Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной курсовой работы - определить роль туризма в системе международной торговли услугами, рассмотреть мировой рынок туристических услуг и тенденции его развития, а также определить место РФ в системе международной торговли туристическими услугами. Главными задачами данной работы являются: 1.Дать характеристику «торгуемым» услугам в современном мировом хозяйстве; 2.Рассмотреть туризм как специфический вид международной торговли услугами;

Оглавление

Введение
1.Туризм в системе международной торговли услугами
1.1. Виды «торгуемых» услуг в современном мировом хозяйстве и их характеристика
1.2.Туризм как специфический вид международной торговли услугами. Категориальный аппарат сферы туризма
2.Мировой рынок туристических услуг и современные тенденции его развития
2.1. Динамика развития мирового рынка туристических услуг
2.2. Современные тенденции развития мирового рынка туристических услуг
3. Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами
3.1. РФ как экспортер туристических услуг: динамика, страновые приоритеты
3.2 . РФ как импортер туристических услуг
3.3.Проблемы и перспективы вовлечения России в систему международной торговли туристическими услугами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по мэо.docx

— 322.23 Кб (Скачать)

 

 

2.МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ  УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  ЕГО РАЗВИТИЯ

2.1. Динамика развития  мирового рынка туристических  услуг

 

Туристический рынок является динамично развивающейся сферой услуг в мировом хозяйстве. Доля предоставляемых туристических услуг в ВВП стран мира увеличивается с каждым годом.       Данный рынок характеризуется многостепенность отношений: между конечным потребителем и производителем туристических услуг есть посредники - туристические агентства, туроператоры, поставщики и исполнители услуг по размещению, перевозке, питанию.     Туристические рынки можно классифицировать по следующим признакам:             - по географическому принадлежности - мировой, региональный, рынок отдельной страны, региона внутри страны, города и т.д.;    - по признаку отношения к национальной территории - рынки международного туризма (въездного, выездного), туризма;     - по признаку направления движения - рынки генерируют туристические потоки и рынки, которые принимают туристов;    - по степени концентрации производства и сбыта - монополистический, олигополистический и рынок свободной конкуренции;     - по соотношению между спросом и предложением - рынок продавца (характеризуется высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения над спросом).           Поскольку количество людей, охваченных туристическими поездками, постоянно растет, туризм все больше влияет как на мировую экономику, так и на социально-экономическое развитие отдельных стран.

Среди важнейших показателей емкости рынка международного туризма является "количество прибытий", который определяется численностью людей, кто совершил в течение года путешествие и зарегистрирован как лицо, прибывшее в определенную страну с целью туризма. Кроме прибытий иностранных посетителей, показателем емкости туристического рынка являются денежные поступления от международного туризма.    Число прибытий иностранных гостей в разных странах фиксируется по единой методике, разработанной UNWTO, которая делает статистический учет по странам и сравнения показателей на межгосударственном уровне. К концу лета 2013 года Всемирная туристическая организация UNWTO опубликовала данные  фактической динамики туристических поездок за 2013 год, но уже не в стоимостном объеме, а с точки зрения туристических прибытий.

«Так, в первой половине 2013 года, число туристских прибытий увеличилось на 5% по сравнению с предыдущим периодом. И этот показатель превысил прогнозные данные (ожидалось, что число туристских прибытий увеличится только на 3-4% за год), достигнув отметки почти в 500 млн., из них прирост составил 25 млн. человек. При этом основной темп роста приходился на страны с развивающейся рыночной экономикой - (6%), а на страны с развитой - только 4%».9     Туристические поездки  составляют сегодня большую часть моделей потребления все большего числа людей как в растущих, так и развитых экономиках, это подтверждается растущими темпами международного туризма.

