Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

 Лицензирование  туристской деятельности - действенная  мера по предупреждению проникновения  на туристский рынок недобросовестных  предпринимателей, а также по  защите прав и интересов туристов  и созданию условий для соблюдения  законодательства. 

 Сертификация, как  и лицензирование, является одним  из способов государственного  контроля над качеством и безопасностью  предоставляемых потребителю туристских  услуг. Сертификат подтверждает, что туристское предприятие гарантирует  клиенту безопасность поездки,  здоровье, сохранение имущества,  качественное обслуживание. Важно  и то, что сертификация защищает  как клиента, так и турфирму: клиента - понуждая турфирму четко  и в полном объеме выполнять  все установленные законами и  другими нормативными актами  правила и нормы оказания услуг  с тем, чтобы клиент за свои  средства получал качественное  обслуживание; турфирму - путем применения  тех же законов и нормативных  актов, не дающих туристу возможность  найти недостатки в обслуживании  и выдвинуть против турфирмы  обоснованные претензии. 

 Несмотря на  то что правовую защиту туристов  в России обеспечивает достаточное  количество законов и постановлений,  многие из них несовершенны, порождают  споры, разногласия и требуют  дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство  в области защиты прав и  интересов туристов продолжает  развиваться, в частности, путем  детального урегулирования отношений  между туристом, желающим совершить  путешествие, и турфирмой, предоставляющей  ему эту возможность. 

 § 2. Анализ  жалоб потребителей в туризме 

 В разгар туристского  сезона сотни туристов становятся  жертвами туристских предприятий,  которые недобросовестно относятся  к выполнению своих обязательств. Многие фирмы, получив право  на международную туристскую  деятельность, не выполняют все  условия действия лицензии, а  также статьи Законов РФ "О  стандартизации", "О сертификации  продукции и услуг", "О защите  прав потребителей", "О рекламе", используя несовершенство законодательной  и методической базы в своих  интересах. 

 Общий поток  жалоб в туризме можно разделить  на четыре основные категории: 

1) недостоверная  реклама;

2) дополнительные  денежные сборы;

3) низкий уровень  сервиса;

4) нарушение права  потребителя на безопасность  услуги. 

 С ростом общего  количества туристских поездок  неуклонно растет и число конфликтов, затрагивающих качество и объем  туристских услуг. 

 Рост числа  жалоб на российском рынке  туризма обусловлен двумя факторами: 

1) туристы стали  более осведомлены о своих  правах и обязанностях турфирмы  и более склонны настаивать  на своих правах;

2) возросший спрос  на туруслуги способствует вхождению  на рынок новых фирм, менее  опытных и менее обеспеченных  ресурсами, а также фирм-мошенников. 

 Значительная  часть претензий возникает из-за  недостоверной рекламы, слабой  подготовки договорной документации  и небрежности в ее оформлении. Часто турист недостаточно четко  знает и понимает, что он приобретает  на самом деле, а турфирма недостаточно  ясно формулирует свои обязательства  по предоставлению комплекса  услуг, входящих в состав тура  и оплачиваемых туристом. 

 По наблюдениям,  жалобы в туризме можно разделить  на четыре основные категории: 

1. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение услуг,  обещанных турфирмой. Большинство  жалоб относится к этой категории.  Разница между тем, что предлагает  турфирма, и тем, что турист  получает на самом деле, может  варьироваться от незначительной  до полностью неприемлемой. Например, к мелким неприятностям можно  отнести отсутствие обещанных  цветов или завтрака в номер;  к грубым ошибкам - отсутствие  брони авиабилета на рейс или  резервации места в гостинице.  Представьте, турист приобрел  тур на международный чемпионат  по футболу во Францию, но  не получил обещанных билетов  на полуфинал и финал. В этой  ситуации возврат денег или  другой способ компенсации не  имеет смысла, так как время  прошло, а турпродукт, как известно, является "скоропортящимся" товаром.

2. Несвоевременное  информирование туриста об изменениях  в программе тура. Это вторая  по распространенности категория  жалоб. Изменения ранжируются  от незначительных до серьезных.  Например, типичные незначительные  изменения - изменение аэропорта  и времени вылета; серьезные изменения  - замена отеля или даже региона  отдыха. Все недовольные туристы  жалуются на то, что уведомления  об изменениях были даны слишком  поздно или не даны вообще.

3. Недостоверная  или неточная информация о  туре. Потребителю трудно выбрать  турфирму, которой он мог бы  доверить свой отдых. Чтобы  сделать правильный выбор между  почти одинаковыми турпакетами,  турпакетом и отдельно приобретаемой  услугой, потенциальный турист  должен иметь всю необходимую  и достоверную информацию. Как  правило, турист не получает  достоверную информацию о всех  деталях тура и даже не подозревает,  что выбранный им отель, согласно  каталогу расположенный на берегу  моря, на самом деле находится  от него в полукилометре. Часто  турфирма умалчивает, что пункт  вылета или цена тура еще  не установлены окончательно  и могут быть изменены.

