Проблемы реализации и пути решения услуг в сфере образования Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать проблему услуг в сфере образования Германии.
Задачи: – исследовать проблемы услуг в сфере образования;
- исследовать систему образования;
- обобщить материал по системам школьного, профессионального, высшего образования в Германии;

Оглавление

Введение……………………………………………………..………...…..……3-4
Глава 1. Система образования в Германии.
1.1. Структура образования …………………………………………..………….5
1.2. Дошкольное образование………………………………………………....…6
Глава 2. Начальное и среднее профессиональное образование.
2.1. Школьное образование……………………………...……………………..7-9
2.2. Профессиональное образование……...……………………..………….10-12
2.3. Высшее образование…………………………………...…………….….12-17
Глава 3. Студенты и учителя в образовании Германии.
3.1. Иностранцы в высших учебных заведениях………………..…......…..18-20
3.2. Подготовка учителей…………………………………………………....21-22
Заключение…………...……………………………………………....………23-24
Список литературы……………………….…………………………..….…..25-26

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 102.72 Кб (Скачать)

Специальные высшие школы  не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ. Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая, таким образом, их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР. [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Студенты и учителя в образовании Германии.      

3.1. Иностранцы в высших учебных заведениях Германии

 

В мире с каждым годом  растёт число студентов, отправляющихся учиться за границу. Сейчас их уже  почти два миллиона, точнее - 1.800.000. И каждый десятый из них выбрал Германию. [19].

При университетах в Германии есть специальные колледжи, которые  готовят к поступлению в вуз  иностранных студентов, желающих обучаться  в ФРГ. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого  языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах обучение длится один год. Для зачисления в вуз необходимо предоставить доказательства права поступать в высшее учебное заведение Германии. Чтобы убедить комиссию, что студент закончил школу нужно предъявить аттестат о среднем образовании, либо документ об окончании специального колледжа в ФРГ. Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам (Numerus Clausus). Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются: медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства. Для того, чтобы поступить на медицинский факультет немецкого вуза, студент из-за рубежа должен напрямую обратиться к его руководству с этой просьбой, поскольку каждый вуз самостоятельно принимает решение о приеме. Шансы получить положительный ответ для иностранца очень высоки, потому что вузы заинтересованы в иностранных студентах и обязаны предоставлять им определенный процент учебных мест.

Отличие немецких университетов  заключается еще и в том, что  в системе высшего образования  не существует уровней обучения как понятия «классов». Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. [20].

Учебный год начинается примерно 15 октября из двух семестров. В конце  каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех  спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и  сдать его. В этом - преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы. К относительным недостаткам  системы образования Германии можно  отнести слишком большую среднюю  продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым  уровнем это достаточно долго. Во втором типе вузов - специализированных высших школах - процесс обучения более  регламентирован.

 Поскольку в этом  случае учащиеся обязаны следовать  конкретному учебному плану и  расписанию экзаменов, высшую  школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения  в вузах ФРГ стало своего  рода проблемой для их руководства,  которое, в конце концов, стало  бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше  нормированного времени - обычно  это 5-7 лет, ему приходится выплачивать  за учебу небольшие суммы. Зато  для иностранных студентов существует  еще немалое количество преимуществ  немецкого образования. Во-первых, надо меньше зубрить (учебная программа в Германии она обычно составляет не более 20 часов). Во-вторых, студенты учатся не по учебникам, а по лекциям и книгам, которые берут в библиотеке. Это предполагает использование авторитетных и современных источников знания, а также новейших научных данных, что положительно отражается на качестве приобретенных знаний. В качестве официально зарегистрированных слушателей студенты застрахованы от несчастного случая и, как правило, по льготным ставкам, на случай болезни или необходимости медицинского ухода. [16]. Так как в Германии развита система льгот для учащихся, студенты во многих городах ФРГ не платят за общественный транспорт, а также имеют скидки на посещение музеев, кинотеатров и т.п. Как правило, студентам предоставляется комната в общежитии - самый дешевый вид студенческого жилья. Плата за квартиру на рынке жилья создает для учащихся серьезные проблемы, поэтому многие не только учатся, но и работают. Иностранные студенты имеют право подрабатывать до 90 дней в году. Студентам оказывается помощь в экономической, социальной, медицинской и культурной областях. Ответственность за ее оказание несут ведомства по делам студентов, которые являются земельными учреждениями публичного права. В каждом вузе имеется иностранный отдел, куда можно обратиться для решения проблемы. Местные ведомства объединены в надрегиональное Германское ведомство по делам студентов. Германские вузы не только выполняют задачи в сфере обучения, но и являются базой для научных исследований. Таким образом, после завершения основного обучения можно продолжить образование в аспирантуре. К сожалению, после окончания вуза «зарубежным гостям» трудно рассчитывать на получение работы в ФРГ. В стране велик процент безработицы, и действует очень жесткое трудовое законодательство. В частности, в том случае, если немецкий работодатель хочет принять на работу иностранного работника, он должен доказать на бирже труда, что не нашел на этот пост подходящей кандидатуры среди граждан Германии. Конечно, некоторым иностранцам удается оставаться в Германии, не имея немецкого гражданства, но только временно - на 2-3 года, как, например, ученые, получившие стипендию на проведение научных исследований и заключившие договор о сотрудничестве с немецким вузом. [21].

3.2. Подготовка учителей

В Германии подготовка будущих  педагогов во всех землях проходит 2 фазы:

Основная (6 - 8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин.  
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. На государственном уровне не существует единых правил построения содержания образования. Чаще это: методика и дидактика социальной педагогики и социальной работы, психология, социология, политика и социальная политика, право, социальная медицина и психоанатомия, педагогика средств массовой информации, педагогическое управление и организация, философия и социальная этика, лечебная и специальная педагогика, педагогическая профессиональная деятельность.

Вся система обучения в  Германии построена таким образом, чтобы обеспечить студенту максимальную свободу в построении своего учебного процесса. Все учебные планы носят  вспомогательный и рекомендательный характер. Студент может выбирать не только предметы, но и последовательность изучения отдельных учебных курсов в рамках обучения в университете.

В вузах практикуются следующие  формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Присутствие на лекциях является необязательным. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.

Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых  недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных  работ. Кроме того, студент имеет  право сдавать экзамены как сразу  после окончания прочитанного курса, так и спустя несколько семестров. Например, студент может вообще не сдавать никаких экзаменов во время Grundstudium, а написать сразу все экзамены в конце Grundstudium (в конце 4-го семестра). Правда, такой вариант настоятельно не рекомендуется.

Вторая фаза - стажировка - для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года, для социальных педагогов - 2 семестра (1 год) и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя, педагога, учителя. Считается вполне нормальным делом то, что многие студенты год или полгода учатся заграницей. Это даже часто является непременным условием получения хорошей работы в будущем.

Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия  на уроках учителей, кончая тем, что  студенты дают уроки, как обычные  учителя. Большая часть времени  отводится социально-педагогической практике, практике управления. Каждый студент в процессе практики работает по избранным двум проблемам. Работа фиксируется, делаются отчеты по итогам практики.

Интересен опыт организации  индивидуальной работы со студентами: работа по проекту; выделение проблем  для исследования; работа с клиентом; реализация намеченного плана; фиксирование экспериментально-исследовательской  деятельности; рефлексия социально-педагогической деятельности. Участие студентов  в исследовательском проекте  дает возможность будущему социальному  педагогу описать ход работы. Он должен обязательно отрефлексировать свою социально-педагогическую деятельность.

В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая  присваивается после защиты и  полной публикации диссертации в  учебном заведении.

Специфика воспитательной и  учебной работы требует от педагога непрерывного совершенствования своей  квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и переподготовки учителей. [9, C. 80].

 

 

 

Заключение

 

Процессы глобализации, стремительное  развитие информационных технологий и  коммуникационных систем, а также  преобразования социального и экономического характера, благодаря которым общество индустриального производства превратилось в общество науки и информации, изменили структуру международного рынка труда и предъявляют  новые требования к компетенции  и квалификации кадров.

На фоне этих изменений  профессиональное образование, а особенно - повышению квалификации, играют все  более важную роль и становятся залогом  успешной самореализации человека современном  обществе.

Для многих стран Германия с ее традициями профессионального  образования, уходящими корнями  в Средневековье, является сегодня  ориентиром и примером для подражания. В результате последовательной модернизации система профессионального образования  Германии - высокоэффективна и пользуется признанием во всем мире.

Благодаря единственному  в своем роде сочетанию теории и практики, а также широкому участию  и поддержке немецкой экономики, система профобразования Германии создает учащимся наилучшие предпосылки  для успешного профессионального  будущего. [23].

В университетах студенты получают, в первую очередь, методологические и теоретические знания. Классический спектр академических дисциплин  состоит из медицины и права, гуманитарных наук и искусствоведения, а также  экономики и педагогики. В соответствии с принципом, который впервые  выдвинул Вильгельм фон Гумбольдт, учёба и научная работа в университетах  взаимосвязаны. Практическая ценность при выборе тем для исследований первостепенной роли не играет, то есть «познание» стоит выше «выгоды». Учёба в университете даёт не профессию, а научную квалификацию и базовые знания для будущей работы.

Образование представляет одну из центральных проблем в Германии и заслуживает большого внимания. Она необходима и является помощью  для достижения детьми с определенного  возраста специфических знаний, умений, навыков. А так как в Германии существуют различные типы школ, дети обучаются в этих школах в зависимости  от своих способностей, от склада ума. Система образования в Германии способствует приобретению таких знаний, которые необходимы для получения  профессионального образования  или высшего образования.[24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

     1.  Демин А.А. Лавров С.Б., ФРГ сегодня. Л., 1973 г.

           2. Коваленко Ю.И., Профессиональное образование в ФРГ. М., 1988 г.

      3. Лысова Е.Б., Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. Ж. «Педагогика» 1994 №3.

4. Малькова З.А. Вульфсон Б.Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г

           5. Никандров Н.Д., Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978 г.

            6. Писарева Л.И., Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика» 1991 №2.            

          7. Сергеева Н.Б., Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика» 1993 №2.

            8. Тихонова М.Г., Объединенная Германия: образовательная политика. Ж. «Педагогика» 1994 №5.

9. Трошков С.П., Подготовка учителей в Германии. М., 1997.

            10. http://de.itec-group.ru/

            11. http://www.estudy.ru/srednee_obrazovanie_5/

                  12.  http://eduabroad.ru/de/

13.  http://tonkosti.ru/

14. http://de.itec-group.ru/

            15. http://invest-realty.com/node/73

            16. http://www.i-l.ru/rus/information/directory/germany/

            17.  http://espl.ru/germany           

                  18. http://www.gymnasia8.kz/tradition/germany

            19. http://www.dteducation.com/presscenter/article/nid_52/

            20. http://www.studyguide.ru/reading.php?id=23

            21. http://embassies.net.ua/germaniya/

22. http://vknige.com.ua/elektronnaya_biblioteka

23. http://rus.delfi.lv/news/daily/

24. http://www.inter-study.ru/

 

 


Информация о работе Проблемы реализации и пути решения услуг в сфере образования Германии