Рекреационный регион "Русский Север"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Усиление внимания к вопросам природного потенциала района Русского Севера связано с тем фактом, что переход к рыночному хозяйству изменил многое в экономике Русского Севера, и изменения эти оказались чрезвычайно масштабными. Региональная экономика испытала шок, от которого не может оправиться уже в течение длительного времени.

Оглавление

Обоснование выбора конкретного региона и территорий, выбранных для анализа …………………………………………………

Географическое положение региона ……………………………..

Природные условия (общая физико-географическая структура региона) ………………………………………………………………….

Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, здоровье населения, расселение населения и т.д.) ……………………………...

История формирования и развития региона ……………………..

Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.) ……………………………...

Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона ………………………………..

Объекты всемирного природного и культурного наследия …….

Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.

Материально-техническая база рекреации и туризма ………….

Основные туристские центры (курорты) региона: их профиль и специфика ……………………………………………………………….

Основные направления потоков отдыхающих (туристов и рекреантов) в регионе ……………………………………………….….

Оценка современного социально-экономического, политического и экологического положения в регионе …………….

Социально-экономический и политический прогноз развития региона …………………………………………………………………...

Проблемы и перспективы развития рекреации и туризма в регионе …………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ЭЭОРР Рекреационный «Русский Север»1.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

В связи с суровостью северного климата, бедностью почв и богатством недр в экономическом развитии северных регионов преобладает развитие тяжелой промышленности, в частности, ее добывающей и перерабатывающей отраслей.

Северные регионы находятся  в зоне децентрализированного энергоснабжения  так как энергетическая система России охватывает лишь 15% территории страны. И в то же время эти регионы обладают третьей частью мировых запасов никеля, десятой частью меди и кобальта. Здесь находится большинство российских месторождений алмазов, золота, почти половина деловой древесины, около 80% запасов нефти, практически весь природный газ с учетом месторождений на шельфе морей, прилегающих к побережью. Для эффективного использования этих ресурсов необходима энергетическая база, которой во многих важных регионах практически нет. Строительство электростанций на органическом топливе в условиях полярного климата и вечной мерзлоты становится экономически неоправданным, слишком долог срок их окупаемости, кроме того, месторождения нефти и газа могут находится на значительном удалении от мест, где требуется электроэнергия. Таким образом, во многие прибрежные районы топливо завозится морем (так называемый «северный завоз»). Конечно, существуют проекты строительства атомных электростанций, среди них можно отметить проект АЭС с реактором естественной безопасности БРЕСТ, блочно-транспортабельной атомной станции «Унитерм», плавучей атомной электростанции. Но данные проекты вряд ли будут реализованы в ближайшие годы в силу их высокой стоимости и долгой окупаемости.

Проблемы экономического развития регионов севера России обусловлены двумя основными причинами: во-первых, это факторы объективного характера, о которых говорилось выше (суровые климатические условия, малая численность населения, неразвитость инфраструктуры и т.д.); во-вторых, это отсутствие единой политики федерального государства в отношении Крайнего Севера. Последнее значительно усугубляет повсеместное нарастание кризисных явлений в северных регионах в резко изменившихся институциональных условиях.

Устойчивое функционирование и, тем более, развитие экономики и социальной сферы Севера в рыночных институтах невозможно без активной регулирующей роли государства, без государственной поддержки.

В последние годы происходило  фактическое самоустранение федерального государства от роли главного субъекта регулирования экономического и социального развития Севера.

Вопросы макроэкономической стратегии, прежде всего функционирования сырьевых отраслей, были передоверены вертикально-интегрированным компаниям. Одновременно федеральное государство  не сформировало институтов, обеспечивающих достаточный баланс интересов между северными регионами и хозяйствующими на их территориях вертикально-интегрированными холдингами, между самими северными территориями, а также между ними и другими регионами России.

Поэтому для всех без  исключения северных регионов, в той  или иной степени остроты, из года в год характерен одинаковый набор  признаков системного кризиса - технологическая  деградация базовых отраслей, сокращение доходной части местных бюджетов при возрастании нагрузки на расходную часть, сокращение инвестиций, необратимое обострение проблем в социальной сфере, присутствие элементов распада системы досрочного завоза. Федеральные целевые программы, за редким исключением, либо не финансируются вообще, либо финансируются на 5-8%. Поскольку федеральные программы затрагивают жизненно важные интересы различных категорий населения, то во избежание социально негативных последствий, администрация субъектов федерации вынуждена изыскивать дополнительные резервы из местных бюджетов для их финансирования, по сути безвозмездно кредитуя федерацию за счет наращивания собственного бюджетного дефицита.

