Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ перспектив развития регионального туризма в России на примере республики Карелии.
В первой главе мы рассмотрим понятие «туризм», «региональный туризм», виды туризма.
Во второй главе рассмотрим туристско–рекреационный потенциал.
В третьей главе - современное состояние туризма и основные направления совершенствования туристской индустрии.

Оглавление

Введение
Глава 1 Туризм как отрасль.
1.1Понятие «туризм»
1.2Место регионального туризма.
2 Анализ туристско–рекреационного потенциала Республики Карелия
2.1Туристско-рекреационного потенциала республики Карелия.
2.2Проблемы развития регионального туризма республики Карелия.
3 Рекомендации по развитию туризма в Республике Карелия.
3.1Современное состояние сферы туризма в Республике Карелия
3.2Основные направления совершенствование регулирования туристской индустрии в республику Карелия.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Карелия (2).docx

— 79.49 Кб (Скачать)

 

2.1 Туристско-рекреационного потенциала республики Карелия.

 

Учитывая современные  тенденции развития международного и внутреннего туристского рынка  можно утверждать, что Республика Карелия обладает рядом существенных конкурентных преимуществ. К наиболее важным из них можно отнести:

– близость крупных городских  агломераций гг. Санкт–Петербурга и Москвы (которые можно рассматривать  в качестве целевых рынков сбыта  и партнеров);

– протяженная граница  с Европейским Союзом, значительный опыт международного сотрудничества (в  том числе и в сфере туризма) и обустроенная приграничная инфраструктура (три международных пункта пропуска, семь пунктов упрощенного пропуска);

– благоприятная экологическая  обстановка;

– наличие всемирно известных  памятников культурного наследия и  т.д.

На территории Карелии  существует большое количество уникальных памятников природы, истории и культуры, исторических мест, имеющих мировое и общероссийское значение: Кижи, Валаам, первый русский курорт «Марциальные Воды», онежские и беломорские петроглифы, саамские каменные лабиринты и Сейды и др. Из Карелии открывается наиболее короткий путь на Соловецкие острова и к архитектурному ансамблю Соловецкого монастыря. Все эти памятники органически вплетены в российскую историю и историю освоения Севера. Уникальные природные особенности позволяют в республике развивать практически любые виды туризма. Огромный интерес у туристов вызывают фольклорные и национальные традиции, обычаи древних карел и вепсов, места, связанные с историей создания эпоса «Калевала». Это лишь немногие слагаемые туристско-рекреационного потенциала Республики Карелия. Карелия, обладая богатыми туристско-рекреационным потенциалом, занимает особое место на международном туристском рынке и вызывает особый интерес у россиян и иностранцев. В республике находится множество объектов туристского показа. Уникальная северная природа, археологические памятники, архитектура, церкви и соборы, музеи и другие объекты привлекают туристов практически со всего мира.

Природа удачно сочетает в себе лесные и озерные ландшафты. В республике действует ряд заповедников, национальных и природных парков, заказников. В качестве основных групп туристско-рекреационных ресурсов региона рассматриваются следующие: экономические, культурно - исторические, природные финансовые, трудовые, социальные и производственные ресурсы. Создание условий для вовлечения каждой из вышеперечисленных групп и конкретных видов ресурсов в хозяйственной деятельности переводит их в разряд факторов производства, участвующих в создании стоимости.

Приоритетность использования  того или иного вида туристских ресурсов обусловлена определенным набором факторов (предпосылок), способствующих развитию того или иного вида туризма.

 

Комплекс факторов туристской привлекательности

Республики Карелия

 

Группы факторов туристской привлекательности Республики Карелия

 

Факторы туристской привлекательности

Республики Карелия

Природно-рекреационные

– благоприятная экологическая  обстановка;

– наличие интересных природных  объектов и памятников;

– видеоэкологические характеристики ландшафтов;

– наличие бальнеологических  курортов и санаториев;

– естественное состояние  природных ландшафтов;

– особенности геологического и геоморфологического строения территории;

– наличие редких видов  флоры и фауны;

– наличие возможностей для охоты и рыбалки;

– особенности гидрологического режима на территории;

– наличие особо охраняемых природных территорий;

– наличие редких биоценозов и экосистем.

Культурно-исторические

– наличие памятников истории  и культуры;

– наличие архитектурных  и археологических памятников;

– наличие мест известных  исторических событий;

– проведение известных  культурных мероприятий;

– проведение музыкальных  и фольклорных фестивалей;

– организация и проведение ярмарок, выставок;

– функционирование музеев, музейных комплексов;

– наличие и сохранение традиционных народных

промыслов и традиционных карельских населенных пунктов;

– наличие фольклорных  памятников и проведение

традиционных и религиозных  праздников;

– наличие объектов религиозного и культового паломничества;

– проведение религиозно-культурных мероприятий.

Организационно-экономические и производственные

 

– государственный протекционизм  развития туризма;

– формирование современной  туристской инфраструктуры;

– наличие достаточного количества и ассортимента

туров;

– наличие организационных  возможностей для развития различных  видов туризма в республике;

– заинтересованность хозяйствующих  субъектов в развитии туризма;

– наличие организационно-экономических  возможностей для ориентации общественного  производства на обслуживание туристов;

– возможности по размещению большого числа туристов;

– наличие компетентного  персонала в области управления туризмом и обслуживания туристов;

– хорошее состояние транспортной инфраструктуры;

– проведение работ по формированию единого информационного поля в сфере туризма, создание республиканского информационно-туристского центра.

Социально-психологические

– стабильная политическая и социально-экономическая обстановка и республике;

– наличие достаточного количества турпродуктов,

дифференцированных по различным социальным признакам (интересам, возрасту, социальному положению, полу и т.д.);

– наличие специфических национально-культурных

устоев и доброжелательности местного населения;

– наличие гарантий безопасности и комфортности туристов.


 

 

При оценке туристско-рекреационного потенциала региона необходимо принимать во внимание его пространственную неоднородность, дифференциацию районов по наличию ресурсов, которые могут быть вовлечены в туристскую деятельность, допустимую экологическую нагрузку и т.д. Данное обстоятельство определяет актуальность зонирования территории, проведения работ по пространственному планированию и определение территорий наиболее перспективных с точки зрения развития туризма.

Туризм для Карелии  представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов – историко-культурного наследия, традиций, культуры. Поэтому для условий республики правомерен выбор туристского развития в качестве приоритетного направления по отношению к её промышленному развитию.

Для их эффективного использования и вовлечения в туристско-рекреационную деятельность должны быть созданы определенные условия. К таким условиям следует отнести, прежде всего, объекты туристской и вспомогательной инфраструктуры. С этой точки зрения их также можно рассматривать в качестве специфической категории туристско-рекреационного потенциала территории, создающего предпосылки для эффективного использования других его категорий.

 

2.2 Проблемы развития регионального  туризма республики Карелия.

 

В число приоритетных областей должны входить туризм и отрасли, связанные с туристической деятельностью, которые нуждаются в поддержке  государства. Есть основания утверждать, что туризм в республике является очень важной. Но развитие туристической отрасли предполагает решение многих новых задач.

 Маркетинговые функции формируют ряд понятий: нужда, потребность, спрос, услуга, товар, сервис, рынок и т.д. Нужда — это чувство нехватки чего-либо. Другой исходной позицией маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем потребителя. Нужды и потребности людей в современном мире многообразны и сложны.

По мере развития рыночной экономики все более актуальной становится проблема исследования потребностей и нужд потребителей и их учета в производственно-хозяйственной деятельности не только ресторанов, но и всей сервисной индустрии. В чем заключается смысл современной концепции маркетинга? Маркетинг включает в себя: товарную политику (т.е. какой товар, продукт, услуга пользуются спросом на рынке, а какой не пользуется), ценообразование, изучение спроса и прогнозирование, рекламную деятельность, связи с общественностью. Если сформулировать кратко, организация маркетинга — это знание рынка, спроса и предложения.

Какие задачи сегодня решает маркетинг.

— информирование посетителей  о ресторане;

— расширение круга посетителей  ресторана;

— привлечение целевой  группы посетителей;

— увеличение дохода заведения  от клиента;

— удержание, закрепление  клиента5.

В республике предстоит многое сделать для адаптации туризма к задачам интенсификации притока иностранных туристов. Нужно создавать туристические потребительские сегменты, соответствующие мотивам и предпочтениям приезжих туристов и учитывающие прогрессивные изменения на мировом рынке туристических услуг. При этом нельзя обойти вниманием и психологические факторы, степень готовности населения к приему иностранных гостей. Это вполне управляемый процесс.

Динамика туризма, основные направления его развития могут оказать существенное влияние на структурные изменения в экономике республики, на ее общественно-политическое и культурное развитие.

В условиях рынка создаются новые возможности привлечения капиталов юридических и физических лиц. Развитие туризма выступает как существенное направление государственной экономической политики.

Необходимо также развивать и полнее удовлетворять и потребности населения в туристических услугах.

Важнейшим условием, определяющим процесс развития индустрии, на территории республики, является грамотное использование туристско-рекреационного потенциала и компетентное управление как туристской отраслью в целом, так и смежными отраслями.

Индустрия туризма может стимулировать другие производственные и непроизводственные сферы экономики. Именно за счет туризма возможно создание новых рабочих мест, решение различных социальных проблем, поддержка высокого уровня жизни населения, улучшение платежного баланса страны. Безусловно, развитие сферы туризма будет способствовать повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

Сдерживание развития туристско-рекреационного комплекса Республики Карелии осуществляется рядом факторов, в основе которых лежат как объективные причины, связанные с формированием местного рынка внутреннего туризма, так и нерешенные проблемы.

Существенной проблемой  является недостаточность информации о туристских ресурсах и продуктах  Республики Карелии, ориентированной на туристов из России и зарубежья, отсутствие стратегии продвижения туристского продукта Республики Карелии, неразвитость (неузнаваемость) туристских брендов республики. Это во многом сдерживает привлечение инвестиций в сферу туризма республики.

Необходима более активная и правильно выстроенная рекламная  стратегия продвижения республики на профессиональных туристских рынках, учитывающая сегментацию туристского  рынка республики, его целевую  аудиторию.

Острой является проблема хаотичности развития и функционирования туристского рынка, обусловленная  отсутствием эффективного механизма  планирования и регулирования этого  развития, неподготовленностью профессиональных кадров, обслуживающих сферу туризма, что в совокупности ведет к  снижению имиджа Республики Карелии в качестве туристского региона.

Сказывается и небольшое количество научных исследований, позволяющих прогнозировать развитие рынка, и, ограниченное применение планирования развития.

Необходимо сформировать систему продвижения инвестиционных проектов в сфере туризма на российские и международные рынки инвестиций, что невозможно без совершенствования  нормативной правовой базы и формирования принципов государственной поддержки, выражающейся в софинансировании проектов сферы туризма и предоставлении преференций местным производителям внутренних туристских услуг.

Анализ факторов, сдерживающих развитие отрасли туризма в Республике Коми, свидетельствует об их тесной взаимосвязи между собой и  взаимной зависимости, при которой  одна проблема вытекает из другой. Эти  проблемы не могут быть преодолены без участия государства, без  отношения к туризму как сфере  экономики, обладающей значительными  выгодами для социально-экономического развития края.

Республика Карелия имеет достаточные основания, чтобы рассматривать культуру и рекреацию как существенный ресурс развития территории, как источник достижения новых социально-экономических целей через превращение туристского продукта в товар, услуги, востребованные не только жителями Республики, но и Российской Федерации, иностранными гражданами.

 

Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Республике Карелия.

 

3.1 Современное состояние  сферы туризма в Республике Карелия.

 

Туризм в Республике Карелия  является одной из наиболее быстро развивающихся сфер деятельности. В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и проекте Стратегии социально-экономического развития республики до 2020 года туризм рассматривается как один из главных приоритетов развития региона.

За последние несколько  лет на территории Карелии было реализовано более 20 крупных международных проектов в сфере туризма, в том числе:

Информация о работе Проблемы развития регионального туризма в России на примере республики Карелия