Социальные технологии мотивации сотрудников фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика мотивации как функции менеджмента
1.1 Понятие мотивации персонала…………………………………………….…5
1.2 Мотивационный процесс………………………………………………….….9
1.3 Современные системы мотивации служащих…………………………..…12
Глава 2. Методы мотивирования персонала и их практическая значимость
2.1 Методы мотивирования……………………………………………………..14
2.2 Использование мотивации в практике менеджмента……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

соц технологии в туризме.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

В рамках этих групп методов сегодня  разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.

В современном обществе мотивация  основывается на знаниях и механизмах психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Использование мотивации  в практике менеджмента

Говоря о мотивации, нужно констатировать, что нет какого-то одного «лучшего»  ее способа. У людей множество  разнообразных потребностей и целей. Люди по-разному ведут себя, стремясь достичь своих целей. То, что приемлемо  для одного человека, может абсолютно  не подойти для другого. Это лишний раз подтверждает, что на практике осуществлять эту важнейшую управленческую функцию очень непросто. Труд менеджера  в рамках этой функции осуществляется в таких направлениях:

* работа по совершенствованию  материального вознаграждения сотрудников  (материальное стимулирование);

* разработка и осуществление  систем и мер моральных стимулов  к труду;

* создание условий привлекательности,  интересного труда, эстетичности  трудового места и трудовых  операций:

* гарантирование занятости, деловой  карьеры, возможностей повышения  квалификации и т.д. Менеджер, помимо этого, должен оценить  степень трудового участия каждого  сотрудника или группы.

Есть несколько способов вознаградить людей за труд:

1. Материальное вознаграждение  за более интенсивный труд  и лучшее его качество вне  зависимости от стажа работника  в различной форме.

2. Разовое денежное вознаграждение  за выполнение научных и инженерных  работ при их внедрении в  производство (премии).

3. Повышение в должности, звании, которые в наибольшей степени  соответствуют возможностям работника.

4. Поощрение свободным временем  или предоставление возможности  работнику самостоятельно планировать  свой рабочий день, ведущее к  росту производительности.

5. Общественное и личное признание  заслуг работника посредством  наград, благодарностей, грамот, прессы, радио, телевидения, похвалы в  соответствующей форме, доверие,  предоставление преимуществ и  привилегий за лучшую работу.

«Весь «набор» данных стимулов к  труду должен быть гласным, известным  всем сотрудникам и действительно  заслуженным.

Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это  делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто  постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи  возникает вопрос о наказании  работников, допустивших промахи  в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесшие материальный и моральный  урон фирме.

Говоря о таком способе вознаграждения, как деньги, нет необходимости  убеждать, насколько это важно, В  бизнесе деньги - символ успеха. Формы  денежного поощрения могут быть различны: повышение заработной платы, премии, участие в прибыли фирмы.

Организации заработной платы на предприятии  придается огромное значение. Организация  заработной платы осуществляется с  помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем заработной платы и  т.д.

Тарифная система - совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда  в зависимости от сложности и  условий труда, форм заработной платы и специфики отрасли.

Формы и системы заработной платы - порядок ее начисления в зависимости  от организационных условий производства, и результатов труда.

Существует две формы заработной платы: сдельная, при которой заработная плата начисляется за каждую единицу  продукции или выполнения объема работ, и повременная, при которой  заработная плата начисляется по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Систем оплаты труда существует очень много, особенно это касается сдельной формы заработной платы. Назовем  две:

1. Сдельно-регрессивная система,  или «система дележа премий».  При этой системе заработки  растут медленнее, чем выработка.

2. Система нормирования дневной выработки. Выплачиваются различные ставки в зависимости от уровня выработки.

В случае успешной работы предприятия  и экономии на заработную плату образуется премиальный фонд. 25 % этой экономии идет в резервный фонд, а остальное  распределяется между работниками.

Разновидностью этой системы является так называемая «формула общего коэффициента», основанная на доле расходов на рабочую  силу в объеме реализованной продукции. Обычно это соотношение относительно стабильно на предприятиях. При помощи этого коэффициента находят допустимые расходы на заработную плату. Если фактические  затраты на заработную плату меньше, то полученную экономию выплачивают  в виде премий.

Широко применяются формы коллективного  премирования. В настоящее время  они рассматриваются как лучшие. Их также очень много, но их можно  свести к трем основным разновидностям:

1. Система участия в распределении  прибылей (заранее определяется  доля прибыли, идущая на премии).

2. Система участия в результатах  работы предприятия.

3. Дивидендная система (участие  в прибыли).

Еще один способ вознаграждения - признание. Как ни сильны материальные стимулы, моральные могут быть еще сильнее. Особенно большое удовольствие доставляет человеку общественное признание, когда  его работу отмечают в присутствии  остальных членов коллектива. Это  также повышение в должности, звании.

Следующий способ - свобода. Для некоторых  людей постоянный контроль и опека - только помеха в работе. Если такой  человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например разрешить часть работы делать дома.

В этом аспекте большой интерес  для работников представляют внедряемые на предприятиях различные новые  типы расписаний работы (гибкий график). Например, скользящий график, при котором  разрешается менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий  день. Переменный день - это график, при котором разрешается менять продолжительность рабочего дня. Гибкое размещение позволяет менять не только часы, но и расположение работы - можно  работать дома, в филиалах и т.п.

Конечно, не всякие виды и организация  труда позволяют использовать гибкое расписание времени, но эта форма  мотивации нашла широкое применение в практике зарубежных и отечественных  предприятий. По некоторым данным, сегодня  телеработой (работа дома за компьютером) занято около 15% рабочей силы.

Еще один способ вознаграждения - перспектива. Многие фирмы теряют своих лучших работников, потому что не дают им возможности  «расти». Если руководитель хочет удержать таких людей, он должен открывать  перед ними перспективу профессионального  роста. Это не значит, что всех хороших  работников нужно постоянно передвигать  на более высокие должности. Можно  вознаградить иначе, например, поручив  новую, более сложную и ответственную  работу с соответствующей оплатой.

Заключая этот вопрос, следует сказать  об острой проблеме сегодняшнего дня - улучшении условий труда.

На этапе перехода к рынку  значимость условий труда как  одной из важнейших потребностей человека возрастает. Новый уровень  социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием производительности труда и его эффективности. Следует отличать еще одну сторону этой проблемы - низкую трудовую культуру самих работников. Длительное время, работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы управления производительностью, одним из которых является повышение культуры производства. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали:

1) ликвидировать ненужные предметы  на рабочих местах;

2) правильно располагать и хранить  нужные предметы;

3) постоянно поддерживать чистоту  и порядок на рабочем месте;

4) постоянная готовность рабочего  места к проведению работы;

5) усвоить дисциплину и соблюдать  перечисленные принципы.

Состояние рабочего места оценивается  ежедневно при проверке на соответствие его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в  постоянном поддержании в хорошем  состоянии своего рабочего места, так  как в этом случае увеличивается  на 10 % тарифная часть их заработка. Применение такой системы позволяет  повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.

Итак, менеджеру, занятому разработкой  мотивации труда, важно знать  личные и общественные интересы сотрудников, мотивационную структуру человеческого  поведения; знать, к каким последствиям могут привести вводимые им меры. Важно, чтобы любое решение в сфере  мотивации к труду было гласным, известно из первых рук, понятно и  правильно, даже если на первых порах  это решение ущемляет чьи-либо интересы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эффективность той или иной мотивационной  системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы сделаны определенные шаги к повышению роли самих предприятий  к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке  времени позволяют претворять в  жизнь стоящие перед предприятиями  цели и задачи в условиях рыночных отношений.

Сейчас вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному  труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно  зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств  и других качественных характеристик.

Вместе с тем как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время, проблема мотивации остается самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной  в практическом плане проблемой

Решение этой проблемы главным образом  зависит от нас самих. Мы сами несем  ответственность за свою жизнь и  мотивацию к работе. Чем быстрее  мы воспримем такую точку зрения, тем быстрее начнем осуществлять правильные мероприятия. Однако представляется, что многие из нас тратят слишком  много времени, прежде чем осмеливаются принять на себя главную ответственность  за содержание своей жизни и желание  работать.

Мы привыкли искать причины своих  жизненных и рабочих проблем  вначале вне нас. Причины находятся  быстро: это - ближайшие коллеги по работе, начальники, подчиненные, разделение труда, атмосфера, способ управления, а  вне своего предприятия - экономическая  конъюнктура, неразумная политика правительства  и множество других факторов, лежащих  даже за пределами нашей страны. Многие из нас тратят так много  времени на объяснение эффективности  своей работы или нежелания работать, что в течение этого времени  при его правильном использовании  можно было бы достичь значительно  более высокой мотивации, как  собственной, так и ближайшего окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Авчиренко Л.К. Управление персоналом  организации. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Белкин В., Белкина Н. Внедряем  новый механизм оценки и оплаты  труда //Человек и труд - № 4/ 2007.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008.

4. Егоров Е.Е. Мотивация и стимулирование  труда в управлении персоналом: монография, 2008.

5. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2007.

6. Игнатьева А.В. Основы менеджмента. - М.: Эконом. Образование, 2008.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2008.

8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. - СПб.: Фирма, 2007.

10. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: ОМЕГА, 2008.

11. Махорт Н. Проблема мотивации  в трудовой деятельности. - М.: Экономистъ, 2008.

12. Мордовин С.К. Управление персоналом: Современная российская практика. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

13. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Интел-Синтез, 2007.

14. Трофимов Н.С. Современное  управление персоналом организации. - СПб.: Канди, 2008.

15. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2007.

 


Информация о работе Социальные технологии мотивации сотрудников фирмы