Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:52, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития туристических ресурсов в дальневосточном регионе, при этом будут рассмотрены особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы. А также будет рассмотрена структура и размещение производственных сил по территориям, комплексам и отраслям. Будет произведен анализ экономической, экологической обстановки и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке.
Оглавление
Введение. 1.Экономическо-географическая характеристика региона. 2.Характеристика и анализ природных и туристических ресурсов региона. 3.Характеристика и анализ культурно-исторических туристических ресурсов в регионе. 4.Характеристика и анализ социально-экономических туристических ресурсов региона. Заключение. Список литературы.
Есть на Дальнем Востоке породы
деревьев, занимающие небольшие площади,
но играющие существенную роль в хозяйстве.
Таков, например, амурский бархат, из древесины
которого делают пробки, изоляционные
плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и
прочная древесина амурского ореха высоко
ценится в столярном, мебельном и фанерном
производствах. Из многочисленных видов
берёз, распространённых на Дальнем Востоке,
следует особенно выделить так называемую
железную берёзу, которая по твёрдости
не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы,
тоже имеющей твёрдую древесину, изготовляются
ткацкие челноки. Древесина белых берёз
хороша для производства фанеры и мебели.
Транспортировка дальневосточной
древесины на запад, через богатые лесом
районы Сибири, где себестоимость её заготовки
ниже, экономически невыгодна (исключение
составляют высокоценные породы древесины,
отсутствующие в других районах страны).
Уровень развития лесной и деревообрабатывающей
промышленности пока ещё не в полной мере
соответствует имеющимся здесь возможностям.
В лесозаготовительной промышленности
параметры фактической вырубки лесов
ниже размеров расчётной лесосеки (приблизительно
1/3), то есть имеются большие резервы для
увеличения лесозаготовок. Много широколиственной
древесины остаётся невывезенной, в то
время как хвойные породы вывозятся полностью.
Обширные масштабы принимают иногда условно-сплошные
рубки, что неблагоприятно отражается
на восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные
обстоятельства связаны с затягиванием
строительства лесовозных дорог, раздробленностью
и недостаточной производственной мощностью
лесозаготовительных организаций, отставанием
в развитии глубокой механической и химической
переработки древесного сырья. Имеющиеся
расчеты показывают, что на Дальнем Востоке
на каждую тысячу кубометров изготавливаемой
древесины производится намного меньше
переработанной лесопродукции, чем в ряде
западных районов страны. Недостаточный
уровень развития деревопереработки ведёт
к вывозу в неоправданно больших размерах
в европейские районы круглого леса, что
обусловливает высокие транспортные издержки
и усиливает грузонапряжённость железнодорожных
транспортных коммуникаций западного
направления. Кроме того, практически
не используются отходы лесосеки и деревообработки.
Поэтому в лесной, целлюлозно-бумажной
и деревообрабатывающей промышленности
ещё в 80-е годы был взят курс на организацию
производств по полной переработке древесины.
Развитие химико-механической и химической
переработки древесины позволит полнее
и рациональнее использовать лесосырьевые
ресурсы, увеличить выход важнейших видов
продукции из каждого кубического метра
заготовленной древесины и повысить эффективность
отрасли. Комплексное применение древесного
сырья позволило бы уменьшить транспортные
издержки за счёт перевозок более квалифицированной
древесной продукции, сэкономить много
ценной древесины, повысить эффективность
лесной и деревообрабатывающей промышленности.
На Дальнем Востоке для широкого развития
механической и химической переработки
древесины имеются все необходимые условия:
богатейшие лесные ресурсы, топливо и
энергия, хорошая обеспеченность водой,
свободные земельные участки для промышленного
строительства.
Одним из главных направлений
повышения экономической эффективности
лесной и деревообрабатывающей промышленности
Дальнего Востока является создание не
отдельных изолированных, хотя и мощных
предприятий, а крупных лесопромышленных
комплексов, состоящих из производств
по заготовке древесины, и её последовательной
и глубокой механической и химической
обработке.
Достижение намечаемых объёмов
производства требует расширения действующих
и строительства новых предприятий. Такой
пик произошёл в 70-е – 80-е годы. Тогда вступили
в действие Совгаванский, Амгуньский,
Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный
завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский
гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения
на Хорском лесокомбинате, Тунгусский
и Мухенский домостроительные комбинаты
и много других производств.
В составе комплекса машиностроения
и металлообработки представлены крупные
отрасли индустрии района. На их долю приходится
1/5 стоимости производимой промышленной
продукции и почти 1/3 промышленно-производственного
персонала. Собственно машиностроение
развито лишь в Приморском и Хабаровском
краях и в Амурской области, в остальных
областях и Якутии налажены ремонтное
дело и производство некоторых запасных
частей для машин и техники местного хозяйства.
Наибольшее развитие получили
судостроение и судоремонт, прямым образом
связанные с рыбной промышленностью, морским
и речным транспортом. Судостроительные
и судоремонтные предприятия есть в морских
и речных портах района. На них строятся
малые и средние рыболовные суда и ремонтируются
крупные. Развиваются отрасли машиностроения
по производству и ремонту техники для
рыбной, горной и лесной промышленности.
Предприятия этого профиля имеются во
Владивостоке, Хабаровске и некоторых
других городах.
Создано сельскохозяйственное
машиностроение, представленное заводом
(Биробиджан), выпускающим разнообразную
технику, приспособленную к особенностям
природных условий Дальнего Востока, в
том числе комбайны с гусеничным ходом.
Многочисленные ремонтные базы построены
во всех основных сельскохозяйственных
районах, на некоторых из них изготавливаются
запасные части. Транспортное машиностроение
представлено многочисленными авторемонтными
предприятиями и ремонтными заводами
железнодорожного транспорта в Уссурийске,
Южно-Сахалинске и Свободном.
За последние годы заметное
развитие получили электротехника, производство
энергетического оборудования, станкостроение
в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске,
Биробиджане и в некоторых других городах.
Однако ряд видов производимой здесь продукции
вывозится в другие районы, в том числе
европейскую часть, на огромные расстояния,
что нельзя признать рациональным, тем
более что основное технологическое оборудование
для большинства отраслей хозяйства района
завозится из других районов. Самой неотложной
задачей для Дальнего Востока является
значительное расширение ремонтной базы
и производства ряда массовых запасных
частей к используемой здесь технике.
Промышленность строительного
комплекса представлена цементными заводами
в Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской
области, заводами железобетонных конструкций
и строительных деталей главным образом
в крупных городах, предприятиями по производству
стройматериалов. Однако масштабы развития
отрасли пока недостаточны. Особенно важное
значение здесь приобретает создание
крупных баз промышленности строительных
материалов в связи с опережающими темпами
программы жилищно-бытового строительства
в целях значительного улучшения жизни
населения района и закрепления притока
новых переселенцев.
В производстве товаров народного
потребления (без пищевой промышленности)
подавляющую часть продукции дают предприятия
Хабаровского и Приморского краев. Наибольшее
развитие из отраслей легкой промышленности
получили швейная, трикотажная и обувная.
Но и они далеко не обеспечивают своими
товарами потребности населения района.
Значительная их часть поступает из других
районов России.
Топливно-энергетический комплекс
района развивается опережающими темпами.
Энергетическое хозяйство основывается
главным образом на использовании бурых
и каменных углей. Более половины добычи
бурых углей дают месторождения Приморского
края, значительную часть – Амурской и
в меньшей степени Сахалинской областей.
Последняя не только обеспечивает свои
потребности в угле, но и вывозит его. Основными
источниками добычи каменных углей в районе
были угледобывающие предприятия Приморья,
Хабаровского края и Магаданской области.
Ныне ведущее место в угледобыче
принадлежит Южно-Якутскому угольному
бассейну, к которому подошла железная
дорога, так называемый Малый БАМ. Южно-Якутский
бассейн высококачественных коксующихся
углей открытой добычи стал ядром формирующегося
здесь одноименного территориально-производственного
комплекса. Комплекс включает помимо угольной
промышленности электроэнергетику и другие
отрасли. В перспективе – освоение крупных
богатых по составу железорудных месторождений
Алданского района. Сочетание южно-якутских
углей и железных руд – база для будущей
черной металлургии полного цикла. Высококачественные
угли Южно-Якутского бассейна (Нерюнгри)
экспортируются в Японию и другие страны.
На северо-востоке Сахалина
– от Охи до Катангли – добывается нефть.
Отсюда по двум нефтепроводам она поступает
на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре
и Хабаровска. Но размеры добычи нефти
на острове невелики и далеко не удовлетворяют
потребности района. Поэтому много нефти
и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится
из Западной Сибири. Успешно решаются
проблемы добычи нефти и газа на шельфе
острова Сахалин. В перспективе на Дальнем
Востоке предстоит осваивать не только
шельф Сахалина, но и другие участки Охотского
моря, в частности шельф Магаданского
побережья и западного побережья Камчатки.
Нефтеносные структуры обнаружены в Беринговом
море. Высокую прогнозную оценку запасов
углеводородного сырья имеет шельф арктических
морей. Для перспективного развития топливно-энергетического
хозяйства района большое значение приобретает
освоение Лено-Вилюйской газоносной провинции,
природный газ которой уже поступает в
Якутск. Нефтегазоносный Сахалин связан
с материком в дополнение к действующему
нефтепроводу еще и газопроводом Оха –
Комсомольск-на-Амуре.
Перед Дальним Востоком стоят
большие и разносторонние задачи дальнейшего
его индустриального развития: увеличение
добычи олова, вольфрама и некоторых других
редких и ценных ресурсов; укрепление
материально-технической базы рыбной
промышленности и увеличение выпуска
ее продукции; расширение морских портов
и причалов, наращивание мощностей судоремонтных
заводов; увеличение производства пиломатериалов,
целлюлозы, бумаги и картона; расширение
и укрепление топливно-энергетического
хозяйства, пищевой и легкой промышленности;
создание наилучших материально-бытовых
условий для дальнейшего увеличения притока
населения и закрепления кадров; опережающее
развитие жилищно-бытового и социально-культурного
строительства; создание высокоэффективной
рыночной экономики.
2.Характеристика
и анализ природных туристических
ресурсов в регионе.
Природные рекреационные ресурсы
– главный элемент туристского потенциала
Дальнего Востока. Исходя из опыта Канады,
находящейся в аналогичной природной
обстановке и имеющей такую же асимметрию
освоенности, природный туризм может иметь
огромное значение в экономике страны.
В России выделяются в природном отношении
четыре района, имеющие максимальную привлекательность
для внутренних и иностранных туристов
– Кавказ, Байкал, Алтай-Саяны и Камчатка,
при этом последний по ресурсам наиболее
привлекателен и наименее освоен. Это
единственная территория России, где иностранные
туристы преобладают над российскими
из других районов. Наряду с традиционными
для Камчатки видами иностранного туризма
- экологическим, научным, рыболовным,
охотничьим и спортивно-маршрутным (рафтинг,
альпинизм, треккинг), необходимо развивать
горнолыжный. Он обладает наибольшей массовостью,
очень высока потребность в нем со стороны
японских туристов, это единственный вид
туризма, который может привлечь много
туристов в мертвый сезон. Обилие нетронутых
склонов и особая структура снега приокеанических
гор создает прекрасные условия для фрирайда
– наиболее дорогого вида горнолыжного
туризма. Широкие возможности для развития
горнолыжного туризма имеют также Магаданская
и Сахалинская область.