4. Ограничение собственной  ответственности турфирмы за  изменения условий тура. Туристский  договор - это соглашение сторон (турфирмы и туриста), содержащее  условия тура, а также другие  существенные условия, к которым  относятся права, обязанности  и ответственность сторон. Туристский  договор должен содержать четкие  положения относительно ответственности  турфирмы перед клиентом, так  как в большинстве случаев  изменения в запланированном  туре происходят не по вине  турфирмы. Тур состоит из услуг  нескольких производителей, некоторые  из них находятся в другой  стране или регионе и никак  не связаны друг с другом. Успех  путешествия также зависит от  многих других факторов (погода, политическая и экономическая  ситуация в стране, межнациональные  и межличностные отношения). Обычно  турфирма имеет свой типовой  договор, к которому турист  может присоединиться или отказаться  от его заключения. Следует заметить, что турфирма в пункте договора "Права, обязанности и ответственность  сторон" старается оставить за  собой как можно больше прав, а за туристом - как можно больше  обязанностей. Часто именно этот  пункт договора, нечетко сформулированный, слишком пространный и исключающий  всякую ответственность турфирмы, является источником жалоб туристов. В периодической печати, в том  числе в профессиональных изданиях, неоднократно поднимался вопрос  о необходимости заключения правильного  и действенного договора между  турфирмой и клиентом. Но российский  турист не привык внимательно  изучать договор с турфирмой  до того, как его подписать.  Анализ жалоб показывает, что  во многих случаях претензии  вызваны именно этим обстоятельством.  Своевременно не поинтересовавшись  своими правами и обязан- ностями,  турист попадает в ситуацию, когда  факт неисполнения турфирмой  обязательств или обещаний нельзя  подтвердить и, следовательно,  обосновать свои претензии к  турфирме. 

 Согласно закону, турагент отвечает за планирование, подготовку и бронирование тура, который включает несколько видов  туристских перевозок и наземное  обслуживание. Формирование комплекса  услуг по размещению, перевозке,  экскурсионному обслуживанию и  др., а также продвижение и реализацию  тура турагенту обеспечивает  туроператор. Жалобы, рассмотренные  выше, относятся как к планированию  и формированию тура, так и  к маркетингу его реализации, хотя следует подчеркнуть, что  турагент может поддерживать  качество обслуживания, выбирая  надежных партнеров. 

 В любом случае, турист, считающий, что турфирма  обошлась с ним несправедливо,  может обжаловать нарушение своих  прав и интересов, восстановить  справедливость и добиться наказания  нарушителя. 

 Наилучший для  клиента и турфирмы способ  улучшения взаимоотношений - саморегулирование.  Многие турфирмы обеспечивают  своих клиентов брошюрами, например "Советы в дорогу", в которых  дают информацию по стране, традициям,  вылетам, прокату машин, чаевым, медицинской страховке, а также  необходимые телефоны, разъяснения,  как избежать неприятностей и  куда обращаться в случае возникновения  проблемы. На последних страницах  договора туроператор обычно  публикует "Общие условия продажи  туров туристам и тураген-там", предлагаемых турфирмой на туристский  рынок, с учетом требований  соисполнителей (перевозчиков, отелей, ресторанов и др.), что является  важным элементом общего комплекса  договорной документации и дает  туристу дополнительную возможность  ознакомиться с условиями договора, своими правами и обязанностями, обдумать их, задать необходимые вопросы. Правила в самом общем виде как рекомендации могут разрабатываться также крупными ассоциациями. 

 Другим вариантом  регулирования туристской деятельности  должно стать усиление контроля  над турфирмами и качеством  турпродукта путем создания различных  объединений и ассоциаций туроператоров,  турагентов (например, МАТА, РАТА, АСТУР)  и других предприятий туристской  отрасли. 

 Во многих странах  объединения и ассоциации туроператоров  и турагентов составляют объединенные  стандарты по ведению туристского  бизнеса, строгое соблюдение которых  является одним из важных условий  членства в этих объединениях  и ассоциациях. Многие члены  объединений и ассоциаций действуют  за пределами своей ответственности,  разъясняя потребителю его права  и обязанности. 

 Систематизировать  регулирование туристской деятельности  можно с помощью превентивных  и корректирующих мер. К превентивным  мерам относится соответствие  турфирмы условиям лицензирования, а турпродукта - условиям сертификации. К корректирующим мерам, или  мерам защиты, относится контроль  над соблюдением прав потребителя. 

 Оптимальным вариантом  регулирования туристской деятельности  можно признать сочетание государственного  регулирования и саморегулирования.  Законы в туризме способствуют  предотвращению ведения турфирмой  недобросовестного маркетинга и  обеспечивают защиту прав и  интересов потребителя. Однако  осуществление совместного государственного  регулирования и саморегулирования  не должно создавать громоздкий  бюрократический аппарат, ограничивать  ассортимент туров, инновации  и конкуренцию и, как результат,  вести к росту цен и торможению  развития турбизнеса в России.

 § 3. Права и  интересы потребителей в туризме:  разрешение конфликтов 

 Потребитель в  туризме имеет те же права,  что и потребитель в других  сферах деятельности. Поэтому некоторые  регулирующие их и имеющие  довольно широкую область применения  правила и нормы можно использовать  в туризме. 

 Согласно Закону  РФ "О защите прав потребителей" турист имеет право: 

- на просвещение  в области защиты своих прав;

- безопасность товара (услуги);

- информацию об  изготовителе товара (услуги);

- другие права. 

 Например, в пассажирских  авиаперевозках Закон РФ "О  защите прав потребителей" контролирует  права туриста на перевозку,  курение на борту самолета, упаковку  багажа, чартерные рейсы и пр. 

 Закон РФ "О  рекламе" регламентирует многие  вопросы туристского маркетинга. 

 Желательно в  штат каждой турфирмы включать  юриста или независимого эксперта, которые могут разъяснять туристам  вопросы туристского законодательства, их права и обязанности, а  также права и обязанности  турфирмы, давать консультации. 

 Возникшее в  поездке недоразумение можно  попытаться разрешить на месте.  Для этого туристу следует  обратиться к представителю турфирмы, которая обладает полномочиями  организовать питание и размещение  туриста во время задержки  рейса, выдать деньги тому, кто  их потерял, помочь при размещении  в гостинице и т. д. 

Информация о работе Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта