Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.08 Кб (Скачать)
 

Введение  

 В настоящее  время индустрия туризма является  одной из наиболее динамично  развивающихся форм в международной  торговле услугами. В последние  20 лет среднегодовые темпы роста  числа прибытий иностранных туристов  в мире составили 5,1%, валютных  поступлений- 14%..

 Значение туризма  в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием  туризма на экономику отдельной  страны. В экономике отдельной  страны международный туризм  выполняет ряд важных функций: 

1. Туризм - источник  денежных поступлений для страны  и средство для обеспечения  занятости 

2. Туризм расширяет  вклады в платежный баланс  и ВНП страны.

3. Туризм способствует  диверсификации экономики, создавая  отрасли, обслуживающие сферу  туризма. 

4. С ростом занятости  в сфере туризма растут доходы  населения и повышается уровень  благосостояния нации. 

 Туризм входит  в число трех крупнейших экспортных  отраслей, уступая нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом  экспорте 11% и 8,6% соответственно. В  2004 году суммарный доход стран  мира от международного туризма  составлял 7,5% от общего объема  мирового экспорта и 3,2% от мирового  экспорта услуг. 

 Туризм в мире  крайне неравномерен, что объясняется  в первую очередь разными уровнями  социально-экономического развития  стран и регионов. Наибольшее  развитие туризм получил в  западноевропейских странах. На  долю этого региона приходится  свыше 70% мирового туристического  рынка и около 60% валютных поступлений.  Примерно20% приходится на Америку,  менее10% - на Азию, Африку и Австралию  вместе взятые.

 Подобное развитие  туристических связей повлекло  за собой создание многочисленных  организаций, содействующих улучшению  работы этой сферы торговли. Многие  высокоразвитые страны Запада , такие,  как Швейцария ,Австрия, Франция,  значительную долю своего благосостояния  построили на доходах от туризма.  За послевоенные годы была  создана мощная исследовательская  база и система профессиональной  подготовки в области туризма. 

 Итак, туризм, характерной  чертой которого является то, что значительная часть услуг  производится с минимальными  затратами на месте, играет  все более заметную роль в  экономике. Туристическая отрасль  входит в число экономических  форвардов, дающих внушительную  величину добавленной стоимости. 

Тури́зм — временные  выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места  постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение  одного календарного года или с совершением  не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.[1]. 

Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом

Классификация туров  по целям отдыха. Виды рекреационной  деятельности 

1. Познавательные  туры.  Цели – посмотреть интересные  или просто красивые природные  и культурные объекты, получить  новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные  места, чтобы потом с чувством  глубокого удовлетворения думать  и говорить: "А я там был". Объектами, посещаемыми с познавательной  целью, являются: памятники природы,  истории, архитектуры, места, связанные  с жизнью замечательных людей,  музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.

В основном к познавательному  туризму можно отнести  экологический  туризм (экотуризм) - путешествия и  посещение природных территорий, сравнительно хорошо сохранившихся  и малозатронутых человеческой деятельностью.

 Отличительные  признаки экотуризма:

- подразумевается  наличие довольно жестких правил  поведения на природе в целях  ее сбережения, что является принципиальным  условием существования этой  отрасли;

- воздействие на  природу относительно слабое;

- предполагается, что  местные жители не только работают  в качестве обслуживающего персонала,  но и продолжают вести прежний  уклад жизни на используемой  территории, заниматься традиционными  видами хозяйства, каторые обеспечивают  щадящий режим природопользования.

 Разновидностями  экотуризма являются посещение  уникальных природных территорий, наблюдение за зверями и птицами  в дикой природе, научный туризм - путешествия на природе в  познавательных (для студентов) и  исследовательских (для ученых) целях  и др.

 Также к познавательному  туризму можно отнести  этнографический  туризм - знакомство с традиционным  бытом местного населения.  В  мировой практике этот вид  туризма достаточно развит. Примеры  элементов этнотуризма из туров  российских фирм:

- посещение деревни  папуасов на Новой Гвинее и  индейских поселений в горах  Андах и лесах Амазонки (фирма  "Команда Горький");

- посещение стоянки  монгольских скотоводов с предоставлением  возможности ночевки в юрте (фирма  Baikal Travel).

2. Спортивные туры.  Цель - приключения, преодоление  трудностей. Активные туры подразделяются  по средствам передвижения. Выделяют  туризм пеший, лыжный, водный (сплав  на байдарках, плотах деревянных  или надувных - рафтах, катамаранах,  шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют  спелеотуризм - посещение пещер,  альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара- и дельтапланеризм и др.)

3. Оздоровительные  туры.  Цель - отдых от всего,  без каких-то нагрузок. Примеры:  пляжный отдых за пределами  города, как кратковременный у  ближайшей реки, так и многодневный  на Черноморском побережье Кавказа;  пикник на природе в выходные  дни. (К последнему примеру термин "оздоровительный" в условиях  сложившихся на сегодняшний день  российских традиций подходит  не всегда, но другого термина  пока нет).

4. Лечебные туры.  Цель - лечение или профилактика  здоровья. Это отдых в санаториях  или на курортах. Обязательно  предусматривается медицинское  обслуживание, различающееся в зависимости  от назначенного курса лечения  - процедуры разных видов, лечебная  физкультура, диетическое питание  и др. В настоящее время большинство  санаториев предлагает как лечебные  программы, так и "оздоровительные" - без оказания медицинских услуг.  В последнем случае санаторий  используется как комфортабельный  дом отдыха. Стоимость путевки  дешевле. Подобные мероприятия  могут быть и кратковременными, например, встреча Нового года  с последующей релаксацией.

5. Потребительские  туры.  Цель - сбор даров природы  не для продажи. Сюда относится  сбор грибов и ягод. Сюда же  можно отнести спортивную рыбалку.  Спортивная охота в СССР туризмом  не считалась, поскольку за  ее организацию отвечало управление  охотой Министерства сельского  хозяйства, к туризму никакого  отношения не имеющее. Охотничье  законодательство напрямую также  никак не связано с туристическим.  Но со смысловой точки зрения  охоту, как отдых за пределами  места жительства, также можно  отнести к туризму. 

6. Дачные туры  - посещение дачных участков, подразумевается,  что с целью отдыха. К дачному  туризму близок агротуризм - отдых  в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских  домах). Туристы ведут сельский  образ жизни, знакомятся с национальными  песнями и танцами, местными  обычаями, принимают участие в  сельском труде, народных праздниках  и фестивалях. В России подобные  мероприятия существуют давно  на самодеятельном уровне (поездка  к родным в деревню) и никогда  как туризм не воспринимались, хотя под определение туризма  подпадают. 

7. Религиозные туры  - паломничество к святым местам. Например, поездки христиан в  Иерусалим для поклонения гробу  Господню, поездка мусульман в  свщенный город Мекку, паломничество  для поклонения мощам святого  Серафима Саровского в поселке  Дивеево (Нижегородская область).

8. Деловые туры.  - поездки для переговоров, участия  в презентациях, поездки на конференции,  выставки, ярмарки, биржи, визиты  официальных делегаций и др.(Квартальнов…, 2000)

9. Хобби-туры  - поездки  для занятия любимым делом:  болельщиков на спортивные состязания, для дегустации вин, съезды  коллекционеров и др.

10. Обучающие туры  - с целью изучения языка, прикладных  искусств и др., а также повышения  квалификации.

11. Ностальгические  туры  - поездки к памятным местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места  учебы и др.

Другие классификации  туристских путешествий 

По характеру отдыха и его организации  предлагается выделять следующие классы туров.

1) Активный туризм, во время которого отдыхающие  большую часть времени или  постоянно находятся в пути, ночуя,  в большинстве случаев, каждый  раз на новом месте. Путешествие  производится на индивидуальных  транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма,  часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило,  палатки. Питание готовится, как  правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами)  в полевых условиях - на костре  или примусе.

2) Транспортно-экскурсионный  туризм  - разновидность познавательного  туризма. Путешествие производится  на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах. Задачи фирмы-организатора - стыковка движения транспорта  и работы учреждений отдыха, питания  и экскурсий по маршруту движения.

 При автобусном  туре ночлег в большинстве  случаев организуется каждый  раз на новом месте в гостиницах  или других учреждениях размещения. Туристские поезда и теплоходы,  на которых проходят круизы, являются  одновременно и транспортным  средством и местом проживания, а также имеют собственные  учреждения питания (ресторан, бары).

3) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую  часть времени или постоянно  проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме  отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе.  Питание обычно проходит в  столовой, ресторане или другом  специализированном учреждении, которое  или входит в структуру учреждения  размещения или не входит в  нее. В некоторых случаях отдыхающие  обеспечивают себе питание сами. К стационарному относятся оздоровительный,  лечебный, дачный и некоторые  другие виды туризма. 

Классификация по продолжительности  путешествия.

1) Однодневные экскурсии.  Не требуется заботы о ночлеге.  Согласно закону о туризме  подобные мероприятия не являются  турами, а деятельность по их  организации - туристской. Но поскольку  экскурсии за пределы своего  населенного пункта являются  разновидностью отдыха вне дома, то они также являются предметом  рассмотрения рекреационной географии.

2) Кратковременный  ("конца недели", "weekend"). Отдых  продолжительностью 2-3 дня. Как правило,  это выходные дни в конце  рабочей недели, под которые организаторы  и приурочивают проведение туров,  что накладывает свою специфику  на загруженность гидов.

3) Многодневный. Любой  тур продолжительности более  3 дней. Его длительность ограничена  продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить  тур (слишком много впечатлений  - тоже плохо). Для активного или  транспортно-экскурсионного туризма  это, как правило, 7-15 дней, для  стационарного - 2-3 недели.  

Классификация по удаленности  от места постоянного проживания (по Забелина, 1987).

1) Пригородный отдых.  Ограничивается расстоянием, на  которое может уехать отдыхающий  на 1-2 дня. Это около 100 км для  автобусных экскурсий, кратковременного  дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного  отдыха на природе всех видов.  Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных  городов, подвергаются наибольшему  рекреационному прессу, а расположенные  на них рекреационные объекты  приобретают особую ценность  и становятся местами массового  посещения. Потенциальные клиенты  турфирм - население своего города  или городской агломерации.

Информация о работе Разработка и экономическое обоснование создания нового туристического продукта