Сравнительная характеристика Германии и Франции по культурно-историческому признаку

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Но как можно выбирать между двумя великими государствами, когда мы так мало знаем о них, об их природе, истории, культуре? Так как все лучшее познается в сравнении, в этой работе я постараюсь раскрыть особенности этих стран, столкнув между собой немецкую пунктуальность и французскую романтичность.
Всем нам известны общие сведения, такие как географическое положение, экономическая и государственная структура. Я предлагаю углубиться в историю государств, их культуру, ощутить их самобытность. Не маловажным для данного исследования является и развитие туризма, основные его виды, инфраструктура.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………...-2-
Глава 1. Общие сведения……………………………………………………………………………………….-3-
Географическое положение и государственное устройство……………………..-3-
Основные черты природы…………………………………………………………………………..-6-
Структура и особенности экономики и внешних связей…………………………..-10-
Глава 2. Культурно-исторический ресурсный потенциал……………………………………-12-
2.1. Исторический очерк развития ………………………………………………………………………-12-
2.2. Этнические, конфессиональные и культурные особенности……………………….-25-
2.3. Внутренние различия, крупные города и другие турцентры……………………….-30-
2.4. Основные культурно-исторические достопримечательности и музеи………..-32-
Глава 3. Важнейшие черты туриндустрии……………………………………………………………-34-
3.1. Главные виды туризма…………………………………………………………………………………..-34-
3.2. Туристская инфраструктура……………………………………………………………………………-35-
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………..-36-

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 4.27 Мб (Скачать)

После объединения ФРГ и ГДР 3 октября 1990 года: Федеративная Республика Германии (ФРГ). С 1995 года в полном наименовании страны на русском языке слово Германия стоит в именительном падеже.

2.2.     Этнические, конфессиональные и культурные  особенности.

Во французском политическом лексиконе не используется понятие  «национальное меньшинство» и даже «национальность» в том смысле, как  это слово понималось в Советском  Союзе и постсоветской России. В лексиконе французов слово  «национальность», «nationalité» означает исключительно «гражданство», а прилагательное «национальный, национальная», «national, nationale» означает принадлежность к государству — Французской республике, поскольку Республика исходит из нации, то есть народа, которому принадлежит государственный, национальный суверенитет, что зафиксировано в статье 3 Конституции Французской республики. Аналогично в Соединенных Штатах Америки, например, проживают граждане только одной национальности — американцы, если не принимать во внимание иностранцев, проживающих в США на тех или иных основаниях легально или нелегально. Таким образом, все граждане Франции включаются в одну категорию официальной статистики — «французы».

Советские энциклопедии приводят данные на 1975 год об этническом составе  страны, не приводя, впрочем, описания методов оценки: около 90 % населения составляли этнические французы. К национальным меньшинствам относятся эльзасцы и лотарингцы (около 1,4 млн чел.), бретонцы (1,25 млн чел.), евреи (около 500 тыс. чел.), фламандцы (300 тыс. чел.), каталонцы (250 тыс. чел.), баски (140 тыс. чел.) и корсиканцы (280 тыс. чел.). 
Эльзасцы говорят на алеманском диалекте немецкого языка, лотарингцы на его франкских наречиях. Литературным языком для большинства эльзасцев является немецкий. Большинство эльзасцев — католики, среди сельских жителей есть протестанты (лютеране и кальвинисты). 
Бретонцы говорят на бретонском языке кельтской группы индоевропейской семьи, который имеет четыре диалекта: трегьерский, корнуайльский, ваннский и леонарский. Он лег в основу литературного языка. На бретонском языке говорит около 200 тысяч человек на западе Бретани. В восточной Бретани распространен диалект французского языка — галло. Но основная идея не язык, а общая история, происхождение, особое географическое происхождение, а значит, и особые хозяйственные занятия. Бретань — центр развития кельтской культуры. 
Фламандцы проживают на севере страны, в так называемой Французской Фландрии. Говорят на южном варианте нидерландского языка. По религиозной принадлежности они в основном католики. Корсиканцы (самоназвание «корси») населяют остров Корсику. Говорят на французском языке. В быту используют два итальянских говора: чизмонтанский и ольтремонтанский. Исповедуют католицизм. 
Баски (самоназвание эускалдунак — «говорящий по-баскски») во Франции населяют районы Лабур, Суль и Нижняя Наварра; в Испании — провинции Бискайя, Гипускоа, Алава, Наварра. Баскский изолированный, к тому же он делится на диалекты. Распространены официальные языки: французский и испанский. Баски исповедуют католицизм.

Германские племена довольно поздно (III—IV века) начали осваивать  территории современной Германии, которые  в то время населяли славяне, кельты и некоторые другие народности. Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения крестьян и воинственных кочевников (баваров, саксов, алеманнов, тюрингов). Среди наиболее крупных этнических групп того времени можно выделить следующие: Алеманны, жившие в основном вдоль побережья Рейна, на границе с Францией. Швабы, сосредоточившиеся на юге и юго-западе страны. Франки (центральная и северо-западная Германия). Сегодня населяют Нижнюю Саксонию, Северный Рейн. Саксонцы. В IX веке Карл IX расселил саксонцев в разных областях вдоль р. Эльба Тем самым он стремился сломить национальный дух саксонцев и прекратить восстания на территории их проживания. Бавары. Баварский народ принципиально отличается от других этносов Германии. Дело в том, что данная территория долгое время была самостоятельным и вполне самодостаточным, влиятельным королевством, которое обладало широкими экономико-политическими связями с чехами, швейцарцами, австрийцами и итальянцами. А после Первой мировой войны Бавария даже создала собственное государство на несколько месяцев, не войдя в состав Веймарской республики. Историческая обусловленность объясняет собственное баварское этническое самосознание, наличие большого числа самобытных обычаев и специфической национальной кухни.

На сегодняшний день в  землях Бранденбург и Саксония проживают лужицкие сербы (60-100 тыс.), в северных районах земли Шлезвиг-Гольштейн — датчане (50 тыс.), 12 тыс. фризов (Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн) и 70 тыс. цыган. Эти группы официально признаны государством национальными меньшинствами.

Лужицкие сербы — потомки некогда многочисленных полабских славян, земли которых (от р. Заале до Одера) были захвачены немецкими феодалами. В XIII в. исчезают племенные названия лужичан и появляются областные — Нижняя Лужица (Нидерлаузиц), область расселения собственно племени лужичан, и Верхняя Лужица (Оберлаузиц) — область мильчан, гломачей.

В период Реформации большая  часть лужичан приняла лютеранство. В результате наметились некоторые различия: католики по-прежнему пользовались латинским алфавитом, а лютеране стали применять разновидность готического (так называемый «швабах»). Развитие промышленности в районе Шпремберга и Зенфтенберга привело в конце XIX — начале XX в. к образованию широкого пояса немецких поселений, перерезавшего лужицкую территорию. С этого времени образовалось два небольших изолированных славянских островка.

Пришедшие к власти нацисты  разогнали национальные лужицкие культурные, научные и общественные организации («Матица Сербска», «Домовина» и др.), закрыли газеты и журналы; наиболее видные общественные деятели и представители передовой интеллигенции были выселены за пределы лужицкой земли или посажены в концлагеря. Лужичанам грозило полное исчезновение. После разгрома нацизма лужичанам была предоставлена культурная автономия.

В стране насчитывается 6,75 млн иностранных граждан, большая часть которых — иностранные рабочие. Из них 1,749 млн — турки, 930 тыс. — граждане республик бывшей Югославии, 187,5 тыс. граждане РФ и 129 тыс. граждане Украины. Иностранцы (в основном турки) стали в Германии серьёзным экономическим фактором. Начиная с 1988 г. в ФРГ из постсоветских государств на постоянное место жительства прибыли 2,2 млн переселенцев немецкого происхождения и 220 тыс. человек контингентных беженцев (включая членов их семей), составив таким образом одну из крупнейших русскоязычных диаспор мира.

   Культура любой  страны может многое рассказать  о её народе. Франция является  одной из немногих стран, в  которой государство активно  участвует в приобщении населения  к культуре. С самого раннего  детства культура Франции закладывается  в души и умы маленьких французов  при помощи особенной системы  образования. Может быть, поэтому  культура Франции всегда была  образцом утонченности, стиля и  интеллигентности, признанном во  всем цивилизованном мире.  
 
   Культура современной Франции, конечно же, испытывает огромное влияние богатейшего наследия прошлых веков. Народные обычаи и традиции, а также шедевры музыки, литературы, живописи, архитектуры, философские труды, созданные мастерами прошлого – неиссякаемый источник вдохновения для новых поисков и свершений. Постоянно развитие, совершенствование и оттачивание мастерства – главные признаки культуры Франции в наши дни.


Рис. 8. Киноаппарат  братьев Люмьер.





   Конец 16 века ознаменовался во Франции  концом многочисленных гражданских  войн. Наступление мира и развитие  экономики позволили французской  культуре выйти на более высокий  уровень.  
 
   К середине 17 века окончательно сформировался классический французский язык, что дало толчок к созданию литературных и философских шедевров. Наука и культура Франции 17 века основаны на принципе рационализма, то есть делают разум основным средством познания мира. Всему миру интересны работы Декарта, Мольера, Буало, Лефонтена.  
 
   Культура Франции 18 века – это потрясающий по своей мощи период Просвещения. Блестящие труды писателей, ученых, философов этого времени становятся основой мировой культуры. Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и многие другие – именно они подготовили основу для дальнейшего революционного развития страны. Для Франции 17 и 18 век - это еще и классицизм, романтизм, барокко, рококо и... реализм.  
 
