Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной курсовой работы - определить роль туризма в системе международной торговли услугами, рассмотреть мировой рынок туристических услуг и тенденции его развития, а также определить место РФ в системе международной торговли туристическими услугами. Главными задачами данной работы являются: 1.Дать характеристику «торгуемым» услугам в современном мировом хозяйстве; 2.Рассмотреть туризм как специфический вид международной торговли услугами;

Оглавление

Введение
1.Туризм в системе международной торговли услугами
1.1. Виды «торгуемых» услуг в современном мировом хозяйстве и их характеристика
1.2.Туризм как специфический вид международной торговли услугами. Категориальный аппарат сферы туризма
2.Мировой рынок туристических услуг и современные тенденции его развития
2.1. Динамика развития мирового рынка туристических услуг
2.2. Современные тенденции развития мирового рынка туристических услуг
3. Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами
3.1. РФ как экспортер туристических услуг: динамика, страновые приоритеты
3.2 . РФ как импортер туристических услуг
3.3.Проблемы и перспективы вовлечения России в систему международной торговли туристическими услугами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по мэо.docx

— 322.23 Кб (Скачать)

Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Российская Федерация занимает незначительное место на мировом рынке туристских услуг (около 1 процента мирового туристского потока), хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать до 40 млн. иностранных туристов в год по сравнению с 7,4 млн. человек в настоящее время (по оценке Всемирной туристской организации Россия может ежегодно принимать до 70 млн. российских и иностранных туристов).      Развитие въездного туризма даст России следующие преимущества:   
- приток иностранной валюты, а, следовательно, и рост доходов населения (при активной структуре въезда-выезда);  
- рост валового национального продукта;   
- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;   
- создание новых рабочих мест, то есть увеличение занятости населения;   
- привлечение капитала, в том числе иностранного;   
- эффект мультипликатора - развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли;   
- развитие инфраструктуры в регионах и по стране в целом, которая может быть использована как туристами, так и местным населением.     К недостаткам въездного туризма можно отнести:   
- рост цен на товары и услуги местного производства;   
- иногда безудержный рост цен на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;  
- отток денег за границу при туристском импорте;   
- сезонный характер туризма;   
- экологические и социальные проблемы.        Главная особенность иностранного туризма состоит в том, что его влияние на экономику страны происходит через спрос и потребление туристов. Спецификой такого туристского потребления является то, что не товар и не услуга как таковые доставляются туристу, или потребителю, а именно сам турист-потребитель прибывает к месту, где производится и потребляется данная услуга или товар. Именно через функцию потребления туризм развивает и обогащает хозяйственную деятельность отдельного региона и даже страны. Как следствие - увеличение уровня доходов средств размещения, предприятий питания и транспорта, развитие спортивных объектов, учреждений культуры и образования и т.д. Возрастает товарооборот всех предприятий общего и специального назначения.   Хотя въездной туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических проблем. Правительство должно прилагать усилия для оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.     В настоящее время развитие въездного туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить несколько основных. 1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена как страна, неблагоприятная для туризма (единственная из 200 представленных).           2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы - 69,4%. Лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение иностранных туристов. Суммарная потребность оценивается в 500-600 тысяч номеров, или около 2 тысяч гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов16.        Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств.            3. Отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах РФ.          4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда. Поэтому многие российские туристские фирмы теряют иностранных потребителей именно из-за визовой проблемы.              5. Невысокий уровень сервиса, цены на предлагаемые туристские услуги не соответствуют их качеству (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В каталогах зарубежных турфирм по России нередко встречается предупреждение «не ждите привычного для вас сервиса».   6. Непроработанность законодательной базы17. Еще совсем недавно законодательную базу российского туризма можно было назвать несовершенной. Но наметившаяся в последнее время положительная динамика в решении некоторых вопросов позволяет надеяться на лучшее. Но одним из главных недостатков российского законодательства остается отсутствие четкого разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области туризма. Получается так, что в регионах некоторые законы и правовые акты о туризме противоречат главному федеральному законодательству или просто дублируют его положения, не привнося при этом ничего нового.          7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей вообще отсутствует.         8. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.            Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие въездного туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В целом можно прогнозировать следующие направления развития российского туризма:             1. Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.  2. Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.           3. Постепенная переориентация выездного туристского потока на традиционные для российских граждан регионы стран СНГ (Крым, Черноморское и Азовское побережья), страны Прибалтики.     4. Освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.  5. Возрождение туризма в Кавказском регионе по мере окончания антитеррористической операции в Чечне и локализации межнациональных конфликтов.            6. Продолжение развития приграничного туризма.     7. Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.            8. Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.   9. Возрождение туризма выходного дня.        10. Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.        11. Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.          12. Предложение комбинированных туров «отдых-лечение» и их популяризация.            13. Становление и упрочнение тенденции клубного отдыха и путешествий.             14. Интерес к событийному и паломническому туризму.      Следует отметить, что чаще всего в Россию приезжают граждане стран СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан), Германии, Китая и США. В минувшем году турпоток китайских туристов в нашу страну увеличился на 46% благодаря успешному проведению Года российского туризма в КНР.  В заключение следует отметить, что Всемирный совет по туризму (World Travеl&Тоurism Council) с оптимизмом смотрит на будущее туризма в России. Согласно отчету, подготовленному по заказу WTTC организацией экономических прогнозов Оксфорда (OEF), оборот туристической отрасли в России составляет около 30 млрд. долл. и, в соответствии с прогнозом, при темпе роста в 6,9 %, к 2013 году составит около 100 млрд. долл. WTTC не использует в своих расчетах данные местных туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового Банка и МВФ.       Таким образом, динамичное развитие въездного туризма выступает фактором повышения авторитета нашей страны в мире, стабилизации ее социально-экономической политики.  Россия располагает уникальным историческим, природным и культурным потенциалом, который при правильном подходе способен приносить в государственную казну многомиллионные доходы.