Южные Курильские острова интересны
тем, что на малой площади изобилие природных
достопримечательностей (вулканы, термальные
минеральные источники, обрывающиеся
в море водопады, береговые скалы). Плохая
транспортная доступность существенно
ограничивает использование этой территории
в туристских целях.
Главный ресурс Приморского
края теплое море, что определяет специализацию
Приморского края - купально-пляжный туризм
для жителей северных и внутриконтинентальных
районов Дальнего Востока и Восточной
Сибири. Морские виды туризма для иностранных
туристов не могут быть привлекательны
из-за невозможности конкурировать с прибрежными
и островными территориями Восточной
и Юго-Восточной Азии и могут рассматриваться
только как вариант диверсификации отдыха.
Изюминкой Приморского края
является максимальное для России разнообразие
растительного и животного мира и обилие
краснокнижных представителей. Это важный
ресурс для научного, образовательного,
экологического, познавательного туризма
как внутреннего, так и иностранного. Однако
это представляет интерес главным образом
для специалистов или людей любознательных,
которых в потоке туристов, к сожалению,
не очень много. Соседние территории Китая
(Маньчжурия), Кореи и Японии имеют аналогичное
смешение северных и южных видов, а субтропическая
растительность более южных территорий
разнообразнее и пышнее. Недостатком Приморской
тайги являются энцефалитоопасность,
низкая обзорность местности (из-за лесистости
и небольшой высоты гор), труднопроходимость
(обилие лиан, подроста, колючих растений).
Природный туризм на Дальнем Востоке должен
ориентироваться преимущественно на внутреннего
регионального туриста. Не следует ожидать
в природном иностранном туризме значительные
потоки туристов. Наряду с этим следует
подчеркнуть, что создание качественной
инфраструктуры для природного туризма
сделает более привлекательным даже городской
иностранный туризм, так как позволит
разнообразить отдых.
Ограничивающим фактором развития
природного туризма на Дальнем Востоке
является отсутствие национальных парков.
Привлекательность территории только
за счет появления статуса национального
парка значительно повысится в глазах
иностранных туристов. Туристы высокоразвитых
стран, часто не имеющих возможность увидеть
уникальные объекты и естественную природу
вне национальных парков, ассоциируют
природный туризм только с ними.
Приморский край отличается
на Дальнем Востоке наибольшей привлекательностью
для круизного туризма. Это обусловлено
тем, что здесь расположен самый крупный
город-порт на побережье с наилучшими
культурно-историческими ресурсами. География
мировых круизных маршрутов непрерывно
расширяется, все чаще их начинают совершать
в Восточно-Азиатском регионе. Посещение
стран с различной культурой (Япония, Корея,
Китай, Россия) за один маршрут делает
их привлекательными. Увеличение количества
круизов в регионе связано еще с тем, что
японцы, длительное время игнорирующие
этот вид туризма, начинают тоже много
путешествовать. Развитие круизного туризма
требует решения ряда погранично-таможенных
и технических вопросов. Перспективны
круизы и вдоль мало освоенных побережий
(Камчатка, Курилы, Шантарские острова
и др.) по примеру маршрутов у берегов Норвегии,
Аляски, Канады.
В плане развития природного
туризма Хабаровский край имеет более
благоприятные условия по сравнению с
Приморским краем. Он имеет наилучшее
сочетание хороших природных рекреационных
ресурсов с транспортной доступностью.
Край характеризуется значительными территориями
нетронутых земель, высокой гористостью
(в том числе наличие гор альпийского типа),
прекрасными ресурсами речного рыболовного
и охотничьего туризма. Горные ландшафты
характеризуются высокой обзорностью,
много живописных объектов. По природным
рекреационным ресурсам Хабаровский край
в значительной степени аналогичен большей
части Якутии и Магаданской области, но
выигрывает по комфортности климата и
транспортной доступности. Лучшим районом
на Дальнем Востоке по сочетанию качеств
«транспортная доступность - природа»
является Буреинского нагорье.