Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:11, курс лекций
Эффективное функционирование системы туризма невозможно без хорошо продуманной технологии организации, планирования, регулирования, координации и контроля со стороны управленческих структур, ответственных за формирование и продвижение туристского продукта. А это обусловливает необходимость разработки и реализации туристской политики и технологии организации турбизнеса как совокупности приемов и способов управления и решения задач, связанных с формированием, продвижением реализацией и потреблением туристских услуг.
ТЕМА 1. Организация управления туристской деятельностью
3-32
ТЕМА 2. Технология разработки туристских программ
32-51
ТЕМА 3. Конкурентоспособность туристской фирмы
51-68
ТЕМА 4. Организационно-правовые основы дея-тельности туристского предприятия
68-93
ТЕМА 5. Технология организации формирования, продвижения и реализации туров
94-115
В зависимости от объекта налогового обложения налоги бывают:
1) прямые, которые непосредственно взимаются с доли дохода налогоплательщика (например, налог на прибыль и т. д. );
2) косвенные — в деятельности туристических фирм включены в цену туристского продукта (например, налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС) и т. д. ). По месту поступления налоги подразделяются на: закрепленные и регулирующие. Регулирующие налоги распределяются по различным уровням бюджетов.
По уровню управления налоги подразделяются на: региональные и местные.
По цели применения налоги бывают совокупные и целевые. В зависимости от сроков поступления налоги делятся на регулярные и разовые.
В туристской деятельности существуют следующие особенности при расчете НДС:
1) в сфере выездного туризма в налоговую базу по НДС не следует включать себестоимость услуг по размещению туристов, трансферам и прочему экскурсионному обслуживанию, оказываемых за пределами РБ, а также себестоимость услуг по международным перевозкам туристов;
2) освобождение от НДС, распространяется на: санаторно-курортные и оздоровительные предприятия и предприятия организации отдыха, расположенные на территории РБ, реализующие путевки (курсовки), форма которых является бланком строгой отчетности. Освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории РБ;
3) НДС не облагаются досрочные платежи в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория РБ;
Тема 4. Организационно-правовые основы
деятельности туристского предприятия.
1. Туристское предприятие как хозяйствующий субъект. определение его миссии и целей.
2. Организационно-правовые формы туристского предприятия. обоснование управленческой структуры турфирмы.
3. Разработка учредительных документов, государственная регистрация и организационное оформление туристского предприятия.
4. Прекращение деятельности туристского предприятия.
1. Туристское предприятие как хозяйствующий субъект. Определение его миссии и целей
В развитии туризма важную роль играют туристские предприятия, при помощи которых совершается более 40 % туристских поездок.
Туристское предприятие (фирма) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, самостоятельно формировать ее программу, выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Туристское предприятие, как и всякое другое, представляет собой относительно независимую составную часть национальной экономики, что определяется следующими обстоятельствами:
♦ оно является формой организации жизнедеятельности каждого человека и общества в целом;
♦ изготавливает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности человека и общества;
♦ выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются в процессе производства и реализации продукции;
♦ связывает интересы общества, собственника, коллектива, работника.
Туристское предприятие находится в определенной внешней и внутренней среде. Внутренняя среда включает (управление персоналом, бухгалтерию, отдел продаж, службу маркетинга и т. д. ). Внешняя среда — это то, что окружает предприятие и воздействует на него (потребители, конкуренты, партнеры и поставщики, правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей). Среда туристского предприятия никогда не бывает стабильна. Определенный состав, структура и состояние как внутренней, так и внешней среды туристского предприятия определяют систему его возможностей по удовлетворению потребностей потребителей на данный момент.
Главными задачами деятельности туристского предприятия являются: 1) создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, 2) поддержание предложения на уровне спроса, 3) а также сохранение конкурентоспособности туристского продукта. Для решения этих и других задач вначале необходимо создать само туристское предприятие и организовать его деятельность, т. е. разработать определенную последовательность действий, включающую несколько этапов.
1. Определение миссии и целей деятельности предприятия
2. Выбор организационно-правовой формы предприятия
3. Обоснование организационной структуры управления предприятием
4. Разработка учредительных документов, государственная регистрация и организационное оформление предприятия
5. Оформление офиса предприятия
6. Подбор и обучение персонала
7. Этапы создания туристского предприятия
Разумеется, предприятие не может функционировать без целевых ориентиров. «Цель» - это фундаментальное понятие менеджмента. Цель — это мотив, побуждающий к действию. На ее достижение оказывают влияние различные контрагенты, так или иначе связанные с деятельностью предприятия и вовлеченные в процесс его функционирования: собственники, клиенты (потребители или рынок), деловые партнеры, местные организации и общество в целом. Целеполагание означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий, характеризующих их смысловую содержательность.
Целеполагание обусловлено следующими факторами: выявлением необходимых функций управления; обоснованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.
Различают следующие цели:
♦ по принадлежности к фазам жизненного цикла систем — создания, функционирования и развития предприятия;
♦ по масштабу или степени охвата деятельности — глобальные, общие, локальные и частные;
♦ по рангу — главные (основные, приоритетные) и обеспечивающие (вспомогательные, побочные);
♦ по времени реализации — стратегические и тактические;
♦ по основным функциям управления — планирования, регулирования, организации, контроля и т. д.
Аэто значит, в своей деятельности предприятия должны руководствоваться набором целей, различающихся как по содержанию, так и с точки зрения временной перспективы.
Целеполагание — не единовременная акция. Оно предполагает установление реальных целей; выбор одной цели и ее формулирование; выявление подцелей и постановку целевых задач.
Целеполагание начинается с установления миссии предприятия, с учетом сферы его бизнеса.
Миссия - формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном периоде.
Существует широкое и узкое понимание миссии. Широкое толкование миссии отображает философию, предназначение и смысл существования предприятия.
Узкое толкование миссии рассматривает для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. раскрывает смысл его существования, отличие данного предприятия от ему подобных.
Значение миссии для деятельности предприятия заключается в следующем:
Формулировка миссии должна отличаться простотой и предельной ясностью, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодействующим с предприятием, в особенности его членам. Она должна отражать:
♦ общий характер потребностей, удовлетворяемых предприятием;
♦ основные конкурентные преимущества предприятия.
Миссия предприятия формулируется топ-менеджерами исходя из ответов на вопросы: кто мы? Что делаем? Куда движемся? Формулировка миссии, как правило, дается на первой странице устава предприятия (в турбизнесе — на первой странице рекламных проспектов) или провозглашается руководством предприятия на собрании акционеров.
Миссия эффективна при следующих условиях:
♦ ее разделяет большинство сотрудников предприятия.
Миссия образует фундамент для установления целей предприятия в целом, его подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, вытекающие из общей цели.
Цели — это конкретизация миссии предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Цели должны отвечать следующим ключевым требованиям: достижимости, гибкости, измеримости, конкретности, совместимости и приемлемости.
Выделяют следующие четыре основные сферы, применительно к которым предприятие устанавливает цели исходя из своих интересов: 1) доходы предприятия; 2) работа с клиентами; 3) потребности и благосостояние сотрудников, 4) социальная ответственность.
Для туристских предприятий основными целями могут быть следующие:
♦ стабилизация финансового состояния за счет осуществления маркетинговых мероприятий;
Основные направления целеполагания
Направление |
Описываемые показатели |
1. Прибыльность |
Величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п. |
2. Положение на рынке |
Доля рынка, объем продаж, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п. |
3. Производительность |
Издержки на единицу продукции, материалоемкость, объем производимой в единицу времени продукции и т. п. |
4. Финансовые ресурсы |
Показатели структуры капитала, величина оборотного капитала и т. п. |
5. Мощности организации |
Размеры занимаемой площади, количество единиц техники и т. п. |
6. Разработка, производство продукта и обновление технологии |
Затраты на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки введения нового продукта и т. п. |
7. Изменения в организации и управлении |
Сроки организационных изменений и т. п. ; количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации и т. п. |
8. Работа с покупателями |
Скорость обслуживания клиентов, число жалоб покупателей и т. п. |
9. Оказание помощи обществу |
Объем благотворительности и т. п. |
На предприятии, имеющем несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей (дерево целей), представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня
Построение дерева целей осуществляется по следующим правилам:
♦ общая цель должна содержать описание конечного результата;
♦ при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
♦ подцели каждого уровня должны быть независимыми и не вытекать друг из друга;
♦Формулировка целей должна соответствовать следующим требованиям:
♦ конкретизировать максимальную величину допустимых затрат;
♦ давать количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели.
2. Организационно-правовые формы туристского предприятия. Обоснование управленческой структуры турфирмы.
Выбор организационно-правовой формы предприятия
При выборе организационно-правовой формы деятельности предприятия нужно определить требуемый уровень и объем его возможных прав и обязательств.
В соответствии с национальным законодательством предприятия могут быть основаны на частной, коллективной, государственной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.
Субъектами хозяйствования могут выступать физические и юридические лица.
Под физическими лицами понимаются граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства и с двойным гражданством. Однако участие в товарно-денежных отношениях нередко требует вложения весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы многих участников рыночных отношений, можно решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образований, именуемых юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и собственный расчетный счет. Оно также должно быть внесено в единый государственный регистр юридических лиц страны регистрации.