 

 

3.3.Проблемы и перспективы  вовлечения России в систему  международной торговли туристическими  услугами 

 

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить:

  1. недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
  2. высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
  3. невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
  4. дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
  5. устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
  6. лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;
  7. высокая стоимость туров в Россию;
  8. "сезонность" российской туристской дестинации (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа ("золотые сто дней"), в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);
  9. дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;
  10. неблагоприятный имидж России за рубежом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ;
  11. несовершенство порядка выдачи российских виз туристам из миграционно безопасных иностранных государств (стран Европы, Японии, Республики Корея, Австралии, Швейцарии, Канады и др.);
  12. недостаточная государственная реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
  13. неразвитость некоторых видов туризма, которые могли бы составить неоспоримое конкурентное преимущество России на мировом рынке и внести значительный вклад в ВВП (водный туризм, событийный туризм, деловой туризм, образовательно-культурный туризм и др.);
  14. )неразвитость в большинстве районов страны транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и т.д.).   

По опросу, проводившемуся Росстатом среди иностранных туристов, больше всего нареканий у них вызывает именно качество транспортного обслуживания при переездах внутри страны.

По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI века прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составит 2,9 процента мирового потока туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, 1,9 процента мирового потока туристов). Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.

Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития страны является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности российской туристической отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер.

Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.

Туристский кластер в ближайшие годы будет являться локомотивом социально-экономического развития: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса.

Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли являются18:

  1. увеличение количества повторных посещений - 80 %  туристов возвращаются в Париж повторно и не раз, 77 % туристов, посетивших Великобританию, приезжают туда снова;
  2. увеличение продолжительности нахождения гостей в стране (сегодня не хватает крупных современных туристических объектов, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнили бы богатейшее культурно-историческое наследие);
  3. более равномерное "географическое" распределение туристских потоков, нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.
  4. Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в сети Интернет, причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн среде.   

Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.           Кроме того, особенность географического положения дает России два существенных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россия граничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главным поставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странам Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проведенной работы можно сделать вывод, что международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом, политической ситуации, от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, определяют спрос. В свою очередь туризм влияет на развитие всего мирового хозяйства и экономик отдельных стран, вызывает потребление разнообразных видов товаров и услуг.    Туристические услуги составляют значительную часть услуг, потребляемых населением, сочетая в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы, и в настоящее время они имеют тенденцию к увеличению, так как увеличивается и количество  туристических поездок, независимо от экономической ситуации в странах. Мировой туристский рынок находится в стадии самых глубоких преобразований со времен появления индустрии массового туризма полтора века назад. К определяющим экономическим факторам, способствующим значительному расширению объемов мирового рынка туризма в 21 в., следует отнести повышение уровня и качества жизни населения, в первую очередь в развивающихся странах, создание широкой и общедоступной транспортной инфраструктуры, а также динамичное развитие международной торговли и международного бизнеса в целом, бурное развитие информационных технологий и средств информации. Одним из главных препятствий в серьезном расширении объемов мирового рынка туризма по праву считают усиление международного терроризма. Второй – растущие энергозатраты, высокие цены на топливо, инфляция и спекулятивные интересы в этой сфере.       Туризм получил развитие во всем мире, однако в разных регионах его рост был неодинаковым. По прогнозам ВТО, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем быстро развиваться. Ожидают, что к 2020 г. число международных прибытий может возрасти более чем в 2 раза и составить порядка 1,6 млрд. По всей видимости, Китай станет ведущим мировым туристским направлением и уверенно займет первое место по числу международных прибытий, следующими по популярности станут США, Франция, Испания, Гонконг. К основным крупнейшим традиционным странам-поставщикам туристов - США, Германии, Англии – уже в среднесрочной перспективе, вероятно, может добавиться и Россия. Расширение региональных интеграционных объединений, несомненно, облегчит оформление въездной визы для граждан соответствующих государств и приведет к дальнейшему росту числа международных прибытий.             В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Есть все основания считать, что при благоприятной политической обстановке иностранный туризм в России будет развиваться устойчивыми темпами на уровне мировых показателей и даже превышающими их. Но для этого предстоит решить множество проблем. Так, по-прежнему остаются слишком высокими цены на перелет, проживание, поездки по стране. Кроме того, остаются те проблемы, о которых туроператоры говорят уже несколько лет. Большое влияние на развитие въездного туризма в России может оказать Олимпиада в Сочи в 2014 г., а также Мировой чемпионат по футболу в 2018 году.

Список использованной литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: от 24 ноября 1996 г.: №132: в редакции от 5 февраля 2007 г.

 

 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 470 с.

4.  Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учебное пособие. - М. Гардарики,2005.

5.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.   
6. Долматов Г.М Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 320 с.   
7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 2007.                 8. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1. Информационные технологии в турфирме, Н.И. Плотникова, М.: Из-во: Советский спорт, 2010г.

9. [http://m.expert.ru/expert/2014/05/vyiezdnoj-turizm-proignoriroval-ekonomiku/] - Журнал «Эксперт», Туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост, №5;

10. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – Глава 9.

11.[http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-08-26/spros-v-mezhdunarodnom-turizme-prevzoshel-ozhidaniya-v-pervoi-polovine-2013]- Press Release World Tourism Organization UNWTO.

12. [http://www.km.ru/turizm/2014/03/14/evropeiskii-soyuz-es/734663-v-evrope-podschitali-vozmozhnye-ubytki-ot-vvoda-sankts] - www.km.ru.    13.[http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html]- статья информационно-аналитического издания «Провэд».             14. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. М., 2003г.

15.[http://www.wto.org/]- официальный сайт Всемирной торговой организации.

16.[http://www.tourbus.ru/news/4958.html]-статья «Несмотря на кризис, мировой турпоток будет расти».

1 Международные экономические отношения, Е.Ф. Жуков/ ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999г.

2 Международная торговля, В.И. Фомичев/ Издательство: ИНФРА-М,2001г.-446стр.

3 Составлено автором по данным (http://ecpol.ru/2012-04-05-13-42-46/2012-04-05-13-43-05/788-mirovaya-torgovlya-sostoyanie-i-perspektivy.html)- Экономическая политика/Мировая торговля: состояние и перспективы

4 (http://www.wto.org/)- официальный сайт Всемирной торговой организации.

5 Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М., 1986. 214 с.

6 Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. М., 2003г.

7 Станкевич Е.И. Туризм и экономика. – Харьков, 1998. 427 c.

 

8 Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1. Информационные технологии в турфирме, Н.И. Плотникова, М.: Из-во: Советский спорт, 2010г.

 

9 http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-08-26/spros-v-mezhdunarodnom-turizme-prevzoshel-ozhidaniya-v-pervoi-polovine-2013- Press Release World Tourism Organization UNWTO

Информация о работе Российская Федерация в системе международной торговле туристическими услугами