Значительные средства из региональных бюджетов отвлекаются  также и на покрытие расходов, связанных  с бесперебойным функционированием исправительных учреждений федерального значения, погранзастав, военно-космической связи, метеорологической службы, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов государственной власти, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации.

Существует два противоположных  мнения по поводу целесообразности развития экономики северных районов. Приверженцы  первого из них считают Крайний  Север дотационным регионом, «черной  дырой», в которой исчезают бюджетные  средства. Сторонники второго мнения считают это грубым искажением фактов и приводят в доказательства этому расчеты ученых, по которым баланс основных финансовых потоков между федерацией и северными регионами складывается в соотношении один к четырем. То есть в среднем только один из четырех рублей, поступающих от северных регионов в федеральный бюджет, вновь направляется на нужды этих территорий. А если к этим показателям добавить движение финансовых потоков по линии внебюджетных фондов, то вопрос об отсутствии эквивалентной основы экономических отношений "Центр-Север" можно поставить в еще более отчетливой форме. К примеру, свыше 80% средств, собираемых отделением Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу направляются на федеральные нужды. Специалисты, придерживающиеся такого мнения, утверждают также, что для того, чтобы Север "работал" на Россию, его базовые отрасли должны быть рентабельными по определению, а бюджеты соответствующих территорий - недотационными и бездефицитными.

Эта задача - не столько  в решении вопроса улучшения мировой конъюнктуры на энергоносители и минеральное сырье. Это проблема институциональных улучшений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.

Под институциональными улучшениями понимается отказ от практики "либерализации" экономики Севере, которой придерживались федеральные органы в последние годы.

Искусственно поддерживаемая на уровне федерального законодательства правовая неурегулированность отношений  оформившихся в базовых отраслях холдингов с северными регионами, а также ненормально высокое налогообложение и акцизная политика в недропользовании, введенные федерацией, привели к ситуации, когда вертикально-интегрированные компании превратились в инструмент вывоза капитала в ущерб инвестиционной составляющей.

Отсюда постоянное сокращение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рост фонда простаивающих скважин, технологическая отсталость, которые ведут к росту себестоимости единицы добываемого углеводородного сырья и утрате конкурентоспособности на мировом рынке. Это, наконец, неоправданно стремительное падение объемов добычи.

Социально-демографические  проблемы северных регионов тесно связаны  с экономическими трудностями. После  распада Советского Союза резко  сократилась роль государственного регулирования экономики Севера. Это привело к закрытию многих градообразующих предприятий, сокращению численности воинских частей, что в свою очередь, спровоцировало массовый отток населения из северных регионов. Население Магаданской области и Чукотки за последние 15 лет сократилось вдвое; из северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока выехало примерно 750 тыс. жителей. В общей сложности население северных территорий сократилось на 20%.

Год за годом жизненно важный для многих регионов северный завоз был под угрозой срыва, осуществлялся в авральном порядке и не в полном объеме. Пришли в упадок золотодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли. Специфика региона тяжело отразилась на общих для всей России проблемах работников бюджетной сферы, оборонных предприятий, военнослужащих.

Необходимо отметить проблемы в сфере народного образования  в регионах Крайнего Севера. Одной  из главных причин падения качества образования продолжает оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования. Основные средства на Севере России различными путями традиционно направлялись на открытие новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная доля материальных средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу, привела к бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и к снижению их качества. Учитывая то, что на Севере распространены школы-интернаты, вопрос финансирования образовательных учреждений стоит в настоящее время очень остро.

 

 

14. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Арктические широты в  ближайшее время вряд ли превратятся  в направление для массового  туризма. Есть ряд объективных сложностей: суровый климат и связанная с  ним сезонность, труднодоступность многих территорий. Однако если, например, до республики Коми добираться сложно и дорого, то другие регионы Русского Севера - Архангельская и Мурманская области - находятся в более выгодном положении. Туда постоянно совершают регулярные рейсы несколько авиакомпаний (в их числе есть даже один лоукостер), то есть у пассажиров есть возможность купить недорогие билеты. Но для привлечения большого числа туристов нужен высококачественный сервис. До сих пор по северу путешествуют или местные группы, не покидающие пределы своего региона, или непритязательные (как правило, самостоятельные) путешественники, довольствующиеся малым.

