Состояние и прогнозы развития международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и прогнозы развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть историю развития международного туризма.
2.Раскрыть сущность понятия «международный туризм» и определить его виды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДЕОГО ТУРИЗМА.
1.1.История развития международного туризма ………………………………….4
1.2.Типы и виды международного туризма .………………………………........10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
2.1.Состояние и развитие международного туризма на современном этапе …15
2.2.Прогнозы развития международного туризма ……………….........................21 2.3.Международные туристические организации ……………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

медународный туризм (2).docx

— 105.06 Кб (Скачать)

(см. таблицу 1.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Значительна проблема неравенства освоения мирового пространства в секторе международного туризма, что позволит сделать следующие заключения и выводы:

1. Каждая территория имеет  свой рекреационный потенциал, который, зависит и от того, какая часть  территории занята на иные  хозяйственные нужды.

2. Современный мир исключительно  разнообразен со всех точек  зрения. Различны природные и природноресурсные,историко-культурные, этноконфессиональные, социально-экономические условия разных стран и районов. И именно это разнообразие-основа функционирования такой отрасли социальной сферы как туризм. Ведь именно стремление увидеть что-то новое вовлекает людей в эту сферу. Решающую роль в международном туризме играет абсолютное преимущество.Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства-- пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др.Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее.Специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям.Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов.Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки удовлетворяют в той же Швейцарии или Австрии, Италии.  Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы со всего мира.

3. Стоимость природных  ресурсов и историко-культурных  памятников зависит от их доступности  и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности  к этим ресурсам и их эксплуатации  для целей туризма они приобретают  экономическое значение.

     География перспектив регионов-доноров в туризме очень противоречива, она оценивалась по трем категориям:

- низкая - ниже 3% роста в год

- средняя - между 3% и 4% роста в год

- высокая - с превышением 4% роста в год

 

     2.1. Состояние развития международного туризма на современном этапе.

     Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с растущим влиянием туризма на экономику каждой отдельной страны.

     Анализ тенденций развития международного туризма позволяет:

-идентифицировать те  страны и регионы, где международный  туризм возрастает , и те, где он снижается;

-объяснить причины больших  различий в географическом  разделении  туристических потоков и доходов  от туризма;

-идентифицировать страны, где международный туризм имеет  большой потенциал для превращения  в важный элемент экономического  развития.

     Основным статистическим показателем международного туризма является общее количество туристических прибытий во всех странах мира в течение календарного года.

     Несмотря на кратковременные колебания в отдельные периоды, развитие международного туризма отличается устойчивым,динамичным ростом.В основе интенсивного международного туризма лежат следующие предпосылки:

-экономический и социальный  прогресс, особенно в промышленно  развитых странах, позволивший значительно  повысить уровень заработной  платы и пенсий, а также увеличить  продолжительность отпусков населению  этих стран;

-совершенствование средств транспорта, ускорение и удешевление в результате этого перевозок туристов;

-ослабление таможенных,валютных ограничений, пограничных формальностей, а также отмена их ( в частности, между странами Европейского Союза);

-создание мощной туристической  индустрии;

-существенный рост путешествий  с деловыми целями. [10 стр.349 ]                                                                    

     В экономике государства международный туризм выполняет ряд важных функций:[6]

1. Международный туризм  является источником валютных  поступлений для страны и средством  для обеспечения занятости.

2. Международный туризм  расширяет вклады в платежный  баланс и ВНП страны.

3. Международный туризм  способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие  сферу туризма.

4. С ростом занятости  в сфере туризма растут доходы  населения и повышается уровень благосостояния нации.

     Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов.Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах и странах Ближнего Востока. На долю этих регионов приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.Туризм занимает значительное место в международных отношениях.[7] Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

     Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XXI столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт.Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых.Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.В наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний.Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

     Исходя из всего вышеперечисленного, можно назвать основные черты развития туризма в предстоящее десятилетие:

- дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;

-постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм;

-определяющими факторами туризма станут социодемографические изменения, электронная информация и коммуникационные системы;

-популяризация деятельности туроператоров, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом;

-одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия.В рамках этого потока будет усиливаться роль международного сектора России как центра транзитного обслуживания из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.

 

     Анализ мировых тенденций развития туризма.

     Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему,[8]в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов.Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма. Туризм (от фр. Torisme < Тоuг - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества.Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг.Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества. В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный. Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие.[9]Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока

Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, миллион человек)

Регионы мира

        

1985 1990   1995  2000   2010   2020

Африка

9,7     15,0  20,2  27,4    47,0    77,3

Америка (Сев. и Юж.)

64,3  92,8   108,9  130,2  190,4 282,3

Восточная Азия (Тихоокеанский регион)

31,1  54,6   81,4   92,9   195,2   397,2

Европа

212,0  282,7   338,4 393,4  527,3    717,0

Ближний Восток

7,5 9,0   12,4   18,3   35,9   68,5

Южная Азия

2,5 3,2    4,2    5,5   10,6      18,8

  Всего

327,1  457,2    565,4 667,7 1006,4  1561,1


     К 2020 г. согласно прогнозам свои лидерские позиции сохранит Европа, между тем страны Восточной Азии устойчиво прогрессируют на рынке туризма, доля стран этого региона с каждым пятилетием возрастает. Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг. Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов,[15]позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.       

Информация о работе Состояние и прогнозы развития международного туризма