   Изобразительная культура Франции 19 и 20 века – это период начала и расцвета импрессионизма (Моне, Дега, Ренуар). Не менее знамениты и труды французских ученых в области физики и математики - наука и культура Франции XIX века это прочный фундамент мирового Просвещения. Культура Франции 20 века представляет собой интереснейший сплав современности и традиций - чего стоит одно изобретение братьев Люмьер!

   Культура и искусство  Франции, как и любой другой  страны, формировались под влиянием  двух основных факторов: географического  положения и исторического развития. Уже с середины 17 века Францию  считали основательницей элитарной  культуры. Большое количество и  развитость различных наук, ремесел,  искусств оказали огромное влияние  на мировую культуру.

   Культура Германии, благодаря исторической роли  Германии в становлении Европы, и удачному географическому положению  в центре Европы, является одной  из самых развитых и богатых  в мире.


   Философская и  поэтическая культура Германии, музыкальная и живописная традиции, богатейшая архитектура создали  благодатную почву для многих  гениев мира. Имена Гёте и Шиллера,  братьев Гримм становятся известны  европейцам с самого детства.  Томас Манн, Герман Гессе, Бертольд  Брехт – в библиотеке любого  человека, считающего себя классически  образованным. Философская культура  Германии, давшая Канта и Гегеля, Маркса и Ницше во многом  определили судьбы мира последних  столетий.

   Богатейшая музыкальная  культура Германии на плечах гигантов Иоганна Себастьяна Баха и Людвига Ван Бетховена подняла австрийских композиторов Листа и Моцарта, привела к расцвету поп-культуры и появлению электронной музыки современности. Живописная культура Германии насчитывает сотни имен, от Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха до художников-модернистов берлинского Сецессиона. Религиозная культура Германии не знает большего имени, чем великий реформатор Мартин Лютер. Весь мир с благодарностью принимает уроки классической немецкой школы культуры и иногда поражается своеобразности современной культурной жизни Германии.

Рис. 9. Людвиг Ван  Бетховен.





Для современной  Германии характерно многообразие и  широкое распространение культуры. Здесь нет централизации культурной жизни и культурных ценностей  в одном или нескольких городах — они рассредоточены буквально по всей стране: наряду с известными Берлином, Мюнхеном, Веймаром, Дрезденом или Кёльном имеется множество небольших, не так широко известных, но культурно значимых мест: Ротенбург-обдер-Таубер, Наумбург, Байройт, Целле, Виттенберг, Шлезвиг и т. д. В 1999 насчитывалось 4570 музеев, причём их число растёт. В год на них приходится почти 100 млн посещений. Наиболее известные музеи — Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и многие другие. Немало также музеев-дворцов (наиболее известный — Сан-Суси в Потсдаме) и музеев-замков.

   Германия была  обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших ее (главной из которых была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип «cuius regio euius religio» («чья власть, того и вера»), то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

   В современной  Германии основные религии –  католицизм и лютеранство (протестантизм). Незначительную часть составляют  православие, ислам и иудаизм.

   Во Франции религиозная  ситуация обстоит несколько сложнее.  С 1905 года церковь и государство официально разделены во всей Франции, кроме Эльзаса и Мозель, которые не принадлежали ей на момент разделения.

   В 2004 году принят закон, запрещающий ношение религиозной символики в государственных школах (Закон № 2004—228 от 15 марта 2004 года). В ночь с 15 на 16 сентября 2011 года во Франции вступил в силу запрет на молитвы на улицах.

   После окончания Второй мировой войны во Франции произошло резкое снижение религиозной практики в рамках традиционных церквей и увеличение посещаемости мусульманских и протестантских за счет миграции. Тем не менее, подавляющее большинство верующих во Франции – католики.

2.3.    Внутренние  различия, крупные города и другие  турцентры.

   Помимо всего вышеописанного  между Германией и Францией  еще множество внутренних различий. Взять хотя бы национальную  кухню стран. Французскую кухню   условно можно поделить на  две основные ветви — региональную  народную и изысканную аристократическую.  К региональной кухне относятся  блюда, которые на протяжении  веков готовили жители различных  исторических областей страны (марсельский  рыбный суп; страсбургский паштет  из гусиной печени; говядина по-бургундски; эльзасская тушеная в белом  вине кислая капуста и др.) Аристократическая  французская кухня сформировалась  при дворе Бурбонов, когда Париж стал законодателем мировой моды. Её неповторимые блюда отличались разнообразием и изысканностью.

   Особой гордостью  французов являются вина. Короли  французских вин — бордо и  бургундское. Также всемирной  известностью пользуется шампанское. Кроме того, Франция является  родиной коньяка.

Информация о работе Сравнительная характеристика Германии и Франции по культурно-историческому признаку