В условиях сохраняющейся неустойчивости мировой экономической конъюнктуры, все регионы и субрегионы достигли положительных результатов, хотя общая картина  выглядит неоднозначно. На удивление, результаты Европы (+5%) превзошли ожидаемые, учитывая показатели Центральной и Восточной Европы (+10%), а также Южной и Средиземноморской Европы (+6%). Азиатско-Тихоокеанский регион (+6%), за счет успешной деятельности Юго-Восточной Азии (+12%) и Южной Азии (+7%), также превзошел ожидаемые результаты. С другой стороны, хуже планировавшихся оказались результаты Американского региона (+2%) из-за отставания  Южной Америки и стран Карибского бассейна. (см.рис.2.1.1)

Рис.2.1.1-Темпы роста туристических поездок по регионам мира10

 

Ожидается, что в 2014 г. темпы роста туризма сохранятся, хотя и будут постепенно замедляться. ЮНВТО прогнозирует, что на конец года показатель темпов роста составит 4% или несколько выше, превысив, таким образом, первоначальный прогноз на этот год.

Поскольку увеличилось число туристических прибытий, суммарно увеличились и затраты самих туристов на отдых. Так по росту суммы расходов туристов лидирует Китай (+31%), Россия (+22%). Расходы также увеличились в группе других стран: Канада + 3%, Франция +2%. В Японии, Австралии и Италии расходы туристов уменьшились. 

 Один из основных показателей, характеризующих страну, с точки  зрения международного туризма  является Индекс конкурентоспособности  путешествий и туризма. Индекс  конкурентоспособности путешествий  и туризма (TTCI) - предназначается  для измерения факторов и тех  политических действий, которые  делают туризм привлекательным  в определенной стране. Данный  индекс разрабатывается мировым  экономическим форумом. Индекс складывается  из трех субиндексов: субиндекс регулирования экономики, субиндекс инфраструктуры и бизнес-среды, субиндекс человеческих и природных ресурсов.

Данные собираются на основе анкетирования крупнейших международных организаций.

В 2013 году Всемирная туристическая организация также рассчитала его и привела топ лучших стран по международному туризму. (см. табл.2.1.1). 

 

Таблица 2.1.1-Топ лучших стран по международному туризму11

 

Страна

Рейтинг

Индекс 3013г.

Динамика

Швейцария

1

5,66

0

Германия

2

5,39

0

Австрия

3

5,39

1

Испания

4

5,38

4

Соединенное Королевство

5

5,38

2

США

6

5,32

0

Канада

7

5,31

-4

Франция

8

5,28

1

Швеция

9

5,24

-4

Страна

Рейтинг

Индекс 3013г.

Динамика

Сингапур

10

5,23

0

Австралия

11

5,17

2

Новая Зеландия

12

5,14

7

Нидерланды

13

5,14

1

Китай

14

5,13

8

Гонконг

15

5,11

-3

Исландия

16

5,10

-5

Финляндия

17

5,10

0

Бельгия

18

5,04

5

Российская Федерация

63

4,16

-4


 

Таблица  показывает, что Европа по-прежнему остается лидером по конкурентоспособности мирового туризма. (Топ 5 мест заняли именно европейские страны). Страной, уровень туризма которой расценивается как самый высокий, является Швейцария. На втором месте по Европе после  Швейцарии находится Германия. Она занимает 6 место по уровню развития туристической инфраструктуры, 5-ое место по объектам культурного наследия и 2-е место по объему и характеру проведения международных ярмарок и выставок. (За год их проходит более 600).

В топ-10 лучших стран по международному туризму вошла и Испания. (именно она держала пальму первенства много лет).  Она находится на 1-ом месте по объектам культурного наследия и 3-е по ярмаркам и выставкам. Помимо этого, Испания считается в 2013 году одной из стран с  довольно спокойной политической обстановкой, что вывело её по этому показателю на 8-е место.              Что касается отдельных субиндексов, то ниже можно ознакомиться с таблицей 2.1.2, где представлены рейтинги стран по отдельным показателям. 

 

 

Таблица2.1.2 - Рейтинги стран по отдельным показателям  субиндексов     

  


Россия, к сожалению, ни по одному показателю не вошла даже в тройку лидеров. В то же время, Гонконг набрал достаточно много положительных отзывов с точки зрения туристического бизнеса, высоко туристы оценили и Швейцарию.         Так, можно сказать, что лидерами по торговле туристическими услугами являются западноевропейские страны. Однако Китай  динамично развивается в этом направлении, уступая другим странам лишь по некоторым показателям.

 

 

2.2. Современные тенденции  развития мирового рынка туристических  услуг

Сектор туристических услуг растет опережающими темпами по сравнению с другими секторами экономики. В современном мире туризм является важным источником экономического роста и развития многих стран.            В рамках конференции WTM Visoin,  были представлены основные тенденции развития мирового туристического рынка на наступивший год и предстоящие 5 лет. Эксперты утверждают, что рост прибыли в отрасли составит 16%, однако далеко не все страны мира покажут серьезную положительную динамику.         В 2012 году стабильными в сфере туризма, в отличие от Еврозоны, оставались Китай и Россия, впрочем, как и страны Ближнего Востока и Северной Африки, постепенно восстанавливающиеся после политических потрясений.  В текущем году рост въездного потока в среднем составит 3%, увеличившись к 2016 году до 4%12. Рост затрат на отдых среди путешественников составит менее 1%. Однако в ближайшие годы будет активно расти сегмент деловых, более дорогостоящих поездок. Лидером рынка в плане привлечения туристов станет Азия с ежегодным приростом не менее 6%. Основной рост будет достигнут за счет Китая, где в настоящее время стремительно развивается средний класс, готовый тратить деньги на поездки в соседние государства. Северную Америку будут посещать на 4% больше. Европе предстоит «расти» не более чем на 1% из-за экономического кризиса.             Согласно прогнозам, к 2020 году число международных туристских прибытий должно составить 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода число дальних поездок в другие регионы мира будет расти быстрее, чем путешествий внутри своих регионов13.    Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями к 2020 году может составить до 76 к 24. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет занимать Европа - 717 млн. туристов, второе место - Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье - Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. Предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.     Прошедшие и предстоящие крупные спортивные события дают России прекрасную возможность кардинально изменить свой имидж на мировом туристическом рынке, привлечь крупных инвесторов, известные международные отельные сети и подготовить современную инфраструктуру к приему туристов из-за рубежа. Предполагается, что за счет олимпийской стройки и подготовки к чемпионату по футболу отельный фонд России будет увеличен с 200 до 300 тысяч номеров к 2016 году.    "Локомотивами" выездного туризма на прогнозный период будут страны БРИК во главе с Россией и Китаем. Жители европейских стран наоборот крайне аккуратно подходят сейчас к вопросу трат и стараются отдыхать в пределах своих государств.       Городами-лидерами по количеству принятых в прошлом году туристов являлись: на первом месте оказался Гонконг, который посетили 22 миллиона человек, на втором – Сингапур – 19 818 миллионов. За лидерами следуют Лондон, столица Малайзии Куала-Лумпур, турецкие Анталия и Стамбул.    Говоря об основных тенденциях в развитии рынка особое внимание необходимо уделить Интернет-технологиям и, как следствие, - самостоятельному туризму. На сегодняшний день почти половина населения России пользуется Интернетом, а к 2016 году это количество достигнет 94 миллионов человек. Соответственно бизнесу стоит обратить особое внимание на продвижение своих продуктов во Всемирной сети.    Также следует обратить внимание на то, что основной запрос современного потребителя туристических услуг был охарактеризован как оптимальное соотношение цены и качества продукта.     К числу главных тенденций следует отнести развитие экологически безопасного (устойчивого) туризма, рост в сегменте туристических перевозок железнодорожного транспорта на 6% в год, а также активное продвижение лоукостеров, чье влияние особенно сильно заметно в Индии, Китае, Великобритании, США, Бразилии, Индонезии, на Филиппинах, в Австралии.  В настоящее время главной тенденцией является увеличение количества туристических поездок во всем мире. Они могут быть как личные, так и деловые. Во многом особую роль играет качество предоставляемой услуги, так как с ростом благосостояния населения растут и требования, предъявляемые к конечному продукту.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛГАМИ

 

3.1. РФ как экспортер  туристических услуг: динамика, страновые приоритеты

 

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.           В последние годы активно увеличивается количество российских туристов, выезжающих за пределы страны, а именно на 20%; по итогам 2013 года их около 15 млн. человек.         Туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост, несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры. Большинство системных экономических индикаторов, в том числе ВВП, индекс промышленного производства, уровень безработицы и реально располагаемые доходы населения, в прошлом году находились в отрицательной зоне. Следуя логике экономической теории и учитывая исторический опыт, туристическая отрасль должна среагировать на это стагнацией. Однако спрос на путешествия не только не сокращается, но и растет совершенно нерыночными темпами: сводные данные Ростуризма, Погранслужбы, ФМС, Росстата и Ассоциации туроператоров России (АТОР) показывают по итогам 2013 года значительный рост выездного туризма как в количественном (на 24%), так и в денежном (на 18%) выражении. Из 54 принимающих российских туристов стран лишь две показали отрицательную динамику — Китай и Израиль. Рекордсменами же стали Финляндия и Греция, выросшие на 82 и 68% соответственно14. По данным Всемирной туристской организации, по показателю расходов на выездной туризм Россия уступила лишь самому крупному выездному туристическому рынку — китайскому. Расходы китайцев на международные туристические поездки на 28% превысили показатель 2012 года и составили 102 млрд. долларов, почти вдвое больше расходов россиян.

В связи с этим глава Всемирной туристской организации ООН Талеб Рифани отметил: «Мировая туристическая индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствуют также интенсивный рост скорости обращения информации, доступности транспортных услуг из-за конкурентного и технологического развития авиации. Поэтому выездной туризм в долгосрочной перспективе будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры»15.

Так, по итогам 2013 года Греция находится на первом месте среди шенгенских стран по въезду россиян. В прошедшем году турпоток туда превысил 1,17 миллиона человек. По данным Центрального банка Греции, граждане РФ оставили в стране 1,342 миллиарда евро. На втором месте находится Испания, которую посетили чуть более миллиона россиян. Согласно информационному бюллетеню министерства индустрии энергетики и туризма Испании, они потратили там 2,35 миллиарда евро, что составляет четыре процента от всех затрат иностранных туристов. В Финляндии с туристическими целями в прошлом году побывали 904,7 тысячи российских граждан. В свободных источниках информации о затратах в этой стране нет, однако, по данным за 2012 год, эта сумма также составила около миллиарда евро. На четвертом месте расположилась Германия с 831 тысячей российских туристов. В офисе по туризму Германии отметили, в 2013 году гражданин РФ тратил в среднем порядка 960 евро за одну поездки. Таким образом, туристы из России пополнили бюджет страны на 800 миллионов евро. Пятерку лидеров замкнула Италия, которую посетили 726 тысяч россиян. При этом, за девять месяцев 2013 года россияне потратили в Италии 960 миллионов евро, что на 14% больше, чем в 2012 году.    В целом за минувший год 20 из 26 стран Шенгенского соглашения вошли в топ-50 самых популярных туристических направлений у россиян. В 20 странах Европы побывали порядка 6,5 миллиона граждан России.    Таким образом,  первую десятку самых популярных туристических направлений вошли Турция, Египет, Греция, Китай, Таиланд, Испания, Финляндия, Германия, Италия и ОАЭ. Впервые в истории российской туристической статистики "перевалили" за миллион российских туристов Греция, Таиланд и Испания. В первой десятке стран закончил прошлый год с минусом только Китай, снизив показатель въезда из России сразу на 20%.

 

3.2 . РФ как импортер  туристических услуг

 

 

Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.

Отечественная туристская отрасль обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музея-заповедника и 142 национальных парка. В настоящее время в Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения.

Информация о работе Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами