Проблемы и перспективы гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрение и выявление проблем и перспектив гостеприимства в России. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «гостеприимство»;
- проанализировать эволюцию гостеприимства России и выделить этапы развития;
- изучить классификацию гостиниц в РФ;

Оглавление

2Введение…………………………………………………………….……………..4
1 Возникновение и развитие гостеприимства в России………….………..........6
1.1 Понятие и характеристика определения «гостеприимства»………...6
1.2 История гостеприимства в России…………………………………...11
1.3. Классификация гостиниц в РФ……………………………………...19
2 Современное состояние и перспективы развития гостеприимства России..29 2.1 Проблемы гостеприимства в России………………………………...29
2.2 Перспективы гостеприимства в России……………………………..35
Заключение………...……………………………………………………………..40
Список использованных источников………...………………………...……….42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1..doc

— 190.50 Кб (Скачать)

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА  РОССИИ                2.1 Проблемы гостеприимства в России       Развитие туризма и гостеприимства будет способствовать тому, что туристы со всех стран мира, посещая Россию, дадут толчок к развитию и других отраслей хозяйства нашей страны.[10, 71] Все гостиницы делятся на два сегмента — гостиничные сети и несетевые гостиницы. Производительность труда в гостиничных сетях (состоящих из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовых форм организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностям продвижения по службе). Низкая производительность труда персонала несетевых российских гостиниц объясняется падением спроса, низким уровнем доходов населения и неисполнением налоговой дисциплины, а также тем, что значительная их часть находится в государственной собственности. В России 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональным или федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей, а частично — предприятий (главным образом предприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространены управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров к рентабельности гостиниц, в России договоры (по сути с государством) не обеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому, чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда. Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственно государственные служащие, причем от них обычно требуют держать в резерве номера для официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли. Очень серьезной проблемой развития гостиничного хозяйства в России является нехватка квалифицированных кадров (по историческим причинам), что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда. Гостиничные сети США справляются с сезонными потребностями в рабочей силе, обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, как Россия, подобные резервы отсутствуют, а для качественного обучения неопытного работника требуется много времени. Потери от использования неподготовленных работников очевидны. Так, квалифицированная горничная может убрать на 60 % больше номеров в день, чем неопытный стажер. В не меньшей степени повышенные потребности в работниках обусловлены громоздкостью и несовершенством бухгалтерских процедур и большой потребностью в охранных услугах.  В России присутствуют почти все крупные международные сети («Марриотт», «Форте», «Шератон» и «Кемпински»), однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех - и пятизвездочных отелей в Москве и Санкт-Петербурге.     Отечественные гостиницы проигрывают в качестве обслуживания своим конкурентам, пришедшим из-за рубежа — как с Востока, так и с Запада. В настоящее время в России насчитывается около 4000 гостиниц, из которых более 70 % по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Далеко не во всех городах Российской Федерации есть гостиницы, которые могут разместить людей, привыкших к условиям комфорта.           Четырех - и пятизвездочные гостиницы в основном относятся к международным гостиничным цепям и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну.  Фактически в России гостиниц, действительно соответствующих категории «три звезды», мало. Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.        На сегодняшний день для развития российского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другу претензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины.    Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.     Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34%.[6] Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.[22, 406]      Вторая составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских центрах.[13, 72]         Гостиницы терпят убытки из-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) являeтся одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различные положения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер, используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов.   Туроператоры в свою очередь тоже имеют претензии к партнерам — средствам размещения. Нередки случаи, когда гостиницы занимают выжидательную позицию и не подтверждают заявки на бронирование в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто так поступают отели накануне крупных событий, праздников, вызывающих высокий спрос на услуги размещения. Поскольку отелей, принимающих иностранные тургруппы, не так много, туроператоры не идут на расторжение контрактов с гостиницами-нарушителями. Некоторые гостиницы сознательно отсекают групповой туризм, выставляя для тургрупп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагая размещение без скидок. Туроператорам бывает достаточно сложно защитить свои позиции, особенно в условиях превышeния спроса над предложением. Сетевой подход к организации гостиничного хозяйства в России находится на начальном этапе своего формирования, поэтому слoжившиеся к настоящему времени формы объединений, такие как «Best Eastern Hotels», Государственное акционерное общество «Москва», не в полной мере отвечают современным требованиям. Здесь сказывается отсутствие oтечественного опыта, а также риски, обусловленные несовершенством зaконодательства, сложностью бюрократических процедур лицeнзирования, сертификации и т.п.[1, 208]   Таким образом, если в России не произойдут экономические изменения, больших перемен ожидать не следует. В лучшем случае некоторые западные сети расширят свое присутствие на российском рынке в основном для удовлетворения необеспеченного спроса в сегменте трехзвездочных гостиниц.           В 2008 году рынок гостиничных услуг в России развивался как никогда. Вследствие сбалансированной и стабильной ситуации в России, страна стала особенно привлекательной для иностранных операторов. Холдинг «Интурист» совместно с Internetional Holding Investment планировал основать гостиничную сеть в Москве, Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде. Тем не менее, в связи с изменением макроэкономической ситуации, от многих проектов пришлось отказаться. Так, «Интурист» принял решение воздержаться в ближайшее время от реконструкции 60 гостиниц.   Приостановка строительства и реконструкции отразится на рынке гостиничных услуг не ранее, чем через 2-3 года, когда будут введены в эксплуатацию проекты, находящиеся на стадии завершения. Наиболее вероятным сценарием предстоящих событий будет стандартное увеличение цен. Более низкий уровень конкуренции позволит отельерам в некоторой степени вернуть доходы, недополученные в период кризиса. Для туристов такая ситуация может быть чревата не только повышением цен гостиничных номеров, но и снижением качества обслуживания в отелях, находящихся под управлением российских операторов. В качестве ответной реакции стоит ожидать более активное появление мини-отелей эконом класса, а также установку более высоких стандартов иностранными операторами.   Стоит отметить, что основной проблемой, связанной со строительством гостиниц эконом класса, по-прежнему остается стоимость земли. В России стоимость земли под отель порою составляет около трети стоимости контракта, в то время как на Западе – не более шестой доли. Это значительно увеличивает срок окупаемости возводимого объекта, который и до кризиса превышал срок окупаемости жилья на 6-7 лет, а в период кризиса увеличился еще сильнее за счет более высоких ставок процента на заемные средства. Логичнее было бы перенять европейскую практику и устанавливать цену на гектар земли независимо от будущей доходности строящегося здания.    Для увеличения привлекательности строительства отелей, правительству стоило бы косвенно повлиять на спрос на услуги российских отелей, повышая популярность исторических объектов России. Как известно, большая их часть пребывает в настоящее время в состоянии упадка.    Таким образом, невзирая на кризис и несовершенную законодательную базу РФ, гостиничный рынок до сих пор сохраняет свою привлекательность в России и остается высокоперспективной сферой бизнеса. Причем, с учетом более высокого уровня конкуренции в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, становится все более Благоразумным продвижение в регионы – Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань.[25] 
 
