Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ перспектив развития регионального туризма в России на примере республики Карелии.
В первой главе мы рассмотрим понятие «туризм», «региональный туризм», виды туризма.
Во второй главе рассмотрим туристско–рекреационный потенциал.
В третьей главе - современное состояние туризма и основные направления совершенствования туристской индустрии.

Оглавление

Введение
Глава 1 Туризм как отрасль.
1.1Понятие «туризм»
1.2Место регионального туризма.
2 Анализ туристско–рекреационного потенциала Республики Карелия
2.1Туристско-рекреационного потенциала республики Карелия.
2.2Проблемы развития регионального туризма республики Карелия.
3 Рекомендации по развитию туризма в Республике Карелия.
3.1Современное состояние сферы туризма в Республике Карелия
3.2Основные направления совершенствование регулирования туристской индустрии в республику Карелия.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Карелия (2).docx

— 79.49 Кб (Скачать)
  • Проект TACIS ENVRUS 9704 «Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия» (1998-2001);
  • Проект TACIS CBC SPF project TSPF/0302/0062 «Экологический туризм как инструмент развития Муезерского района и охрана природы» (2001-2003);
  • Проект TACIS CBC SPF project 2003/061-024/20 Развитие природного парка «Койтайоки – Толвоярви и поддержка местного предпринимательства, основанного на использовании местного потенциала» (2003-2004) и др.

Помимо международных  проектов в Республике Карелия большое  внимание уделяется государственной поддержке развитию туризма и туристской инфраструктуры, реализуются и разрабатываются региональные проекты по созданию локальных туристских комплексов и конкретных турпродуктов, по научному и информационно-консультационному сопровождению туризма, по обеспечению маркетингового сопровождения карельского туризма. В частности в последние годы реализованы при государственной поддержке следующие региональные проекты в области туризма:

  • Проект по разработке методики расчета и оценке совокупного дохода от туризма в Республике Карелия (2002);
  • Проект «Экономический мониторинг туристско-рекреационного потенциала Республики Карелия и реального уровня его использования» (2003);
  • Разработка стратегии и документации по разработке и реализации программы развития водного туризма «Скандинавское кольцо» (2004);
  • Проект «Маркетинг рынка туристских услуг и определение потребности в объектах инфраструктуры туризма в Республике Карелия» (2005);
  • Разработка стратегии и документации инновационного проекта по созданию научно-исследовательских композитных судов проекта «Полярный Одиссей» для сети дрейфующих станций нового поколения для проведения постоянного мониторинга Арктического и Субарктического регионов и развития высокоширотного туризма (2005);
  • Анализ состояния туристской индустрии, разработка стратегии и программы развития туризма в Калевальском национальном районе (2005);
  • Проект «Анализ пространственного распределения туристской активности по территории Республики Карелия и обоснование создания межмуниципальных центров туристской активности» (2006);
  • Разработка Концепции (Стратегии), технико-экономического обоснования, инвестиционного плана и пакета бизнес-планов развития туризма на территории «Заозерье» (2006) и др.

Республика в течение  туристского сезона может принимать  более 3 млн. туристов, однако в силу неразвитости туристской инфраструктуры и низкой доступности ряда объектов показа годовой поток туристов насчитывает немногим более 400 тыс. чел. (с учетом самодеятельных туристов – 1,7 млн. чел.).

Неразвитость инфраструктуры туризма и сферы предоставления туристских услуг (большинство турфирм  осуществляют турагентскую деятельность) приводит к тому, что больше число туристов, приезжающих в Карелию, являются по сути посетителями, посещающими основные объекты туристского интереса: Кижи, Валаам, Соловки. Таким образом, включенность туристского потенциала и туристских объектов в товарные цепочки (турпродукт) остается на низком уровне и основное управление туристскими активами находится за пределами республики. Это приводит к определению роли Карелии как транзитного пункта в составе турпродуктов, предлагаемых сторонними туристскими фирмами.

Туристскую специализацию  Карелии в целом можно определить как культурно-познавательный и  экологический туризм. Это обусловлено  наличием большого числа культурных и исторических объектов (в том  числе древних) и природных объектов6.

 

3.2. Основные направления совершенствование регулирования туристской индустрии в республику Карелия.

 

Концепций социально-экономического развития Республики Карелия туризм отнесен к числу приоритетных направлений отраслей хозяйственного комплекса республики. Стратегия социально-экономического развития конкретизирует миссию туризма: туристская индустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона наряду с лесными и горными комплексами.

Туризм в перспективе  должен обеспечить устойчивое социально-экономическое  развитие Карелии.

Для достижения данной цели следует решить следующие тактические  задачи:

  • Развитие инфраструктуры туризма в республики;
  • Увеличение туристских потоков в Республику Карелия;
  • Повышение вклада туризма в экономику Республики Карелия.

С целью создания благоприятных условий для опережающего развития туристского комплекса в Карелии разработан и успешно функционирует система стратегического управления развитием туризма, предусматривающая реализацию целого комплекса мер государственной поддержки развития отрасли и ориентированная на достижение конечных результатов.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются республиканские  разработанные программы.

Программы направлены на информационное, научное, кадровое обеспечение туризма, расширение ассортимента и повышение  качества туристский услуг, поддержку перспективных видов туризма, привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных областей, позволяет формировать туристский каркас на территории Карелии.

По сравнению с 2000 годом  суммарный поток посетителей  Республики Карелия возрос на 38%, составив в 2007 году 1,78 млн. человек. При этом количество организованных туристов и экскурсантов составило 500 тыс. человек (прирост 111%). Совокупный объём туристско-экскурсионных  и гостиничных услуг увеличился со 133 до 510 млн. рублей (прирост 283 %). Количество рабочих мест в турфирмах, средствах  коллективного размещения и учреждениях  отдыха достигло к концу 2007 года 2300, увеличившись с 2000 года на 43,8% (табл. 1). Согласно предварительным оценкам  по итогам 2008 года основные показатели по отрасли "туризм" возрастут  на 5-10 %.

Таблица: Показатели развития туризма в Республике Карелия.

Показатель

2000

2007

прирост

Количество рабочих мест в индустрии туризма

1600

2300

43,8 %

Общее количество посетителей  РК, млн. чел.

1,29

1,78

38 %

Число организованных туристов, тыс. чел.

237

500

111 %

Туристско-экскурсионные  и гостиничные услуги, млн.р.

133

510

283 %

Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК, млн. р.

105

500

376 %


 

При этом необходимым условием полного использования значительного  потенциала Республики Карелия как  одного из ведущих туристских регионов Российской Федерации продолжает оставаться опережающее развитие инфраструктуры карельского туризма, выведение  её на уровень международных стандартов. Объём внебюджетных инвестиций в  инфраструктуру туризма Республики Карелии увеличился со 105 в 2000 году до 500 млн. рублей в 2007 году (прирост 376%). В 2008 году инвестиции в туризм составят около 600 млн. руб.

Результатом предпринятых мер  по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие материальной базы туристского  комплекса региона стало существенное превышение доли инвестиций в инфраструктуру туризма Республики Карелии в общем объёме инвестиций в основной капитал (2,7%) по сравнению с общероссийским уровнем (0,39%), что позволяет прогнозировать в ближайшие годы выход республики на лидирующую позицию в развитии туристской отрасли среди соседних регионов РФ7.

Начавшаяся в 2008 году реализация Генеральной схемы позвола более полно вовлечь в производственную деятельность объекты туристского показа и туристские ресурсы Карелии и сформировать на её территории высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.

Разработанный специалистами отдела экономики и развития туризма Министерства экономического развития Республики Карелия на основе Генеральной схемы комплексный проект "Карелия туристская", призванный в полной мере реализовать потенциал республики как одного из ведущих российских и международных туристских центров.

Усложнение задач по активизации  туристской деятельности продиктовано также новыми вызовами и современными реалиями в экономике республики.

Становится все более  очевидным тот факт, что часто  именно туризм для жителей удаленных  территорий является единственным реальным выходом из складывающейся ситуации. Население многих муниципальных  образований республики отдает предпочтение туристской специализации экономики, связывает с туризмом надежды  на будущее развитие.

Немаловажно, что люди при  этом думают не только о сегодняшнем  дне, но и видят в туризме возможность  сохранить природное и культурное достояние Карелии для будущих  поколений.

Эффективное выполнение новых  масштабных задач по преобразованию туристского комплекса в один из трёх базовых секторов экономики  Республики Карелия было бы невозможно без использования уникального  преимущества - выгодного геополитического расположения на границе с Европейским  Союзом. Карелия выступает в качестве транзитной территории для развития международного туризма между странами Европейского Союза и глубинными российскими регионами, играя роль своеобразных въездных ворот в Российскую Федерации для зарубежных туристов.

Международное сотрудничество в сфере туризма остаётся одним  из важнейших механизмов ресурсного обеспечения отрасли. В последнее  десятилетие существенно возросла и видоизменилась роль международных  контактов на уровне руководителей  региональных и национальных органов  власти, ответственных за развитие туризма, ученых, лидеров туристского  бизнеса и общественных организаций. Международные проекты и программы  в сфере туризма все отчетливее выступают в качестве эффективного инструмента взаимообогащения и  взаимопроникновения культур разных народов, обмена опытом успешной организации  туристской деятельности и регулирования  развития туристской отрасли экономики. Развитие международного сотрудничества в сфере туризма дает Карелии  дополнительные возможности для  повышения качества туристского  обслуживания, превращения туризма  в один из мощных факторов социально-экономического развития территории, в том числе  за счет привлечения иностранных  инвестиций.

За 10 лет на территории Карелии  реализовано более 90 международных  проектов в сфере туризма по программам ТАСИС, Совета Министров Северных стран, РОЛЛ, Фонда дикой природы, Баренц секретариата, Фонда "Евразия" и  др. Среди них - Большие СВС-проекты ТАСИС "Развитие приграничного туризма в Российской части Баренцева Евро-Арктического региона" (бюджет 1,1 млн. евро), "Управление лесными ресурсами на северо-западе России: Карельский проект" (бюджет 2,5 млн. экю), "Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия" (бюджет 3,5 млн. евро), проект строительства МАПП "Суоперя-Кортесалми" (бюджет 6 млн. евро), "Развитие туризма на Северо-западе России" (бюджет 2,2 млн. евро).

Важными составляющими международного проектирования в сфере туризма  явились развитие систем туристского  образования и регулирования  туристской деятельности на территории Республики Карелия, научное и кадровое обеспечение отрасли, разработка новых  карельских туристских продуктов и их рекламно-информационное продвижение, формирование единого информационного туристского пространства и создание сети информационных туристских центров, развитие инфраструктуры туризма8.

Отличительной чертой развития этого процесса на современном этапе  является акцент на запуске сети малых  проектов, направленных на становление  отрасли в городах и районах  республики. В последние годы международные  проекты были направлены на поддержку  деятельности районных и городских  администраций по развитию туризма, разработке туристских маршрутов, подготовке специалистов, разработке информационно-маркетинговых  материалов и учебных пособий, продвижению  туристских продуктов, строительству  объектов малой туристской инфраструктуры, реконструкции сельских домов, внедрению  новых информационных технологий. При  этом небольшие бюджеты проектов не умаляют их значимости для развития конкретной территории. Именно таким  туристским проектам, направленным на развитие конкретной территории, отдают предпочтение администрации муниципальных  образований Республики Карелия. Их мероприятия имеют адресный, злободневный характер, позволяют решать ненадуманные проблемы жизнеобеспечения депрессивных территорий.

В данном контексте показателен  проект Фонда "Новая Евразия" "Образование. Туризм. Развитие. Российско-норвежское партнерство в системе непрерывного образования", направленный на поддержку развития туристской отрасли в Лоухском муниципальном районе Республики Карелия и норвежской провинции Финнмарк. Инициативу разработки проекта проявили жители и предприниматели Лоухского района. Скромный бюджет проекта (64 тысячи евро) не помешал Карельскому ресурсному центру общественных организаций, Петрозаводскому филиалу Петровского колледжа, администрации Лоухского муниципального района, Министерству экономического развития Республики Карелия совместно с музеем Варангера (г. Тромсё, Норвегия) успешно выполнить широкий круг мероприятий по вовлечению жителей сельских территорий в туристскую деятельность и получить прекрасные результаты. Партнерами достигнута главная цель проекта - повысить доступность туристского образования для населения удаленных территорий, разработать совместные туристские предложения, установить прочные деловые контакты.

Информация о работе Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия