Теоретические основы, организация и подготовка многодневного похода

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Теоретические основы, организация и подготовка многодневного похода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Основы техники и тактики многодневных походов . . . . . . . 4
1.2. Подготовка к маршруту. Цели и задачи похода . . . . . . . . . . 6
1.3. Разработка и составление календарного плана маршрута . . 6
II. Инвентарь многодневных походов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1. Индивидуальное снаряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Групповое снаряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
III. Проведение похода и обеспечение безопасности участников . . . .15
3.1. Движение на маршруте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.2. Остановки и стоянки на маршруте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.2.1. Остановки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.2.2. Дневной привал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
3.2.3. Ночлеги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
3.2.4. Дневки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.3. Питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
3.4. Обеспечение безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Файлы: 1 файл

11.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Для экономии в весе и утепления  ночлегов рекомендуется использовать многоместные (на 2-4 человека) спальные мешки.

 

 

III. Проведение похода и обеспечение безопасности участников

 

В любом туристическом походе, в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников похода; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

 

3.1. Движение на маршруте.

Допускает ошибку тот, кто считает, что в организации движения в походах все просто. От правильной организации движения туристов на маршруте зависят ритмичность работы организма, правильная дозировка нагрузки, четкость в действиях группы, безаварийность похода.

В первые дни похода из числа опытных  туристов следует выделить ведущего. Его задача выбирать путь, задавать выгодный темп движения (не выше темпа  движения самого слабого). Замыкающим назначается физически сильный участник похода. Его задача не допускать отставания, помогать уставшим, своевременно подавать ведущему сигнал остановки, если в том будет необходимость. При движении по ровной дороге необходимо двигаться, не растягиваясь, не опережая ведущего, не отставая от замыкающего. По горной тропе, по склонам для облегчения продвижения группы необходимо двигаться колонной по одному, не отрываясь друг от друга.

Через 10 минут после выхода на маршрут  необходимо сделать технический  привал, во время которого участники похода могут подтянуть лямки рюкзаков, переложить вещи в рюкзаке, переодеться, переобуться. Выходя утром на маршрут, кто-то может надеть более теплую куртку или брюки, а кто-то выйдет налегке. Не исключена возможность неправильной укладки рюкзака, обрыва лямок и т.д. Десять минут движения дадут возможность каждому почувствовать результат допущенной ошибки. Такие ошибки и устраняются во время технического привала. Длительность технического привала длится до устранения ошибок и неполадок.

В зависимости от рельефа местности, от физической подготовки, 10 минутные привалы можно делать через каждые 40-50 минут. Во время преодоления высоких подъемов через каждые 15-20 минут рекомендуется делать отдых, не снимая рюкзака. В практике туризма такие привалы широко практикуются. Лучше отдыхать в наклонном положении, упираясь ладонями выше колен. А если такой привал делается на крутом подъеме, то лучше повернуться спиной к подъему, и тогда можно увидеть только что пройденный сложный участок пути. Да и в зависимости от маршрута перед глазами может открыться для обозрения красивая местность. Применение «минут» замедляет усталость, а их исключение, особенно в первый день похода, вызывает быстрое утомление.

В первый день похода, когда происходит врабатывание организма, минутные привалы следует делать чаще. Необходимо следить за темпом движения, в первый день похода он должен быть ниже последующих дней. По ровной местности можно двигаться со скоростью 3,5-4 км/час. Для детей, особенно со слабой физической подготовкой, скорость передвижения не должна превышать километра в час. Скорость должна быть такой, чтобы сердце работало ровно и несколько чаще нормального.

На подъемах частота шага должна оставаться той же, что и на ровной местности, но его длину необходимо уменьшить на две трети. Это и поможет сохранить ритмичность дыхания. При движении по пересеченной местности скорость движения сокращается на одну треть, а при движении по сильно пересеченной местности – наполовину и больше. Длину шага при этом укрощается больше чем на половину. Иногда на крутых подъемах длина шага может быть меньше ступни. При этом двигаться следует медленно, ритмично, постепенно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. Ритмичность возможна только при правильной технике ходьбы. А это значит, что шаги следует делать примерно одинаковой длины, ступая с одинаковой частотой, тогда скорость передвижения по ровному месту становится постоянной. Она-то и регулирует величину нагрузки на организм. Техника движения на подъемах и спусках разная. При подъемах, сгибая в коленях ноги, на землю следует ставить сразу всю ступню для лучшего сцепления подошвы ботинка с грунтом, а носки несколько разворачивать в стороны. На некрутых спусках ногу ставят, почти не сгибая. Шаг можно делать пошире. При этом туловище несколько откидывается назад. Если рюкзак очень легкий, то можно спускаться в быстром темпе небольшими прыжками, приземляясь почти одновременно на обе ноги. Прыжки делаются несколько боком к склону.

