Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа
Целью работы является разработка маршрута на основе анализа других маршрутов.
Предметом являются технические способы и приемы, использованные во время прохождения маршрута.
Объектом работы является маршрут по исследуемому району.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРУСНОГО МАРШРУТА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………5
1.1. Физико-географические характеристики Ленинградской области……….…………………………………………………….………………..5
1.2. Инфраструктура Ленинградской области………………………………….7
1.3. Техника преодоления препятствий в парусном туризме………………….9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПАРУСНОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………………….……..14
2.1. Анализ маршрутов, проведённых в этом районе за последнее года……..14
2.2 Разработка парусного маршрута первой категории сложности ………….19
2.3 Техника преодоления определяющих препятствий на маршруте…………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Второе отличие: на переходе все суда группы находятся в одинаковых условиях, и при ухудшении ветро-волновой обстановки плавание усложняется для всех экипажей в равной степени. Соответственно затрудняется и возможность оказания помощи друг другу. Отсюда – необходимость максимальной надежности судов (с тем, чтобы каждый экипаж был способен своими силами исправить последствия аварии) и повышенной ответственности каждого рулевого за судно и экипаж.
По мнению некоторых авторов (Ю.А. Кужель, 2001), туристские парусные маршруты, исходя из их степени сложности, можно условно разбить на три группы:
Путешествия высшей категории сложности. Они проходят по крупным водоемам, нередко вдали от берегов, в том числе по прибрежным зонам морей: Черного, Азовского, Каспийского, Белого, остаткам Аральского. Иногда моря даже пересекают, в том числе Каспийское. Участники таких плаваний в течение нескольких суток подряд находятся на судах вдали от берегов. Их экипажи разбиты на вахты, суда двигаются круглосуточно, даже ночью. Практически это уже не туризм, а крейсерские парусные плавания, в которых рулевой обязан знать не только основы судовождения на море, но и иметь навыки практической навигации, в том числе уметь вести прокладку курса, определять свое место с помощью радиомаяков и астронавигации и т. д. Другими словами – быть не только судоводителем, но и штурманом. От плаваний на крейсерских парусных яхтах такие походы отличаются только тем, что совершают их на разборных судах, мореходность которых явно недостаточна. Но значительно повысить ее на разборных судах существующих конструкций сложно, так как их возможности почти исчерпаны: механические свойства применяемых для их постройки материалов – в первую очередь прочность – уже на пределе; нужны новые материалы, новые конструктивные идеи.
Ходят в такие походы немногие асы. Вряд ли в будущем их число заметно возрастет. И даже не потому, что от туристов в этом случае требуется очень высокий уровень подготовки и знание штурманского дела, но и из-за дискомфортных условий путешествия: несколько человек вынуждены, подолгу не приставая к берегу, тесниться в прорезиненных «непромоканцах» на маленьком суденышке. Но направление это, несомненно, полезно – в таких экстремальных условиях отчетливо проявляются малейшие недостатки, как в конструкции судов, так и в подготовке экипажей.
Плавания по маршрутам II и III категорий сложности. Ночные плавания и соответствующая разбивка экипажа на вахты случаются и здесь, но, как правило, туристы на ночлег останавливаются на берегу. Плавания совершаются по крупным водоемам (озерам – Ладожскому, Онежскому, Байкалу, крупным водохранилищам и т. д.), бывает, что и на значительном удалении от берега, который виден. Здесь также требования к мореходным качествам судов достаточно высоки, но уже имеются суда, удовлетворяющие этим требованиям (жесткие катамараны, например, «Феникс», «Астор» и др.; эластичные – например, «Азов», надувные плоты, оборудованные парусами, разборные швертботы).
Маршруты I (изредка – II) категории сложности. Они самые многочисленные (как по наличию подходящих водоемов, так и по числу участников походов), среди них есть много весьма интересных. С техникой положение проще – существует достаточное количество отработанных конструкций судов.
Знание наиболее часто встречающихся опасностей парусного туризма и их характеристик помогает начинающим туриристам-парусникам избежать непредвиденных сложностей маршрута.
Шквалы и внезапные порывы ветра происходят при грозе (перед, во время, после), при прохождении над судном (или поблизости) крупного кучевого облака; белые шквалы – при ясной безоблачной погоде, изредка – в пасмурную погоду, когда небо покрыто ровной пеленой облаков
Существенное усиление ветра наступает при подходе атмосферного фронта (перед и при смене погоды); при проходе узостей между островами, между островом и берегом
Резкое изменение направления и силы ветра бывает при пересечении узких длинных заливов, проходе мимо понижений берега – оврагов, логов, узких долин между двумя лесистыми возвышенностями и т. д.
Опасны в навальный ветер прямые участки берега, не имеющие никаких укрытий при движении в сильный ветер или при ухудшающейся погоде находятся вдоль отвесных берегов без пляжей или понижений.
Мели, узости, каменные банки могут быть в продолжении под водой узких длинных мысов, отмельных районов, узких мелких проливов и т. д.
Топляки чаще всего попадаются на водоемах, где ведется сплав леса; на водохранилищах, где перед заполнением их водой не вырублен лес и т. д.
Переохлаждение бывает при серьезной аварии: оверкиле, разрыве оболочки корпуса и т. д.
Навигационные опасности - это возможность столкновения с крупными судами, моторными лодками, паромами, мостами, шлюзами, причалами, якорными канатами, земснарядами, водозаборными сооружениями, ограждениями пляжей, знаками судовой обстановки; попадание в запани (для сбора сплавленного леса), в сети, в ставные невода и т. п.; касание линии электропередачи.
Потеря ориентировки чаще всего происходит в туман, мелкий моросящий дождь, снегопад.
В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов применяются ориентировочные показатели их сложности.
Однако, окончательная категория сложности похода определяется исходя из определяющих факторов (ОФ) маршрута: района плавания; условий плавания, характерных для периода похода (силы и направления господствующих ветров, волнения, температуры воды и воздуха); характера маршрута с учетом удаления от берега и интенсивности движения (длины переходов); протяженности маршрута; других особенностей (характер берегов, течения, наличие пресной воды; населенность района, интенсивность судоходства, сложность навигации и т.д.).
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПАРУСНОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ маршрутов, проведённых в этом районе за последнее года
Место проведения: Белое море.
Общие справочные сведения о маршруте:
Дисциплина маршрута
| Категория сложности похода
| Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
Парусный
| 4 (четвертая)
| 392
| 17
| 10
| 15.07-31.07 2010 г.
|
Нитка маршрута: 2 км. к С-В за м.Разнаволок – о.Сумостров - о.Русский Кузов – о.Соловецкий – о.С.Студенец – о.Сыроватка – о.Олений – о.Соностров – о.Луда Черемшиха – о.Красный – о.Олений – пос.Пулонга.
Выбор маршрута.
Онега – Кижи, Ладога – Валаам, Белое море – Соловки. Известный стандарт организации речных круизов. И Соловки того стоят. У каждого члена команды были свои причины побывать на Соловках: у тех. кто там не был – увидеть своими глазами, у тех, кто был – восполнить пробелы предыдущих посещений. Поэтому включение Соловков в нитку маршрута не обсуждалось. Однако, Белое море это не только Соловки. Кто-то из нас что-то слышал о лабиринтах, кто-то – о рисунках на скалах. Если есть возможность увидеть воочию, то грех эту возможность не использовать. Посмотрели книжки, залезли в интернет. Вот что удалось выяснить.
Заброска и выход с маршрута.
Для доставки группы на Белое море и обратно нами впервые использована пассажирская «ГАЗель» (в прежние годы добирались на личном транспорте). Это увеличило затраты на ГСМ и, соответственно, стоимость похода, но в нашем случае выбирать не приходилось, т.к. готов к длительной поездке к моменту выхода оказался всего 1 автомобиль, а ждать мы уже не могли. Кроме того, использование чужого транспорта сделало невозможным намеченное ранее посещение объектов по пути на маршрут и обратно (а в этом году это были Палех и Мстера), что тоже жаль. Расстояние: Богородск – Беломорск – 1800км.(бензин 5430 р.), Чупа-Богородск - 2150 км.(бензин 7350р.). И при заброске, и при выходе с маршрута на дорогу ушло по 2 дня с ночевками в пути – в обоих случаях ночевали на берегу реки у моста через р.Шимка (район Вытегры).
Аварийные выходы с маршрута.