 
 
 

2.2 Перспективы гостеприимства в России       Перспeктивы дaльнейшего развития видятся  в более детальной сегментации  гостиничных услуг с цeлью их успешной продажи определенным категориям потребителей. Нaчaлось возрождение когда-то популярных курoртов. Гостиничные компании  продолжают свою глубокую сегментацию, предлагая все более широкий выбор видов размещения. Это особенно важно, так кaк на данный момент российская гостиничная индустрия ориентирована в основном на бизнесменов, прибывших в командировки, тогда как оснoвную мaссу международных туристов составляют школьники, студенты, средний класс и пенсионеры. Давно известна тенденция предпочтительного строительства гостиниц вблизи транспортных узлов на сей день, дала новые проявления, связанные с быстрым развитием воздушного транспорта.       Итак, рынок гостиничных сетей категории 2-4 звезды на территории России только начинает зарождаться, и его насыщения следует ожидать не ранее, чем через 10 лет.[24]          На отечественном гостиничном рынке конец прошлого и начало нынешнего года четко обозначили два новых акцента - повышенный интерес к инвестициям и выход на рынок целого ряда крупных отечественных и зарубежных игроков.

     В прошлом году отрасль пережила настоящий  подъем. Данный процесс отмечается не только в столице и городах-миллионниках, известных высокой деловой активностью, но и в региональных центрах, где гостиничный сектор до настоящего времени вообще не был интересен с точки зрения инвестиций. Именно поэтому можно назвать 2006 год переломным для гостиничного рынка. 
         Показатель доходности гостиниц сегодня при грамотном управлении сравнялся с аналогичными показателями офисных, торговых и других коммерческих объектов, что привлекло повышенное внимание инвесторов. Тем более что насыщенность рынка высококачественными гостиничными услугами наступит еще не скоро. Например, в Москве такие планы при нынешних темпах строительства могут сбыться только к 2010–2012 году. То есть именно сейчас гостиничный рынок предлагает самые интересные условия для вложения капитала, поскольку имеющийся спрос пока не удовлетворен соответствующим предложением.   Кардинальные сдвиги в данном секторе российской экономики подготовили позитивные тенденции 2004-2005 годов. Стабилизация макроэкономической и социальной ситуации в стране, а также процесс снижения рентабельности вложений в другие сегменты рынка жилой и коммерческой недвижимости обеспечили прорыв в наиболее консервативной, инвестиционной части гостиничного бизнеса. В это время интенсивно шли процессы анализа эффективных путей развития гостиничного бизнеса и его стратегических перспектив, а также необходимая консолидация активов.         Длительный период подготовки масштабных капиталовложений обусловлен тем, что отечественный гостиничный рынок на протяжении десятилетий традиционно относился к числу наиболее депрессивных секторов рынка недвижимости, характеризуясь высокими показателями капиталоемкости и сроками окупаемости (7-10 лет в зависимости от категории проекта).           2006 год стал поворотным для гостиничного бизнеса в России, который начал приобретать типичные для всех рыночно развитых государств мира черты: 
– отели и сопутствующая им инфраструктура стали реальным бизнес-активом и объектом долгосрочного инвестирования,               – наблюдается динамичный прирост объемов сделок купли-продажи и инвестиционных проектов в сфере гостиничного бизнеса, 
– формируется цивилизованная конкурентная среда, где ведущими игроками становятся международные сетевые гостиничные бренды и намечается становление конкурентоспособных отечественных игроков: крупных инвесторов, управляющих компаний, национальных сетей отелей. 
