Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ перспектив развития регионального туризма в России на примере республики Карелии.
В первой главе мы рассмотрим понятие «туризм», «региональный туризм», виды туризма.
Во второй главе рассмотрим туристско–рекреационный потенциал.
В третьей главе - современное состояние туризма и основные направления совершенствования туристской индустрии.

Оглавление

Введение
Глава 1 Туризм как отрасль.
1.1Понятие «туризм»
1.2Место регионального туризма.
2 Анализ туристско–рекреационного потенциала Республики Карелия
2.1Туристско-рекреационного потенциала республики Карелия.
2.2Проблемы развития регионального туризма республики Карелия.
3 Рекомендации по развитию туризма в Республике Карелия.
3.1Современное состояние сферы туризма в Республике Карелия
3.2Основные направления совершенствование регулирования туристской индустрии в республику Карелия.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Карелия (2).docx

— 79.49 Кб (Скачать)

Проблемы развития регионального  туризма в России на примере республики  Карелия.

 

Содержание.

 

Введение

3

Глава 1 Туризм как отрасль.

1.1

Понятие «туризм»

 

4

1.2

Место регионального туризма.

6

2 Анализ туристско–рекреационного  потенциала Республики Карелия 

2.1

Туристско-рекреационного потенциала республики Карелия.

12

2.2

Проблемы развития регионального  туризма республики Карелия.

17

3 Рекомендации по развитию туризма в Республике Карелия.

 

3.1

Современное состояние сферы  туризма в Республике Карелия

21

3.2

Основные направления  совершенствование регулирования туристской индустрии в республику Карелия.

23

Заключение

30

Список литературы

32


 

Введение.

 

Россия располагает огромным потенциалом внутреннего туризма. Для этого есть все необходимое  – огромная территория, богатое  культурное и историческое наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы  викинги, славяне, монголо-татары, шведы, тевтонцы, греки и другие народы. Наши предки наследовали веру, разные культуры, языки и традиции. Это  стимулирует развитие внутреннего  туризма.

Внутренний туризм представлен  большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются –  экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, круизный, рыболовный туризм.

Целью данной работы является анализ перспектив развития регионального туризма в России на примере республики Карелии.

 В первой главе мы  рассмотрим понятие «туризм», «региональный  туризм», виды туризма.

Во второй главе рассмотрим туристско–рекреационный потенциал.

В третьей главе - современное состояние туризма и основные направления совершенствования туристской индустрии.

В качестве объекта исследования мы рассмотрим Республику Карелию.

Проведем анализ перспектив развития туризма а регионе.

 

Глава 1. Туризм как отрасль.

 

    1. Понятие «туризм»

Туризм в современном  мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях. Это определяет необходимость его классификации.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его  деление на типы, категории, виды и  формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

В соответствии с рекомендациями ВТО выделяют следующие типы туризма:

  • Внутренний туризм – путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;
  • Въездной туризм – путешествие нерезидентов в пределах государственных границ какой – либо страны;
  • Выездной туризм – путешествие резидентов одной страны в какую – либо иную страну1.

Указанные типы туризма по – разному сочетаются между собой, образуя категории туризма:

  • Туризм в пределах страны включает внутренний и выездной туризм;
  • Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм;
  • Международный туризм включает въездной туризм и выездной.

Указанные категории могут  использоваться применительно к  одной стране, к региону в данной стране или к региону , включающему несколько стран.

Функциональная классификация  видов туризма определяется целью  поездок.

 В соответствии с  данными признаками различают:

    • Рекреационный – отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество и т.д.
    • Лечебно-оздоровительный – обусловлен потребностью в лечении разного рода заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных заболеваний.
    • Познавательный – включает в себя поездки с целью ознакомлении я с природными и историко-культурными достопримечательностями.
    • Деловой – охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этим поездкам относят: участие в съездах, научных конференциях, участие в производственных совещаниях, конгрессах, переговорах.
    • Спортивный – предполагает выезд для проведения спортивных мероприятия.
    • Этнический – преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а так же места жительства родственников и близких. Например: у туристов из Германии пользуется спросом поездки в Поволжье, а у туристов из Финляндии – на Карельскую земель.
    • Религиозный – основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий.
    • Транзитный – в соответствии с рекомендациями ВТО включает две разновидности – перемещение авиапассажиров, которые не въезжают в страну, а лишь делают пересадку и перемещение туристов, которые едут у месту конечного назначения с небольшой остановкой в третьих странах.
    • Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации или углубления знаний.

В зависимости от способа организации выделяют:

  • Организованный туризм предполагает заранее разработанную и организованную  туристской фирмой программу путешествия.
  • Неорганизованный туризм предполагает, что туристы сами, без участия туристской фирмы. Туристы организовывают свое путешествие.

По продолжительности  выделяют следующие виды туризма: краткосрочные  – поездки до 7 дней, среднесрочные  – туры от 7 до 12 дней, долгосрочные – сроком от 15 дней до 30 дней.

По использованию транспортных средств можно выделить следующие  виды туризма:

  • Железнодорожный;
  • Авиационный;
  • Водный;
  • Автомобильный;
  • Автобусный;
  • Велосипедный и т.д2.

В нашей курсовой работе мы подробнее рассмотрим региональный туризм.

    1. Место регионального туризма.

 

Впервые понятие «региональный  туризм появилось в 90 –х годах, когда туристические перемещения вышли за рамки «въездной – выездной» отдых.

Все чаще путешествующие люди осваивают соседствующие с родным регионом территории.

Региональный туризм способствует созданию новых экономических и  социально-культурных альянсов, что  позволяет оказывать взаимную поддержку и обмен денежными средствами, развитие неосвоенных регионов, а также усовершенствование туристической инфраструктуры.

Общепринятая классификация  видов регионального туризма  включает в себя 4 разновидности:

  • Треугольное путешествие, или перемещение туристов по трем соседним регионам или странам в течении одной поездки.
  • Кольцевое путешествие, когда турист выезжает из одной точки, следует по заданному маршруту, и возвращается в исходную позицию начала поездки.
  • Транснациональное путешествие, при котором человек проезжает несколько стран, только в отличие от предыдущей разновидности, возвращаться в исходную точку вовсе необязательно.
  • Радиальное путешествие, характеризуемое остановкой в одной стране для нескольких экскурсий в соседние города или страны.

Региональный туризм расширяет  рамки понятия «регион». Теперь регион – это не только соседняя, прилегающая  территория, но и обширная туристическая  область, которая имеет три модификации.

Регион – это совокупность родственных местностей по принципу религиозной, культурной, социальной или  исторической общности.

Факторы развития регионального  туризма.

  • Рост численности населения в регионе;
  • Рост реальных доходов и соответственно покупательской способности населения;
  • Изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе.
  • Изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги)
  • Развитие регионального транспорта;
  • Развитие региональных средств массовых коммуникаций;
  • Повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию, к использованию опыта других стран в своей профессиональной деятельности;
  • Перераспределение собственности в регионах;
  • Качественное изменение управленческих региональных функций;
  • Необходимость обеспечения экономической самодостаточности территории на основе прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства;
  • Специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.

Основными задачами экономики  регионального туризма являются:

    • Разработка теории экономики регионального туризма с учетом конкретной и перспективной социально-экономической ситуации;
    • Перенесение цента тяжести экономики регионального туризма в условиях суверенизации республик и районов, входящих в состав России, с вопросов размещения туристских производительных сил по регионам и выборка принципов управления этим процессом в пределах региона;
    • Исследование тенденций в межрегиональных связях в сфере туризма;
    • Разработка принципов формирования новых туристских регионов;
    • Анализ территорий со сложившимися туристскими ресурсами и их места и роли в развитии промышленного и сельскохозяйственного  производства;
    • Обоснование размещения в конкретных регионах крупных туристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или рассредоточения;
    • Разработка схем производственной интеграции регионов для экспорта региональных туристских продуктов.
    • Чтобы сделать региональный туризм рентабельным, нужны маркетинговые исследования, реклама и разработка новых туров3.

Развивающийся рынок регионального  туризма выполняет важнейшие  функции по эффективному использованию наличных факторов производства и представлению свободы потребительского выбора.

Многообразие туристской деятельности оказывает непосредственное воздействие на социальную, культурную, экономическую стороны жизни  региона.

Механизм совершенствования  параметров регионального туристского  рынка региона заключается в  определении его состояния, потенциальных  возможностей и основных направлений  развития. В качестве ключевого параметра  целесообразно выделить уровень социально-экономической привлекательности той или иной туристской территории в рамках региона, что неотъемлемо связано с инвестиционной привлекательностью.

Для обоснования такого механизма  эффективным инструментом является маркетинговый подход к анализу  территории рынков.

Республика Карелия обладает значительным экономическим и туристско-рекреационным потенциалом. Она рассматривается как доступная для жителей мегаполисов рекреационная зона с уникальной природой и древней историей. В структуре общероссийского объема туристских услуг доля республики составляет более 3%. Таким образом это приемлемая стартовая ситуация для реализации мегапроекта и привлечения крупных игроков – существенного расширения стратегической зоны хозяйствования и диверсификации экономики республики.

Наличие культурно-исторических памятников мирового значения, национальных традиций, благоприятная экологическая  ситуация, выгодное географическое положение  и другие факторы туристской привлекательности, а также государственная политика, нашедшая отражение в республиканских стратегических документах, определяют туризм в качестве одного из важнейших направлений специализации региона4.

 


 

 

 

Рис. 1. Последовательность маркетингового анализа туристских территорий

Такой подход предполагает реализацию ряда последовательных ступеней исследования туристских территорий.

Маркетинговый подход к развитию регионального туризма целесообразно  дополнить потенциалом, который  неотъемлемо связан с целым рядом  факторов: демографический, социальный, экономический, культурный, географический.

Учет данных параметров позволяет  наиболее полно раскрыть и проанализировать специфику развития внутреннего  туризма в регионе.

 

 

Глава 2.  Анализ туристско–рекреационного потенциала Республики Карелия

Информация о работе Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия