Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель работы: исследовать сущность предоставления туристских услуг.
Задачи заключаются:
- в исследовании основных методов работы с потребителем туристских услуг;
- в изучении мотивации человеческих потребностей;
- в определении способов удовлетворения человеческих потребностей в сфере туризма.
Введение 2
Глава 1. Основные методы работы с потребителем туристских услуг 4
Глава 2. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг 7
Мотивы поведения потребителей 7
2.1 Основные теории мотивации 11
Теория мотивации Маслоу 11
Теория мотивации 3игмунда Фрейда 13
Теория мотивации Шварца 13
Глава 3. Характеристика процесса принятия решения о приобретении туристских услуг 18
Процесс покупки 18
Осознание потребности 19
Принятие решения 21
Глава 4. Оценка степени удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей 23
Исследование поведения неудовлетворенных потребителей 23
Анализ степени удовлетворенности потребителей 25
Заключение 29
Список литературы 31
Человек
стремится удовлетворить самые
разнообразные потребности. Некоторые
из них становятся настолько актуальными,
что мотивируют (побуждают) человека искать
пути и способы их удовлетворения. Следовательно,
мотив - это интенсивное давление потребности
на личность. Удовлетворение потребности
снимает у личности напряжение, но затем
возникают новые потребности - и так без
конца. Упрощенно этот процесс может быть
представлен в виде пяти следующих друг
за другом стадий, которые указаны в приведенной
ниже схеме. Естественно, что такое рассмотрение
носит достаточно условный характер, так
как в реальной жизни нет столь четкого
разграничения стадий и нет обособленных
процессов мотивации. Однако для уяснения
логики процесса мотивации такой подход
представляется вполне приемлемым и полезным.
Возникновение потребности |
Поиск путей удовлетворения потребностей |
Определение направления действия |
Осуществление действия |
Удовлетворение потребности |
Из приведенной выше схемы видно, что первая стадия - возникновение потребности. Она проявляется в виде того, что человек в определенное время начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Потребность начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее удовлетворения.
Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает поиск путей ее удовлетворения. Возникает необходимость что-то сделать, предпринять. На третьей стадии происходит определение направления действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чтобы удовлетворить потребность. На стадии осуществления действий человек затрачивает усилия для того, чтобы реально совершить действия, которые, в конечном счете, должны удовлетворить потребность.
Последняя стадия - удовлетворение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает удовлетворение потребности ослабление или усиление мотивации, происходит возникновение новой потребности, либо человек продолжает искать возможности и осуществлять действия по удовлетворению прежней потребности.
Знания логики процесса мотивации недостаточно, чтобы управлять им. Дело в том, что конкретное поведение человека на рынке определяют разнообразные, разнонаправленные и не совпадающие во времени мотивы. Даже при дефиците товаров мы редко действуем под влиянием только одного побудительного мотива. Наши действия всегда являются итогом нескольких мотивов, каждый из которых оказывает действие на другие, как в часовом механизме, где одно колесико, соприкасаясь с другим, приводит в действие весь часовой механизм. Так, в туристских исследованиях, например, усилия могут быть направлены на определение той ценности, которую несет в себе покупка путешествия или тура для отдыха. Человек же (турист) в свою очередь может ориентироваться и на объективную ценность, и на различного рода символические преимущества, связанные с приобретением того или иного туристского продукта. Отсюда вытекают и сложности для туристского предприятия - необходимо не только предугадать главные побудительные мотивы рыночных действий потребителя, но и определить весомость каждого из мотивов. Это чрезвычайно важно для того, чтобы с помощью маркетинговых мероприятий вызвать у клиента желание совершить ту или иную покупку. Для этого необходимо знать следующие моменты:
- как воспринимается туристское предложение;
-
какие потребности оно
-
какие факторы стимулируют или,
- каково поведение клиентов с точки зрения покупки тех или иных услуг;
-
какие суждения высказываются
клиентами относительно
Следовательно, проблема мотивов поведения потребителей должна изучаться очень тщательно, тем более что такого рода исследования позволяют выявить туристские продукты, наиболее адекватно отвечающие требованиям рынка. В то же время необходимо учитывать, что процесс мотивации весьма сложен и неоднозначен.
Существует достаточно большое количество теорий мотивации. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Теория мотивации Маслоу базируется на том, что поведение человека обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей разного уровня. Она исходит из определенной иерархии потребностей - от «низших» материальных до «высших» духовных, от более настоятельных до менее настоятельных. В первую очередь человек будет пытаться удовлетворить наиболее важную для себя в данный момент времени потребность. Когда она будет удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается, и человек испытывает мотив к удовлетворению следующей по значимости потребности. Полезность этой теории для туристического бизнеса заключается в возможности понять, в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение потребностей. Например, даже при самом скудном достатке деньги на хлеб и молоко всегда найдутся, а вот на путешествие во время отпуска средств, увы, будет достаточно не всегда и не у всех.
Итак,
теорию мотивации Маслоу можно представить
в виде следующей схемы:
Потребности
в самоутверждении и |
Потребности в уважении, самоуважении, признании |
Социальные потребности (любовь, желание интегрироваться в группу) |
Потребности самосохранения (безопасность,здоровье) |
|
|
Физиологические потребности (голод, жажда) |
Отсюда
вытекает, что обычно следующая, более
высокая потребность
На основе теории мотивации А. Маслоу осуществляются многочисленные программы предложения туристских продуктов, демонстрирующих статус, престиж, уважение, признание, способствующих самореализации и самовыражению личности. Кроме того, применение данной теории позволяет не только установить мотивацию туристского спроса, но и усилить действие тех или иных побудительных мотивов. Так, практически все туристы испытывают беспокойство по поводу своей безопасности (угроза терроризма, уголовные преступления, здоровье). В связи с этим туристская фирма должна учесть эту обеспокоенность, пообещав туристам личную безопасность, хорошие условия страхования и медицинского обслуживания. Уровень социальных потребностей может быть использован для усиления мотивов путешествия в группах по любительским или профессиональным интересам, где предоставляется возможность реализовать такие стремления, как привязанность, духовная близость, сопереживание. Гарантии внимательного, дружеского отношения к туристу со стороны персонала гостиниц и местного населения ориентированы на удовлетворение потребностей в уважении. Если же обратиться к уровню потребностей в самоутверждении, то он может быть использован для усиления мотивации по альтернативным видам туризма и маршрутам, содержащим в себе какие-либо трудности, препятствия или даже элементы риска (например, сплав по горным рекам, туризм на выживание, горный туризм и др.).
Теория мотивации 3игмунда Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на различные стимулы внутреннего и внешнего характера. Данная теория важна для сферы туризма, поскольку рассматривает потребителя как человека, обуреваемого противоречивыми желаниями, которые должны быть удовлетворены приемлемыми с точки зрения общества способами.
Теория мотивации Шварца рассматривает рациональные и эмоциональные мотивы. В соответствии с такой классификацией выделим основные рациональные мотивы, побуждающие клиента к приобретению туристских услуг.
К приобретению туристских услуг потребителей побуждают не только рациональные мотивы. К другой, не менее важной, группе относятся эмоциональные мотивы.
Нужно отметить, что, несмотря на большое количество разработанных теорий мотивации, все они объясняют поведение человека по-разному. Это обусловлено, прежде всего, неизведанностью и непознанностью психологии человека, его еще далеко не до конца изученным внутренним миром. Идентификация мотивов поведения потребителей туристских услуг осложняется и тем, что современное общество одновременно порождает противоположные друг другу потребности, такие, например, как:
- изоляция и жизнь в группе;
- оседлость и подвижность;
- отдых и деятельность;
-
«пускание корней» и
-
пассивное потребление и
-
проведение отпуска по
Именно
из-за наличия таких противоречивых
потребностей туризм нуждается в тщательных
маркетинговых исследованиях мотивов
поведения потребителей. Специфика туристской
деятельности такова, что необходимо уделять
особое внимание эмоциональным мотивам.
Дело в том, что эмоциональные мотивы человека
чаще существенно перевешивают рациональные
мотивы. Человек - не компьютер, от него
нельзя ожидать абсолютного и последовательного
рационализма. Поэтому во взаимоотношениях
туристского предприятия с клиентами
первостепенное значение приобретает
постоянная поправка на их эмоции, а также
учет других факторов, влияющих на поведение
потребителей. Важным направлением маркетинговых
исследований потребителей является получение
сведений об их поведении, связанном с
приобретением туристских услуг.
Для
эффективной организации
Процесс
покупки - это продвижение туристского
продукта к потребителю с момента,
когда потребность в нем
Информация о работе Удовлетворение человеческих потребностей в туристских услугах