «Электрос» 38
Заключение 44
Список литературы. 46
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3. 51
Карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров серьезных фирм. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального потенциала сотрудников. Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры. Эффективность реализации функций системы управления карьерным процессом ЗАО "Электрос" может быть достигнута посредством их интеграции, комбинирования в различные технологии, среди которых наряду с такими универсальными персонал-технологиями, как управление по целям, обучение, управление адаптацией и профессиональной ориентацией, должны применяться и специфические карьерные: работа с резервом на выдвижение, индивидуальное психологическое консультирование по вопросам карьеры, моделирование карьерограмм в организации, принятию более адекватных решений по карьере.
Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом ЗАО "Электрос" должны происходить на основе определенных принципов, основными из которых могут быть:
коллегиальность в принятии решений по карьере;
совмещение целей организации и индивидуальных интересов менеджера;
непрерывность развития и продвижения менеджеров;
прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях отбора);
экономичность развития, отбора и продвижения (например, обучение в деятельности, “новые знания – под новую должность”).
Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Формирование такой системы может уменьшить устаревание людских ресурсов, которые так дорого обходятся предприятию.
Усовершенствования в систему оплаты труда необходимо разработать для каждой категории персонала и внести в положение об оплате и премировании труда на предприятии. Предлагаемые условия премирования будут иметь более дифференцированное воздействие на каждого их сотрудников и смогут стимулировать работу отдельных категорий работников
Для эффективной работы, подчиненные не должны дистанцироваться от руководителей (что подразумевает демократичный стиль управления), а наоборот необходимо совместное их сотрудничество. Должна воспитываться ответственность работников и руководителей за принимаемые ими решения, а также чувство участия работников в принятии решения любого уровня. В рамках такого подхода следует перенести уровень принимаемых решений как можно ниже. Для реализации такого компонента мотивации, необходимо пересмотреть принципы управления, принятые в организации, а также сложившуюся систему принятия решений.
Говоря о использовании социально-психологических методов стимулирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.
Таким образом на предприятии ЗАО «Электрос» необходимо применить следующие методы:
1. Внедрение отдела по менеджменту и маркетингу, что позволит в значительной степени убрать нагрузку по работе с персоналом с плечь ген. директора и таким образом более эффективно и оперативно решать связанные с этим проблемы. Отдел по маркетингу должен разработать действующую рекламную компанию, что позволит расширить круг клиентов, более широко выявить потребности в ассортименте;
2. Следует применять карьерную сетку для персонала;
3. Внедрять новые виды стимулирования;
4. Практика демократического стиля руководства.
В данной работе рассмотрен круг вопросов, связанных с мотивацией подчиненных на примере конкретной организации и даны предложения по совершенствованию процесса мотивации сотрудников ЗАО «Электрос».
В первой главе были рассмотрены теоретические вопросы, в частности определение, эволюция и смысл понятия мотивации. Были даны основные термины, используемые при рассмотрении аспектов процесса мотивации. Обоснованы два типа мотивирования. В литературе встречается много определений мотивации и мотивов. В них всех пытаются различными терминами выразить главное в мотивации: речь идет о процессе, который происходит внутри человека, направляет его поведение и выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом. Следовательно, понимая процесс мотивации, мы можем значительно лучше понять как себя, так и поведение людей, с которыми мы общаемся, в различных ситуациях.
Также в первой главе рассматриваются методы стимулирования персонала и различные теории мотивации. Методы стимулирования подразделяются на материальные, организационные методы и морально-психологические. Для достижения более результативного мотивирования работников все группы методов следует применять в комплексе. Существует много теорий мотивации. Представляется целесообразным их деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления: теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека, внутриличностные теории, процессуальные теории. Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов; второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего – выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.
Была предложена статья по адаптации зарубежного опыта мотивации персонала к российским организациям. Где были изложены отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран, особенности ментальности и т.д.
Вторая глава данной работы посвящена деятельности фирмы ЗАО «Электрос». Рассмотрена история предприятия, его организационная структура, фактическое положение на рынке. С помощью анкетирования и наблюдения предложен анализ методов мотивации, применяемых на данном предприятии. При помощи анализа были выявлены некоторые проблемы и ошибки, сделанные руководством фирмы при построении мотивационной модели.
Третья глава состоит из предложений по совершенствованию мотивации персонала на ЗАО «Электрос». Здесь сформулированы принципы, применяя которые, можно достичь наиболее полной отдачи от работы персонала, а соответственно и повысить прибыль предприятия.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных в все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод ,применяемый руководителем основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Исследовав небольшую часть менеджмента – мотивации персонала, мы установили, что мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли.
Поставленная цель и задачи в курсовой работе выполнены. Изучена теоретическая часть мотивации персонала. Исследован практический материал. Особенно ценно то, что удалось получить и исследовать материалы конкретно действующей фирмы работающей в Республике Бурятия. На ее примере мы исследовали мотивацию персонала предприятия ЗАО «Электрос» и пришли к выводу, что недостаточно предприятию применяет имеющиеся возможности. Мы выработали и внесли предложения по совершенствованию мотивации персонала предприятия ЗАО «Электрос», которые имеют практическое значение.