Большого внимания требует к  себе движение по травянистому склону. Поднимаясь по такому склону, ноги ставят на всю ступню. Это усиливает сцепление ботинка с травой. С увеличением крутизны свыше 15° носки ног при подъеме разворачивают. Чем круче склон, тем на больший угол разворачивают носки. При спуске ступню ставят прямо всей подошвой. При этом слегка согнутые ноги пружинят. При траверсе склона ногу следует ставить всей подошвой поперек склона так, чтобы ступня «внутренней» по отношению к нему ноги была развернута слегка вверх, а ступня «внешней» слегка вниз.

Поднимаясь по травянистому склону, двигайтесь друг за другом, след в след с интервалом 0,5 м прямо вверх. Спускаться лучше прямо вниз. На склонах крутизной 25-30° спускаются зигзагами, держась, поближе друг к другу.

При движении по крутым склонам необходимо иметь альпеншток. Такой альпеншток желательно изготовить заблаговременно  чтобы избежать порубки леса.

Пользуются альпенштоком следующим  образом. В случае необходимости  рука, держащая древко около штычка, всей тяжестью опирается о древко, нажимая на него сверху, а рука держащая другой конец альпенштока как бы поддерживает его (обхват древка снизу).

Необходимо соблюдать осторожность на склонах, имеющих осыпи. Если нет возможности обойти их, то выбирается для движения более безопасный путь. Безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся мелких или лучше крупных камней. По ним можно подниматься и спускаться, как по ступенькам. Ногу следует ставить на камень ближе к склону, чтобы не нарушить устойчивость опоры. Подъем по прочной осыпи можно совершать прямо или небольшими зигзагами по наиболее безопасным и удобным местам. Спускаться можно наискось или прямо вниз. По непрочной осыпи лучше двигаться наискось, хотя возможно движение и зигзагами. В последнем случае необходимо следить за тем, чтобы не оказаться над своими товарищами или ниже их.

При движении в колонне необходимо следить, чтобы не образовывались разрывы. В случае образования разрыва необходимо остановиться, дать возможность отставшим подтянуться. Каждый стронутый камень надо сразу же задержать, иначе он, катясь по осыпи, наберет опасную скорость. Если камень остановить не удалось, то сразу же предупреждают группу об опасности четким окликом: «Камень!»

Для движения по некрутым снежным  склонам, как и по травянистым, достаточно иметь альпеншток, на крутых можно пользоваться ледорубом. Траверсируя несложные снежные склоны, спускаясь или поднимаясь по ним, альпеншток несите в одной руке, опираясь на него рукой со стороны склона (при движении поперек или наискось по склону).

 

3.2. Остановки и стоянки на маршруте.

Остановки и  стоянки на маршруте являются неотъемлемой частью многодневных походов. Они необходимы для передышки и восстановления сил.

Положения, когда  походная группа стоит на месте, различаются  по целям и продолжительности, приурочены к определенным часам дня. Самые короткие – остановки в процессе движения. Могут быть также более или менее длительные остановки из-за непредвиденных обстоятельств. Затем идут обеденные привалы, ночлеги и наконец, дневки.

3.2.1. Остановки.

Остановки организуются, в зависимости от условий прохождения маршрута, несколько раз в день на 10-20 минут. Более длительные остановки не рекомендуются, потому что нарушается ритм движения, наступает некоторое расслабление организма. В сложных велопоходах нет необходимости придерживаться четкого графика остановок для отдыха через каждый час или полтора, как это рекомендуется для велопоходов низших категорий сложности. Частота остановок – вопрос для каждой группы и для каждого похода индивидуальный, зависит от характера дорог, погоды, протяженности дневных переходов, от физической подготовленности участников к походу. Главное, чем надо при этом руководствоваться, – это состояние группы, чтобы люди были в нормальном бодром настроении, чтобы не возникало переутомления, потертостей от длительного сидения в седле и кручения педалей и т.д. Но хотя бы одна остановка за два часа должна быть.

Места остановок  желательно намечать заранее, например, на предыдущей остановке руководитель (штурман) приблизительно намечает место следующей и сообщает о ней остальным. Планируя остановки, нужно стремиться экономить время, совмещать отдых с каким-нибудь делом (уточнение дальнейшего пути, осмотр архитектурного памятника, сбор грибов, визит на почту и т.д.). Кроме того, остановки должны устраиваться вблизи питьевой воды, а в жаркую погоду – около ручьев, озер и рек, чтобы можно было искупаться, умыться, помыть ноги. На остановках полезно выполнять физические упражнения для шеи, рук, плечевого пояса и поясницы.

Темп движения перед остановкой и после нее  должен быть несколько снижен. Перед  тем, как остановиться, руководитель (или штурман) занимает место впереди  группы.

В городах остановки  могут быть более продолжительными, а в середине дня совмещены  с обедом. Здесь лучше затормозить около сквера или парка, на набережной реки, у велосипедов отставить дежурного, чтобы члены группы могли спокойно осмотреть достопримечательности, сходить в магазин, на рынок и т.д.

Немало в  пути бывает остановок и задержек, связанных с подъемом на перевалы, преодолением рек и ручьев, труднопроходимых участков и т.д. На любом перевале, в том числе промежуточных, группа, как правило, задерживается для того, чтобы все подтянулись. Составляя график дня, бывает, такие остановки упускают из виду, и они, к огорчению туристов, выбивают группу из графика.

Непредвиденные  остановки случаются по многим причинам: из-за ухудшения погоды (дождь, снегопад, пыльная буря и т. д.), при поломках велосипедов, при падении туриста  или ухудшении состояния здоровья, а также для фотографирования, расспросов о дороге, для заправки фляг водой и т.д. Поскольку такие остановки случаются довольно часто, на каждый день надо планировать хотя бы по часу резервного времени. Причем чем больше в группе участников похода, тем больше вероятность непредвиденных остановок, тем больше времени на них надо отводить. Хорошая физическая форма туристов дает больше возможностей для того, чтобы потом «нагнать» график. Высокая техника преодоления сложных участков каждым участником похода, навыки и умение вождения велосипеда в различных дорожных условиях, хорошее техническое состояние самих велосипедов также снижают вероятность незапланированных остановок.

3.2.2. Дневной привал.

Дневной привал устраивается для обеда и отдыха, используют его также для ремонта велосипедов и снаряжения. Продолжительность привала зависит от характера маршрута, погоды, физического состояния и желания группы. До обеда должна быть пройдена большая или сложная часть дневного отрезка маршрута. Останавливаться на привал нужно стараться на берегу реки, озера или ручья. В любом случае если обед не в столовой, привал должен быть у источника питьевой воды. Питьевую воду рекомендуется брать только из колодцев и родников, поэтому привал часто устраивают вблизи населенных пунктов.

Обед может  быть полным (с готовкой супа, второго  и третьего блюд), но бывает, группа ограничивается лишь кипячением чая, а  горячие блюда готовит утром  и вечером. Как бы то ни было, рекомендуется привал делать продолжительностью не менее полутора часов, а в жару – 4 часов. Приехав на место привала, участники похода, прежде всего, выдают дежурным все необходимое для приготовления обеда (чая). Если есть влажные вещи, а во время привала дождя нет, надо воспользоваться случаем и тут же развесить на кустах и ветвях, разложить на сухой траве вещи сушить. На дневном привале во время отдыха не будет лишним наловить рыбы на ужин, собрать грибов или ягод, искупаться, уточнить маршрут и график движения.

3.2.3. Ночлеги.

Места для ночлегов ориентировочно намечают по карте при подготовке к походу. Если конкретное место для ночлега не намечено, в походе его начинают присматривать за 20-30 минут до предполагаемого конца движения. Некоторые велотуристы не придают большого значения тому, где переночевать, лишь бы вблизи были питьевая вода и дрова, и расставляют палатки в мрачном лесу, в густом кустарнике, в увлажненном месте, вблизи от дороги, сельскохозяйственной фермы. Между тем удачно выбранное место для стоянки улучшает настроение, психологический климат в группе. Уютное место где-нибудь на берегу лесного озера или на краю поляны с пестрым разноцветьем под раскидистыми соснами располагает к тому, чтобы после ужина подольше посидеть у костра всем вместе. Не далее, чем в 1-1,5 км, должен быть источник питьевой воды (родник или колодец в деревне). В начале лета, когда больше всего комаров, место для бивака должно продуваться.

Если поход  проводится в горах, то место выбирают в верховьях горных рек, под перевалами, а если в степи и пустыне – у колодцев или населенных пунктов. Отправляясь в поход по пустыне, нужно заранее точно выяснить, есть ли в колодцах вода, пресная она или соленая.

Вторым важным условием при планировании ночевок является наличие дров для костра. В лесных и таежных районах проблем с топливом не бывает, а в поход по безлесным или малозалесенным районам лучше всего брать примусы, чтобы не возникало трудностей с выбором места для ночлега. Имея примус, не нужно искать дрова и при вынужденной остановке.

При выборе места  для бивака надо руководствоваться  соображениями безопасности. Не рекомендуется останавливаться на берегу реки ниже селений по течению, на речных отмелях, низких берегах рек, возле водоемов со стоячей водой, в руслах пересохших рек, на дне каньонов и узких ущелий, в устьях балок и оврагов, у подножия крутых склонов, под нависающими скалами, в лавиноопасных местах, на перевалах, вершинах склонов и холмов, в заповедниках, на старых зимниках и дорогах, под линиями электропередачи. Если бивак предполагается разбить в стороне от дороги, то нужно предусмотреть выезд на дорогу утром в случае ухудшения погоды.

Информация о работе Теоретические основы, организация и подготовка многодневного похода