Из района Кузовов берет «Мегафон», что позволяет при невозможности добраться до Рабочеостровска самостоятельно, вызвать спасательную службу. Кроме того, есть возможность обратиться за помощью к местным рыбакам, постоянно курсирующим на моторных лодках между островами. На Соловках кроме сотовой есть и стационарная связь, возможность выхода с маршрута в Беломорск, Рабочеостровск, Архангельск на судах регулярных рейсов. В районе от о.Студенцы до о.Олений возможен выход в д.Поньгома или на станцию Кузема. А севернее о.Олений – в п.Кереть или поселки Чупской губы, ближайшим из которых является п.Рудника им.Чкалова. Участок от о.Студенцы до островов Чупской губы рыбаками посещается реже и рассчитывать на их помощь приходится меньше.
Изменения маршрута и их причины.
Изменений маршрута было два: 1.Мы отказались от части маршрута вокруг Соловков т.к. не получили разрешения администрации Соловецкого заповедника на посещение островов Б.Заяцкий и Анзерский, в результате чего эта часть маршрута утратила смысл, 2.Заявленная нами кольцевая нитка маршрута была вызвана необходимостью возвращения в начальную точку при заброске личным транспортом, который планировалось оставить на стоянке в Беломорске. Так как в последний момент решился вопрос по заброске ГАЗелью, необходимость возвращения в Беломорск отпала. Кроме того, в районе Чупы мы получили информацию о чрезвычайной ситуации в Нижегородской области и необходимости выхода на работу руководителя группы М.Хоменко.
Материальное обеспечение похода:
Разборный туристский парусный катамаран 07-98 ГП
Длина – 6 м
Ширина по габаритам – 3 м
Высота мачты – 7 м
Грот – 10 кв.м
Стаксель – 2,3 кв.м
Генуя – 3,6 кв.м
Диаметр поплавков (по миделю) – 0.61 м
Осадка – 0,25 м
Осадка со швертом – 1,1 м
Навигационное, картографическое и специальное оборудование:
Набор морских карт 1:200 000
Лоция Белого моря
Компас (2)
GPS навигатор Garmin ETREX (2)
График приливов и отливов (по точке «Кемь»)
Барометр анероид (лабораторный)
Анемометр чашечный У5
Термометр
Подзорная труба Scout 20х50.
Отчет о парусном маршруте 2 категории по Онежскому озеру.
Название учреждения: Детский парк "Усадьба Трубецких в Хамовниках"
Округ: Центральный
Район похода: Ленинградская область, Онежское озеро
Вид туризма: Водный (парусный)
Категорийность: II (вторая)
Нитка маршрута: г. Москва - г. Медвежегорск - Онежское озеро - Ажепские острова - Лукостров - п. Шальский - м. Бесов Нос - о. Кижи - г. Петрозаводск
Протяженность: 337км
Продолжительность активной части: 16 дней
Сроки похода: 25.07.2003 - 17.08.2003
Пути подъезда к маршруту:
Началом нашего маршрута был городе Медвежегорск до которого можно от Москвы добраться поездом Москва-Мурманск или от Петрозаводска на местном поезде.
Выход с маршрута. Аварийные варианты.
В случае аварийного схода с маршрута могут быть использованы следующие варианты автобусом или машиной:
- шоссе Медвежегорск – Петрозаводск пролегающее по западному берегу Повенецкого залива от поселков Шуньга, Толбуя.
- из поселков Пяльма, Повенец, Песчанное до г. Медвежегорск.
- из поселков Кузаранда, Тамбицы до г. Медвежегорск. "Метеором" до Петрозаводска:
- от поселка Шальский (2 раза в день)
- от музея Кижи (4 раза в день)
- от поселка Великая Губа (2 раза в день) поездом до Петрозаводска
- г. Кондопога до Петрозаводска попутным транспортом
- из всех поселков можно договориться о аварийной выброске на моторной лодке или автотранспорте до цивилизации
Кроме того, можно использовать реально действующие пристани (Конойгуба, Унойгуба между Песчанкой и Шальским), на которых осуществляется круглосуточная погрузка леса на лесовозы. Для доставки рабочих бригад там всегда есть автобусы или вахтовые автомобили, даже поздно вечером.
Общая протяженность маршрута -336 км
Пройдено по генеральному курсу - 370км.
С учетом лавировки - 459.
Продолжительность активной части маршрута - 115 часов.
Рекомендации по снаряжению.
Информация о работе Разработка парусного маршрута по озерам Ленинградской области