Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

2) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около  200-300 км, как правило, территорией  своего субъекта федерации и  близлежащими участками соседних  области. Турфирмы, как правило,  проявляют наибольшую активность  в своем городе, а отдыхающие  ориентируются в первую очередь  на услуги местных турфирм.  Организовать любое предприятие  в пределах своей местности  всегда легче.Потенциальные клиенты  - население своей области.

3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое  расстояние, в большинстве случаев  многодневная. Имеет смысл для  посещения каких-либо объектов, отсутствующих  в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных. Например, для жителей Средней  полосы России это поездка  на Черное море или в горы  Кавказа или на озеро Байкал. Для фирм, работающих на выезд,  потенциальные клиенты - население  своей области. Фирмы, работающих  на прием, могут обслуживать  население соседних регионов, страны  или всего мира в зависимости  от уникальности тура, объектов, с которыми связан тур, а  также своих способностей по  продвижению тура.

Международный туризм предполагает дополнительные услуги от организаторов туров - правовое обеспечение  посещения иностранного государства. В России фирма, работающая на прием  иностранных туристов, должна обеспечивать сервис международного уровня, а не тот, который достаточен для русских. Иначе фирма прекратит свое существование (примеры известны). 

Классификация по численности  группы

1) Индивидуальный  тур - 1-2 человека. Организованный  индивидуальный туризм (как правило,  познавательный или потребительский)  является очень дорогим, но  в развитых странах достаточно  распространен.

2) Узкогрупповой  тур - 3-15 человек. Это группы  активного туризма. Границы несколько  условны. Например, путешествие семьи  из трех человек, возможно, правильнее  отнести к индивидуальному туризму.

3) Групповой тур  - до 100 и более человек. Массовый  отдых. В длительные активные  походы такое количество людей  в одной группе вести не  стоит. 

Классификация по возрастным особенностям

 Из всего контингента  отдыхающих можно выделить ряд  групп, особенности которых стоит  учитывать при организации отдыха.

Молодежь. Возраст 16-25 лет. Предполагает большую активность, организацию специфических культурно-массовых мероприятий (дискотеки, спортивные соревнования и др.)

Семьи с детьми. Задача организаторов - обеспечить возможность  разных видов досуга для детей  и взрослых. На некоторых международных  курортах это решается, в частности, путем создания детских игровых  комнат под присмотром воспитателей (своеобразные мини-детсады).

Школьники. При работе с ними необходим учет возрастных психологических особенностей (более  быстрая смена настроения, непоседливость и др.), а также повышенные требования к технике безопасности. При активном туризме большее внимание надо уделять  требованиям к оказанию при необходимости  первой медицинской помощи.

Пенсионеры. Требования при работе с ними в чем-то аналогичны работе с детьми (Чижова, 1997). Кроме  того, при активном туризме нагрузку для них надо дозировать. Активный пенсионный туризм - явление, пока непривычное  для нашей страны, но широко распространенное на Западе.  

Классификация по месту  ночлега.

 А) Ночлег неорганизованный - в палатках.

 Б) Ночлег организованный  без удобств. Удобствами считаются:  отопление, водопровод, санитарный  узел (умывальник, душ, туалет), обеспечение  питанием и др. Примеры ночлега  без удобств: охотничья избушка,  хижина, землянка.

 В) Ночлег организованный  с частичными удобствами.  Переходная  категория между второй и четвертой.  Включает большое количество  разных сооружений для проживания, оставшихся от эпохи социализма: туристические базы, пионерские  лагеря и др. Например: шлакоблочное  отапливаемое помещение с умывальниками  и туалетом типа "деревянная  конструкция" на улице.

 Г) Ночлег организованный  с удобствами.  Пансионаты и  гостиницы разных классов.

Одно из важных условий  развития рынка туризма - высокое  качество турпродукта. Существуют принципиальные отличия в обеспечении качества материального товара и нематериального  товара (услуги). Качество материального  товара обеспечивается различными гарантиями, контрактами на его обслуживание, а в случае неисправности материальный товар может быть возвращен производителю. 

 Туристская услуга  как "невидимый" товар имеет  ряд особенностей, а именно: 

- неосязаемость:  туристскую услугу нельзя увидеть  до покупки;

- неспособность к  накоплению;

- ее производство  и потребление происходят одновременно;

- потребитель участвует  в процессе производства туристской  услуги. 

 Ошибка или  оплошность при оказании туристской  услуги необратимы, их нельзя  исправить. Человек, воспользовавшийся  недоброкачественной туристской  услугой, не сможет вернуть  ее производителю. Следует отметить, что недовольство потребителей  туристскими услугами возрастает  в период экономического кризиса,  когда доходы населения сокращаются,  а цены на туристские услуги  растут. Представим молодоженов,  которые забронировали уединенный  номер "люкс" в роскошном  отеле на берегу моря. Они тщательно  планировали свой отдых во  время медового месяца и заплатили  достаточно крупную сумму денег.  По прибытии на место они  узнают, что отель переполнен. Молодоженов  размещают в обычном двухместном  номере с окнами на внутренний  двор, рядом с лифтом. Медовый  месяц испорчен! 

 Ежегодно сотни  российских граждан, недовольных  сервисом во время путешествия,  подают в суд на турфирмы, требуя  справедливости и компенсации  как материального, так и морального  вреда. 

 Может ли турист  защитить себя от некачественного  обслуживания? Как охраняются права  туриста? 

 В СССР большинство  населения проводило отпуск на  турбазах, в домах отдыха. Многие  пользовались льготными путевками.  Туризм имел стройную систему  управления. Специального закона  о туризме не было, все вопросы  функционирования туристского комплекса  решались в соответствии с  нормативными актами задействованных  в туризме ведомств, главными  из которых были Центральный  совет по туризму и экскурсиям  ВЦСПС1 (ЦСТЭ ВЦСПС), Госком интурист  и В АО "Спутник". 

 ЦСТЭ регламентировал  деятельность учреждений по организации  внутреннего туризма. 

 Правовые вопросы,  связанные с выездом советских  граждан за рубеж, порядок заключения  договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования  к персоналу, обслуживающему иностранных  туристов, и другие вопросы решались  Госкоминтуристом, а Международный  туризм был монополией Госкоминтуриста,  а ВАО "Спутник" занималось  молодежным иностранным туризмом. 

 Распад СССР  привел к краху отлаженной  нормативно-правовой системы международного  и внутреннего туризма. В 1992 г. Госкоминтурист был упразднен,  его правопреемником в марте  1993 г. объявлен Комитет по туризму  РФ, права и функции которого  были сформулированы довольно  расплывчато. ЦСТЭ ВЦСПС было  реорганизовано в ОАО "ЦСТЭ-Интур  - Центральный совет по туризму  и экскурсиям". Ситуация складывалась  не в пользу цивилизованного  развития туризма в стране. Туристское  пространство временно оставалось  без контроля. 

 Начавшийся в  стране процесс демократизации  и бурное развитие выездного  туризма поставили много проблем  как перед самими турфирмами, так и перед их многочисленными  клиентами. Значительно возрос  поток жалоб на некачественное  обслуживание туристов. Такое положение  не устраивало не только потребителей, но и производителей турпродукта,  уставших от непредсказуемости  переходного периода. 

 Наиболее мобильными  оказались не федеральные, а  городские структуры власти. Первым  шагом на пути регламентирования  туристской деятельности стала  разработка положения о лицензировании  международной туристской сферы.  В 1993 г. Положение о лицензировании  было издано правительством Москвы, в этом же году вышло Положение  № 1343, согласно которому турфирмы, занимающиеся международной туристской  деятельностью, должны получить  соответствующую лицензию. 

 Лицензирование  носило заявительный характер  и не могло противостоять непрофессионалам  и недобросовестным предпринимателям, но все-таки дисциплинировало  туристские фирмы и давало  государству рычаг воздействия  на них. 

 На федеральном  уровне существенный прорыв в  законотворческом процессе был  сделан в 1996 г. с образованием  в Государственной Думе Российской  Федерации Комитета по туризму  и спорту. В феврале 1996 г. Комитет  по туризму и спорту сформировал  рабочую группу по разработке  проекта федерального закона  о туризме, а в июне 1996 г.  представил его на обсуждение  в первом чтении. 

 До 1996 г. отношения  между туристом и турфирмой  регламентировались Законом РФ "О  защите прав потребителей", который  регулировал все отношения между  субъектами предпринимательской  деятельности и гражданами, заказывающими  конкретные услуги или приобретающими  конкретные товары для личных  нужд. Такое большое поле регулирования,  безусловно, порождало сложности  в применении Закона к конкретным  жизненным ситуациям. 

24 ноября 1996 г. Президентом  РФ был подписан Федеральный  закон "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации", разработанный в рамках Федеральной  целевой программы "Развитие  туризма в Российской Федерации", призванный регулировать отношения  между туристом и туристской  организацией, определять права,  обязанности и ответственность  сторон. Принятие Федерального закона "Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации" было  продиктовано появлением массового  туризма в России и, следовательно,  возникновением необходимости государственного  регулирования туристской отрасли,  а также образованием различных  туристских объединений ассоциации, специализированных туристских  изданий как для профессионалов  в сфере туризма, так и для  туристов. С принятием этого Закона  российский турист получил возможность  требовать соблюдения своих, прав. 

 В настоящее  время функции государственного  управления, координации, а также  реализации государственной политики  в сфере туризма осуществляет  Министерство РФ по физической  культуре, спорту и туризму. Основу  российского законодательства в  области защиты прав и интересов  туристов составляют: 

- Федеральной закон  "Об основах туристской деятельности  Российской федерации";

- Закон РФ "О  защите прав потребителей";

- Федеральной закон  "О лицензировании отдельных  видов деятельности". 

 Федеральный закон  "Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации" указывает,  что государственное регулирование  туристской деятельности осуществляется  в целях защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между  производителем и потребителем  туристского продукта, перечисляет  основные права и обязанности  продавца и покупателя, предусмотренные  договором Закон регламентирует  ответственность продавца за  достоверность информации о турпродукте  и качество входящих в него  услуг. Таким образом, если  раньше из Закона РФ "О защите  прав потребителей" приходилось  брать норму, касающуюся продажи  товаров или оказания услуг,  и адаптировать ее применительно  к специфической отрасли туризма,  то с принятием Федерального  закона "Об основах туристской  деятельности в Российской федерации"  большинство коллизионных моментов  стало регулируемым Ст. 5 Федерального  закона предусматривает лицензирование  стандартизацию туроператорской  и турагентской деятельности  и объектов туристской индустрии,  сертификацию туристского продукта, обеспечивая этим защиту прав  и интересов туристов. 

 Закон РФ "О  защите прав потребителей" уже  приобрел определенный стаж в  качестве нормативного документа,  регулирующего отношения между  туристом и турфирмой: накопилась  большая судебная практика применения  этого Закона, имеется специальное  постановление Пленума Верховного  Суда РФ, регламентирующее применение  Закона судами при рассмотрении  конкретных дел с участием  туристов. 

 Федеральный закон  "О лицензировании отдельных  видов деятельности", вступивший  в силу 26 сентября 1998 г., предусматривает  особые условия действия туристской  лицензии. Невыполнение турфирмой  условий, предусмотренных этим  Законом, рассматривается как  нарушение Закона и может привести  к ликвидации лицензии турфирмы. 

Информация о работе Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта