Влияние экономического кризиса на туризм в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:55, реферат

Краткое описание

Аналитика прогнозируют, что пострадать в первую очередь могут крупные туроператоры, которые пользуются банковскими кредитами. Как следствие – количество туров, предлагаемых на рынке, значительно сократится. Кроме этого, отказ в кредитах может привести некоторых туроператоров к банкротству. Но и тогда еще не все потеряно. Спасти компании, находящиеся на грани банкротства, может грамотное антикризисное управление, главная цель которого – выработать на основании маркетинговой стратегии условия, которые помогут выйти туристической отрасли из кризисного состояния.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     О финансовом кризисе, который буквально  захлестнул весь мир, наслышаны все. Кто-то уже испытал на себе последствия этого монстра, кого-то эта неприятность ждет в будущем, кто-то настойчиво ищет пути, которые помогли бы обойти все острые углы.

     Не  осталась в стороне от проблем, связанных  с мировым кризисом, и туристическая  отрасль. Эксперты единодушны: туристическому бизнесу, как мировому, так и отечественному, не удастся избежать негативных последствий  финансового кризиса. Согласно последним  данным, финансовый кризис уже привел к снижению спроса на туристические  услуги в нашей стране на 30 процентов.

     Туроператоры  говорят о том, что в результате удорожания доллара относительно рубля  повысилась стоимость зарубежной туристической  путевки. Многие клиенты, которые уже  запланировали свой отпуск в ближайшее время, вследствие нестабильной обстановки в мире предпочли отменить свой отдых за рубежом или хотя бы перенести поездку до лучших времен. Многие надеются, что, поскольку в мире падают цены на нефть и топливо, то и не за горами то время, когда упадут цены на туры. Туроператоры советуют не тешить себя напрасными иллюзиями, поскольку постоянное повышение доллара не позволит упасть цене на путевки.

     Аналитика прогнозируют, что пострадать в первую очередь могут крупные туроператоры, которые пользуются банковскими  кредитами. Как следствие – количество туров, предлагаемых на рынке, значительно  сократится. Кроме этого, отказ в  кредитах может привести некоторых  туроператоров к банкротству. Но и тогда еще не все потеряно. Спасти компании, находящиеся на грани  банкротства, может грамотное антикризисное  управление, главная цель которого – выработать на основании маркетинговой  стратегии условия, которые помогут  выйти туристической отрасли  из кризисного состояния.

     Но  не все так плохо даже в период мирового финансового кризиса. Современный  человек не может не отдыхать и  не путешествовать, потому что уже  не мыслит без этого своей жизни. Именно поэтому туристический рынок  всегда будет оставаться на плаву. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1.  Глобальный финансовый кризис и его влияние на туризм

     Мировой финансовый кризис не обошел индустрию  туризма. По оценкам Всемирной туристской организации, замедление роста на рынке туризма началось еще летом 2008 года, когда темпы упали втрое. Организация прогнозирует, что в 2012 году число туристов в мире вырастет всего на 2% (в 2000-2007 годах средние темпы роста составляли 7,2%). Пока единственным привлекательным в этом смысле регионом остается Ближний Восток. Здесь в августе путешествующих было больше, чем в предыдущие месяцы.[1]

     Больнее всего кризис, по мнению специалистов, бьет по развитым странам.

     В ситуации глобального мирового кризиса  туристическая отрасль значительно  может изменится. Небольшие туристические фирмы закроются или присоединятся к более крупным, то есть может уменьшиться туристический рынок. С другой же стороны финансового кризиса в туристической отрасли - возможное сокращение туристического потока. Пока представители туроператоров надеются на активизацию продаж путевок на Новый год в октябре-ноябре 2012 года. [2 c.12]

     Что касается въездного туризма, учитывая события, происходящие на рынке, которые  связаны с мировым финансовым кризисом также затронут и гостиничное  дело. Россия может пострадать от последствий  кризиса сильнее, чем какие либо другие страны, так как выездной туризм упадет, а финансовый кризис в то время будет способствовать развитию двух-трехзвездочных отелей. Поэтому, по мнению экспертов гостиничного рынка, в условиях нынешнего финансового кризиса наиболее привлекательными инвестиционными проектами станут 2-3-звездочные отели.

     Специалисты считают, что часть клиентов отелей среднего сегмента сейчас и в ближайшем будущем остановит свой выбор на более дешевых вариантах. Туристы, останавливавшиеся в отелях категорий 3-4 звезды, будут размещаться в 2-3-звездочных отелях. Статистика показала, что в сентябре уровень загрузки 4-5-звездочных отелей упал с 72% до 68%.[3]

     Так как ряд крупных  компаний уже объявили о том, что «замораживают» часть своих проектов, скорее всего, в ближайшее время эта тенденция продолжится, и большинство отелей просто не будет построено.

     Влияние мирового финансового кризиса, низкие темпы развития рынка, сохранение дефицита гостиничных мест. События, которые  происходят на мировых финансовых рынках, несомненно, влияют на рынок коммерческой недвижимости, в том числе и  на гостиничный сегмент. Многие компании «замораживают» или продают свои проекты, в состав которых входят гостиничные площади. В связи  с этим, стоит ожидать, что сроки  открытия многих гостиниц могут переноситься, что повлияет на темпы прироста столичного номерного фонда. В результате развитие гостиничного рынка в осточной Европы в экономических условиях, в нынешней ситуации осложнится еще больше.

     Таким образом, в связи с низкими  темпами строительства и ввода  новых гостиничных площадей, в  ближайшие годы дефицит гостиничных  мест сохранится, в первую очередь в «высшем» сегменте, который в условиях кризиса стал еще менее привлекательным для инвесторов, так как велик риск.

     Направления влияния кризиса на туриндустрию повлиял таким образом:

     1.Снижение  платежеспособности потенциальных  пользователей туруслугами и, следовательно, снижение спроса.

     При сокращении доходов люди начинают экономить  на всем. На случай денежного краха, имеющиеся накопления все стараются  вкладывать в товары, которые не потеряют своей ценности. А первое, что они исключают из списка затрат, это организация своего досуга. Также  растет безработица, что совсем оставляет  без доходов часть населения  и делает невозможной оплату их отдыха.

     2. Отрицательное влияние кризиса  на масштабы делового туризма.

     Многие  деловые поездки связаны с  участием или посещением специализированных выставок, а это финансируется  из рекламного бюджета компании. В  условиях кризиса сокращаются рекламные  бюджеты фирм, следовательно, снижается  количество деловых поездок. Также  наблюдается сокращение объемов  основного производства и работы компаний, что тоже часто связано  с командировками, следовательно, потребность  в них отпадает.

     3. Сокращение кадров и З./п. в  турфирмах.

     Турфирмы, как правило, небольшие компании с небольшим количеством работников. Функционирование этих организаций  не связано с крупными займами  в банках, а, следовательно, развернувшийся кризис банковской системы не парализует их работы. В такой ситуации гораздо  сложнее более крупным организациям. Здесь приходится сокращать некоторых  работников или заработную плату. Также  пропадает возможность развития фирмы, расширения масштабов, открытия новых офисов. Если же спрос на туруслуги все больше и больше будет снижаться, то это повлечет за собой закрытия маленьких фирм.

     4. Экономический кризис влечет  за собой политическую, военную  напряженность, что снижает потоки  международных туристов.

     Из-за нестабильной экономической ситуации, снижения уровня жизни, растет агрессия людей. Это может привести даже к  вооруженным выступлениям, столкновениям. В такой ситуации туристы боятся покидать свою страну и перемещаться в чужую, боятся попасть в эпицентр конфликта, переживая за свою физическую сохранность и безопасность.[4 c.48]

     Туризм  среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей  степени подвержен воздействию  внешних факторов. В этом смысле влияние глобального финансового  кризиса на мировую туристскую индустрию  не является исключением, и, конечно, большинство  специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой  экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса.

     Как сообщает Всемирная туристская организация  большинство регионов мира во второй половине 2011 г. демонстрировали падение темпов роста международного туризма. Особенно это касается экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока.[11 c.55] В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристических компаний.[5 c.145]

     В среднесрочной перспективе также  ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем  путешествия с целью отдыха и  оздоровления. Это объясняется в  первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях.

     Туротрасль переживает глубокие перемены. Многие клиенты затягивают пояса потуже и сокращают свои отпускные бюджеты. Возврат к «золотым годам» туризма является более чем невероятным. Мы находимся в фазе, когда полностью изменяются рамочные условия развития туризма. Важно признать эти изменения, осознать их как вызов времени и найти новые пути решения этих проблем.[10 c.67]

     Рассмотрим  для начала два ключевых структурных  фактора. Уровень туристического спроса существенно зависит от отпускного бюджета, то есть от находящихся в  распоряжении доходов на каждого  члена семьи, и от количества туристов. Оба фактора влияния находятся  в настоящее время в процессе радикальных перемен.[ 6 c.43]

     Безусловно, кризисная ситуация весьма повлияла на туристическую отрасль и бизнес. Но по мнению многих ведущих специалистов в туриндустрии изменений будут как отрицательными, так и положительными. Так как многие люди в течение года все равно будут планировать свой отдых, который очень необходим в условиях стрессового и напряженного образа жизни. Туристы будут выбирать более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшатся также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизится число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом будут пользоваться поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов. Считается, что финансовый кризис вряд ли затронет индивидуальный туризм. Потребители с высоким уровнем дохода не откажутся от путешествий. Риск здесь невелик из-за прямого бронирования и полетов на регулярных авиарейсах. Ожидаются положительные тенденции на рынке образовательного туризма. Возможность скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители будут рассматривать как выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители будут отдавать предпочтения именно программам обучения. Некоторые представители туриндустрии считают также, что положительным последствием кризиса может стать уход некомпетентных игроков с рынка, и удержание профессионалов в отрасли.

     В основном современная экономическая  ситуация лишь заставила пересмотреть прогнозы на развитие туризма, но при  всей коррекции цифр они все равно  остаются со знаком «плюс»: вместо 10%-ного роста ожидается 5-7%-ное увеличение турпотоков . И если в 2007 г. было зафиксировано около 900 млн. международных туристских прибытий, то к 2012 г. прогнозируется рост до 1,1 млрд., а к 2020 г. - до 1,6 млрд.[7] 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Влияние экономического кризиса на туризм в Беларуси.

     Нынешний  сезон профессионалы турбизнеса называют худшим за последние 17 лет  – с момента появления туристического рынка. Объемы продаж в сравнении  с минувшим летним сезоном упали  в среднем на 20-30%, а некоторые  фирмы сообщают и о 50-процентном снижении. Тяжело продаются Крым, Румыния, Италия и даже Турция – традиционно  хитовое направление, которое долгие годы росло, как на дрожжах.[8]

     Турбизнес в Беларуси – своеобразный барометр, который довольно точно фиксирует  показатели экономического и психологического климата в стране. Ведь для среднестатистического  белоруса очень важно, может ли он позволить себе хотя бы раз в год  уехать к морю, за границу.[9 c.77] 

     Казалось, что удары кризиса будут точеч0ными и жертвами станут лишь отдельные слои населения. Впрочем, до конца так и не было ясно, кому же готовиться к худшему: то ли отдых станет непозволительной роскошью для отпускника, выбирающего дешевые туры, то ли от поездки к морю должен был отказаться осмотрительный средний класс, то ли затаиться и залечь на дно предстояло люкс-клиентам. Сезон показал, что уменьшение потока туристов произошло практически во всех сегментах равномерно – одинаково пострадал очень дорогой, дорогой, средний, а также малобюджетный отдых. Весьма показательно, что не досчитались клиентов недорогие автобусные экскурсионные туры, отправляясь в которые белорусы с удовольствием знакомились с жизнью и достопримечательностями Восточной Европы: Польши, Чехии, Венгрии.

       Этим летом турфирмы впервые  всем миром собирали клиентов  лишь на одну еженедельную  цепочку в Прагу. Абсолютным  провалом ознаменовались даже  крымские программы. Учитывая  белорусские реалии, можно сделать  вывод, что из числа отдыхающих  за рубежом в этом сезоне  «вымылся» контингент, который состоял  из работников бюджетной сферы.  В минусе оказались и направления,  которые не обладают гарантированно  хорошей погодой – польская  и литовская Балтика, где уже  и в прошлом году наблюдался  основательный спад после введения  шенгенской визы стоимостью в 60 евро.

Информация о работе Влияние экономического кризиса на туризм в Беларуси