Одним из тормозящих туризм факторов остаются высокие цены. Понятно, что поездки в Арктику (с проживанием  на ледоколах) просто не могут быть дешевыми. Однако в более доступных северных областях необходимо строить бюджетные отели и хостелы. Сегодня туристам иногда вообще негде жить: в интереснейших и красивейших деревнях или вообще нет гостиниц, или проживание в них стоит дорого при довольно низком уровне сервиса. Небольшим регионам трудно продвигать себя в одиночку. Необходимы совместные проекты, нужно предлагать людям "сквозные" туры по нескольким областям. Но на сегодняшний день между регионами существует не столько сотрудничество, сколько конкуренция.

В северных регионах или  вообще отсутствуют стратегии развития или они существуют пока только на бумаге. Многие области лишены привлекательного имиджа в глазах туристов. Порой  путешественники из других краев  просто не знают, куда и как им можно поехать. "Мы опоздали ровно на всю жизнь", - сказал губернатор Архангельской области Илья Михальчук, оценивая положение с развитием туризма в его регионе.

Ныне требуется все  начинать заново: в советские годы в той же Архангельской области было разработано немало популярных маршрутов, однако интересы людей изменились, и даже реки (форватер которых не чистили в последние годы) стали непригодны для больших судов, а некоторые начали изменять русло.

 

 

 

15. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

Со всей остротой в  настоящее время стоит задача повышения эффективности деятельности природно-ресурсного комплекса и  более полной пере работки добываемых природных ресурсов. Именно природные  ресурсы и продажа части их за границу помогли стране выжить в тяжелейшие годы перехода к рыночным отношениям, а доходы от их использования и продажи за рубеж позволили смягчить катастрофическое падение уровня жизни для большинства россиян.

Дальнейшее развитие рекреации требует развития правовой нормативной базы, создания основных средств и инфраструктуры, четкого разделения прав управления и контроля, а также ответственности, системы плат и т.п. В целом можно сказать, что у пользования рекреационными ресурсами в регионе большое будущее, но пока этот вид природопользования неурегулирован, причем его регламентирование уже сейчас серьезно отстает от непрерывно растущего потребления.

Необходимо принимать  срочные конкретные меры по сохранению, более рациональному использованию  природных ресурсов. Следует осознать значение российского Севера, начать его более комплексное освоение и использование его богатейшего ресурсного и рекреационного потенциала, не забывая о принципах рациональности и целесообразности использования ресурсов, а также о необходимости заботы о природе в целях сохранения ее для следующих поколений.

Представители турфирм  подтверждают, что огромный интерес, особенно для иностранцев, представляют различные закрытые до сих пор  для них объекты, такие, как расположенный  в Архангельской области космодром Плесецк, северодвинский завод “Звездочка”, где была построена первая советская атомная подводная лодка. Несмотря на то, что по всему миру находят возможности показывать туристам подобные индустриальные достопримечательности и зарабатывать на этом огромные деньги, наши службы безопасности пока не идут на контакт с туроператорами и не готовы допустить туда путешественников. Поэтому до сих пор гостям из-за границы приходится ограничиваться посещением Москвы, Петербурга, городов “Золотого Кольца” и поездками по транссибирской магистрали.

Иностранцев не пускают  даже в уже созданные туристические  объекты. Минобороны РФ пытается запретить  доступ заграничных туристов на территорию Национального парка “Русская Арктика”,  рассказывает его директор Сергей Ершов. В состав этого парка входит северная оконечность острова Северный архипелага Новая Земля с прилегающими островами и весь архипелаг Земля Франца-Иосифа. Судя по запросам, этими территориями интересуются тысячи путешественников, однако постоянно возникают проблемы с их допуском в эти места.

Огромное количество денег наша страна теряет из-за несовершенства контрольно-пропускной системы на границах. Например, в прошлом году Архангельск  должен был принять пять крупных  круизных судов, но все они отказались следовать через город, где нет оборудованной пристани, а на проверку документов и таможенный досмотр уходит несколько часов. Регулярно обсуждается вопрос об упрощении допуска иностранцев на Соловки, но Минобороны РФ не готово пока смягчать требования.

Информация о работе Рекреационный регион "Русский Север"