Проблемы реализации и пути решения услуг в сфере образования Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать проблему услуг в сфере образования Германии.
Задачи: – исследовать проблемы услуг в сфере образования;
- исследовать систему образования;
- обобщить материал по системам школьного, профессионального, высшего образования в Германии;

Оглавление

Введение……………………………………………………..………...…..……3-4
Глава 1. Система образования в Германии.
1.1. Структура образования …………………………………………..………….5
1.2. Дошкольное образование………………………………………………....…6
Глава 2. Начальное и среднее профессиональное образование.
2.1. Школьное образование……………………………...……………………..7-9
2.2. Профессиональное образование……...……………………..………….10-12
2.3. Высшее образование…………………………………...…………….….12-17
Глава 3. Студенты и учителя в образовании Германии.
3.1. Иностранцы в высших учебных заведениях………………..…......…..18-20
3.2. Подготовка учителей…………………………………………………....21-22
Заключение…………...……………………………………………....………23-24
Список литературы……………………….…………………………..….…..25-26

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 102.72 Кб (Скачать)

Постепенно вводится более  дифференцированная система обучения - с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении. [7, C. 27].

 

2.2. Профессиональное образование

 

Государственная система  профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.

В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1-4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

Имеется также небольшая  сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы  или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального  образования Германии высоко оценивается  во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. [17]. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства  профессионального обучения в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.

В восточных землях в системе  профессионального образования в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.

Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).

Принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.

Опекунский совет, в ведении  которого находится вся собственность  бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом оптимальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм. [22].

                                               

2.3. Высшее образование

 

Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для  начинающих студентов, так и для  молодых учёных. Его отличительная  черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных  достижений науки. В «студенческом городке Германия» насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой. [10].

Главный принцип высшего  образования в Германии – «академическая свобода», поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом «академической свободы» обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.

Другой важный принцип немецких вузов - связь учебного процесса и научных исследований. В университетах ФРГ работает много известных учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня. [11].

Научные и учебные процессы происходят не в «башне из слоновой кости», то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов. [12].

Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается более 300 высших учебных заведений, в которых  обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить  на несколько типов:

Университеты (Universitaten). Возникшие еще в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологический. В настоящее же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.

Технические университеты (Technische Universitaten)

Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественно- научных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университетами в последнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделения гуманитарных и прикладных наук.

Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др. Основное отличие от университетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют практическим программам.

Кроме того существует специальные  высшие учебные заведения 

Педагогические (Padagogische Hochschulen), Теологические (Theological Colleges) , Музыкальные (Musik-Hochschule), Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen).

Университет города Бремена. Один из самых молодых и современных  университетов Германии с обширным выбором факультетов. С начала зимнего  семестра вот уже второй год проводятся бесплатные языковые курсы подготавливающие к языковому экзамену TestDaF. [13].

Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. [14]. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.

Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых  недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.

В вузах практикуются следующие  формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют. [15].

В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая  присваивается после защиты и  полной публикации диссертации в учебном заведении.

Научная деятельность вузов  ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте». [16].

Следует подчеркнуть, что  научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.

Политика федерального правительства  нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.

Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.

При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.

Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д. [8, C. 43].

Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).

Одной из наиболее важных проблем  немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных

мест. Несмотря на демографический  спад, с 197-5 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.

Значительные перемены предстоят  в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве, бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.

В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило  и их расширения. Система высшего  образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.

Информация о работе Проблемы реализации и пути решения услуг в сфере образования Германии