           Благоприятные инвестиционные перспективы отрасли базируются на долговременных объективных факторах: низком уровне насыщения рынка качественными гостиничными услугами (даже в столице баланс спроса и предложения может быть достигнут не ранее чем через 8-10 лет), среднегодовой загрузкой отелей на уровне 60-80% в зависимости от сезона и региона, постоянным ростом цен на размещение в отелях всех категорий (так, в Москве средняя стоимость номера – одна из самых высоких в Европе, более 200 долларов), разработанными во многих субъектах РФ региональных программами стимулирования гостиничного бизнеса.     В связи с этим понятен интерес отечественных и зарубежных инвесторов к реализации крупных проектов нового строительства и реконструкции действующих отелей. В ближайшем будущем следует ожидать настоящего гостиничного бума, создания отелей разного формата в регионах России, располагающих благоприятными социально-экономическими и природными условиями для развития традиционного и делового туризма, организации многих видов активного отдыха. 
        Но уже сейчас отмечается резкий рост масштабов реализуемых инвестиционных проектов. Крупнейшей сделкой стало рефинансирование строящейся в Москве гостиницы Ritz-Carlton на сумму 160 млн. евро. Среди региональных проектов выделяется начало строительства 20 этажного отеля Hyatt Regency на 300 номеров в Екатеринбурге с участием мирового оператора класса «De Luxe» Global Hyatt Corporation. По планируемому объему инвестиций в 160 млн. долларов (с привлечением кредитов Societe Generale и BCEN-Eurobank) это – самый крупный гостиничный проект с участием зарубежного капитала.         Одновременно растет интерес к данному сегменту рынка недвижимости со стороны российских инвесторов. В течение последних двух лет такими компаниями, как АФК «Система», «Русское золото», «Интеко», «Базовый элемент», «Русские отели», «Промсвязьнедвижимость» были представлены планы значительных инвестиций – от 100 млн. долларов до 1,5 млрд. долларов. В этом же ряду и такое актуальное событие, как создание Правительством Москвы совместно с компанией «НАФТА» Объединенной гостиничной компании, которой будут переданы отели и пакеты акций, находящиеся в собственности города.       Все эти цифры подтверждает тенденцию к постоянному росту интереса сильных игроков к гостиничному рынку, где формируется все более конкурентная среда. Определяющим фактором здесь консолидация гостиничных активов и появление новых национальных операторов, предоставляющих услуги по управлению отелями, а так же новых гостиничных сетей.           Пути их появления могут быть различными – от реанимации сетей, опирающихся на опыт предшественников советского периода (отели бывшего ВАО «Интурист»), до новых частных компаний, таких как вышедшие на рынок в 2006 году в сегменте трехзвездочных отелей управляющая компания «Азимут Отель Менеджмент» и «Владинвесттур», заявивший о планах строительства сети из 18 гостиниц в городах «Золотого кольца России.            Хотя необходимо отметить, что в 2006 г. независимых управляющих компаний на рынке фактически не прибавилось, потому что все недавно заявленые управляющие компании созданы для управления исключительно собственными фондами недвижимости. В этом – основное отличие и залог успеха компании Heliopark Group, управляющей сетью, в которую входят отели объединенные едиными стандартами и одним брендом, но принадлежащие в основном другим собственникам. В рамках интенсивно продолжающихся процессов сегментации сетей по назначению и категорийности отелей, сеть HELIOPARK Hotels &Resorts развивает отели для делового туризма – бизнес тревел, курортные и так называемые клубные отели категории3 и 4 звезд, так как именно отели этого формата наиболее востребованы сегодня на рынке.         Яркой особенностью 2006 года стало расширение присутствия на отечественном рынке крупнейших сетевых операторов. В течение следующего и ближайших лет на рынок выйдут бренды Hilton, Ritz-Carlton, Four Season, которые будут конкурировать с уже работающими в России отелями под брендами Marriott, Kempinski, Sheraton, Park Hyatt, Novotel,Radisson SAS и Park Inn.

            Таким образом, наиболее показательной  характеристикой уровня зрелости  отечественного гостиничного бизнеса  является именно появление реальной  многоуровневой конкурентной среды, важнейшим элементом которой становится формирование национальных гостиничных сетей и создание собственных конкурентоспособных брендов.[27] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      По  итогам данной работы были рассмотрены и проанализированы проблемы и перспективы гостеприимства Росси:      Рассмотрено понятие гостеприимство, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов).

      Проанализирована эволюция  гостеприимства  России и выделены следующие этапы развития. В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа:          - до начала XIX века — предыстория гостиничного дела;     - начало XIX века - начало XX века — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;      - начало XX века — до Второй Мировой войны — массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса;      - после окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

      В работе был дан анализ классификации  гостиниц РФ. В 1994 году в России были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели - на четыре категории - с присвоением от 1-ой до 4-х звезд. Принятые в России согласно государственному стандарту требования «классности», в целом соответствовали действующим мировым стандартам.

     В данной работе изучены проблемы гостеприимства в России. Сегодня на отечественном рынке услуг гостеприимства, наблюдается больше недостатков, чем положительных факторов. Прежде всего - это практически полное отсутствие внутреннего туризма. Внутренний туризм является основным источником доходов предприятий сферы гостеприимства в таких странах как США и Канада. Оборот рекреационных предприятий на восемьдесят процентов пополняется деньгами «отечественных туристов». Однако эта проблема является скорее проблемой масштаба всей страны. Перспeктивы дaльнейшего развития видятся  в более детальной сегментации  гостиничных услуг с цeлью их успешной продажи определенным категориям потребителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство: проблемы, перспективы, сертификация / С.И. Байлик. - Киев.: ВИРА, 2001 - 208                               2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер. - М.: Аспект Пресс, 1994 - 392

3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный бизнес и туристический бизнес / Ю.Ф. Волков. - Ростов на Дону. 2003 – 352                4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ          5. Дехтярь Г.М., Индустрия туризма. Правовые акты: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Международные документы. Конвенции. 344

6. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».        7. Кабушкин Н. И.,. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н. И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко - М.: Новое знание, 2000 –с 216.                 8. Квартальнов В.А. Туризм. Финансы и статистика / В.А. Квартальнов. - М.: 2001 – 320, с 15, 16, 17.

9. Лесник  А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом / А. Л. Лесник. - М.: Интелуниверсал, 2002

10. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство / О. Т. Лойко. Томск, ТПУ, 2005 – 152 с – 71.                                 11. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / И.Ю. Ляпина. - М.: Академия, 2005 – 208, с 18                   12. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1                                     13. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с. 14. О б утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.№ 490 // СЗ РФ. - 1997 – 18. – Ст. 2153.                          15. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме / Р.Ю. Попова. - М.1997 – с 223                     16. Приказ Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 г. № 86 «Система классификации гостиниц и других средств размещения».                     17. Саак А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства / А. Э. Саак, М.В. Якименко. - Санкт-Петербург, 2008 – с432                            18. Ульянов В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства: Метод. рек. для проведения деловой игры в помощь менеджеру туризма / В.А. Ульянов. - М.: РИБ «Турист», 2000. - 106 с.               19. Уокер Д. Управление гостеприимством / Д. Уокер. - М. Юнити-Дана, 2006 - 849                                   20. Федеральный Закон РФ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» (с изменениями от 05.02.2007 года).          21. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».                          

22. Чудновский А.Д., Управление индустрией туризма России в современных условиях / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2007 – 416, с 406. 

23. Янкевич В.С., Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич. - М., с 416        

24. http://www.prohotel.ru/catalog – 8477/0/

25. http://www.stroyka.ru

26. http://www.turizmbiz.ru

27. http://www.hotelLine.ru

28. http://www.russiatourism.ru 
 
 
 

     Курсовая  работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы других авторов имеют ссылки на них.

      Список  использованных источников – 28 название. Работа отпечатана в 2 экз.

      Один  экземпляр сдан на кафедру сервиса  и туризма «11»    мая     2010г. 
 
 

Студентка 31 группы                                                                Т.С. Евтушенко

Информация о работе Проблемы и перспективы гостеприимства в России