Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:17, контрольная работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика мотивации как функции менеджмента
1.1 Понятие мотивации персонала…………………………………………….…5
1.2 Мотивационный процесс………………………………………………….….9
1.3 Современные системы мотивации служащих…………………………..…12
Глава 2. Методы мотивирования персонала и их практическая значимость
2.1 Методы мотивирования……………………………………………………..14
2.2 Использование мотивации в практике менеджмента……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26
- 4 этап - осуществление действия, т.е.
затрата усилий для
- 5 этап - получение вознаграждения
за осуществление действия. Проделав
необходимую работу, человек получает
то, что он может использовать
для удовлетворения
- 6 этап - устранение потребности
- человек или прекращает
Заметим, что даже знание логики процесса мотивации персонала сполна не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом.
Значительным фактором является то,
что мотивационный процесс
Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.
Одной из основных задач управления
является определение мотивов
Благоприятные оценки проделанной
работы (положительное подкрепление)
повышают самооценку, мотивируют трудовую
деятельность, усиливают творческую
инициативу. Поощрение вселяет веру
у человека в себя, в свой потенциал,
способности, дает надежду на успешное
выполнение новых заданий, что усиливает
стремление, трудится наилучшим образом.
Позитивное подкрепление формирует
установку, в рамках которой персонал
стремится к такой линии
1.3 Современные системы мотивации служащих
В соответствии с законом человеку
необходимо работать не менее 40 часов
в неделю. Система, называемая «сжатая
рабочая неделя» позволяет
Еще одним вариантом сжатой рабочей
недели является так называемая программа
«9-80». Суть ее состоит в том, что
служащие работают по 9 часов с понедельника
по четверг и по 8 часов через
пятницу. Данный способ обеспечивает наличие
свободного времени у сотрудников.
Но тут имеются недостатки: во-первых,
производительность труда работников
к концу более продолжительной
недели снижается, во-вторых, ухудшается
качество обслуживания заказчиков и
потребителей, в-третьих, данный график
работы может не устраивать отдельных
сотрудников, в-четвертых, данная система
приводит к непродуктивному
Следующим, наиболее распространенным способом мотивации является система гибкого рабочего времени, иначе гибкий график. Данный способ представляет собой систему планирования рабочего времени, при которой служащие должны отработать в неделю определенное количество часов, причем они могут самостоятельно распределять свое рабочее время. При использовании гибкого графика руководством назначается определенное основное время, когда служащие обязаны присутствовать на работе, а время ухода, прихода и обеденного перерыва определяется самостоятельно.
Вышеописанная система способствует
снижению прогулов, улучшает микроклимат
в организации и повышает интенсивность
труда. Несмотря на то, что данный метод
служит средством мотивации, он имеет
ряд недостатков. При применении
данного способа мотивации
Еще одним способом мотивации в
современных условиях является разделение
рабочего задания. То есть работу, охватывающую
40 часов в неделю, разделяют между
двумя или несколькими
Последним способом мотивации, является
дистанционное присутствие на рабочем
месте с помощью персонального
компьютера. Данная система предполагает
объединение людей, работающих на дому
посредством локальных
Глава 2. Методы мотивирования персонала и их практическая значимость
2.1 Методы мотивирования
Методы мотивирования
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
- материальное поощрение;
- организационные методы;
- морально-психологические.
Наиболее распространенной формой
(методом) материального мотивирования
является индивидуальная премия. Ее целесообразно
выплачивать один раз в год, иначе
она превратится в заработную
плату, и лишиться своей мотивирующей
роли. Целесообразно заранее
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением,
его справедливым уровнем мотивирует
инициативу людей, формирует у них
приверженность организации, привлекает
к ней новых работников. Хотя труд
в нашей стране, в отличие от
высокоразвитых стран, на сегодняшний
день рассматривается, в основном, лишь
как средство заработка, можно предположить,
что потребность в деньгах
будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после
которого деньги станут условием нормального
психологического состояния, сохранения
человеческого достоинства. В этом
случае в качестве доминирующих могут
выступить другие группы потребностей,
связанные с потребностью в творчестве,
достижении успехов и другие. Для
руководителя очень важно умение
распознавать потребности работников.
Потребность более низкого
Конечно, ни одна система материального
вознаграждения не может в полной
мере учитывать характер и сложность
труда, личный вклад работника и
весь объем работы, так как многие
трудовые функции вообще не фиксируются
в нормативных актах и
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось, кроме экономических
(материальных) способов мотивации
существуют не экономические, а именно:
организационные и морально-
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
- участие в делах организации (как правило, социальных);
- перспектива приобрести новые знания и навыки;
- обогащение содержания труда
(предоставление более
Морально-психологические
- создание условий,
- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
- признание (личное и публичное,
- высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
- атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост
роли экономических методов
Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования. Укрупнено все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические мотивы всех
типов (зарплата во всех ее
разновидностях, включая контрактную,
премии, льготы, страховки, беспроцентные
кредиты и т.п.). Успешность их
воздействия определяется тем,
насколько коллектив понимает
принципы системы, признает их
справедливыми, в какой мере
соблюдается неотвратимость
2. Управление по целям. Эта
система широко используется
в США и предусматривает
3. Обогащение труда - эта система
в большей степени относится
к неэкономическим методам и
означает предоставление людям
более содержательной, перспективной
работы, значительной
4. Система участия - в настоящее
время существует в
Информация о работе Социальные технологии мотивации сотрудников фирмы