Перспективы и проблемы развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1: Понятие туризм

1. 1. Понятие туризм и его необходимость . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . 5

1. 2. Услуги (характер, свойства, качество).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Глава 2. Основные принципы современного сервиса

2. 1. Проблемы туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2. 2. Тенденции развития современного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Заключение ……………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

современный туризм проблемы и развитие.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      
 

Глава 2.   Основные  принципы  современного  сервиса

2. 1. Проблемы туризма         Человека, впервые приступившего к исследованию современных проблем туристского бизнеса, ожидает много неожиданных и удивительных открытий. Ведь большинство понимает туризм лишь как увлекательный вид отдыха, позволяющий сменить привычную обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению ярких, запоминающихся впечатлений, возможность узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и народов других стран.            Но мало кто задумывался о том, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, что удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок (в Испании – 60 %, в Австрии – 40 %) и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта. 
А теперь немного статистики о состоянии туризма и, в частности международного, в нашей стране. По данным авторитетных ученых В.А. Квартальнова и А.А. Романова, если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь… 0,01 % (!). Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 году уровня 5,5 млрд долл. США например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а ввезено в страну было не более 800 млн долл.         Закономерен вопрос – почему в таком плачевном состоянии туристский бизнес в Казахстане? Почему вместо валютных поступлений в страну мы ежегодно теряем колоссальные суммы, почему продолжается пресловутое «бегство капитала за рубеж» ? Нет в стране привлекательных для туристов объектов? Но ведь достаточно вспомнить знаменитое Золотое кольцо, неповторимые красоты, озера Балхаш, Капчегая, Алматы, – нет, не в этом проблема! Может быть, иностранным гостям не интересна наша древняя культура, уникальные исторические и архитектурные памятники, обычаи нашего народа? Нет, конечно, нет!      Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах.      Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам.     Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность основных задач межличностного общения. Социально-психологическая диагностика, методы регулирования групповых и личных отношений, преодоление конфликтных ситуаций и стрессов, информационное обеспечение системы управления персоналом и клиентами, оценка и маркетинг кадров, профессиональная и психологическая адаптация работников, профессионализм и взаимозаменяемость при обслуживании туристов – все эти вопросы стали первостепенными при работе предприятий в условиях рыночных отношений.            Но прежде чем говорить о социальных проблемах туризма в нашей стране необходимо дать краткую характеристику этой отрасли народного хозяйства, его основных концепций и видов.       Международный туризм – важный источник поступлений в казну любого государства. Мировые доходы от туризма в 1998 г. составили 444,7 млрд долл. , не включая при этом прибыль от продажи авиаперевозок . Согласно прогнозам , в 2000 г. доходы от туризма в мире достигнут 621 млрд долл. , в 2020 г. увеличатся до двух триллионов долларов . Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма занято 60 % всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и т. д. С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристскую индустрию.         Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его видом, предполагающим соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.    Выделяют два вида туризма: внутренний и международный. 
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. 
На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.           Международный туризмэто туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.            В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.          В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).           Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п. 
В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.        Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.            По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.        Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.           Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. 
В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. 
Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Казахстан или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Истории кокультурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. 
К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы. 
Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:

·  увеличение продолжительности жизни;

·  формирование подвижного стереотипа жизни населения;

·  возрастание доли одиноких пожилых людей;

·  увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;

·  понижение возраста выхода на пенсию;

·  увеличение дохода на члена семьи

·  тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;

·  возрастание числа бездетных пар.       Рост общественного благосостояния оказал положительное воздействие на международный туризм. Благодаря увеличению оплаты труда, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий произошло расширение социального состава туристов.          Сейчас во всех индустриальных странах продолжительность жизни увеличивается в результате лучшей заботы о здоровье людей, и, несмотря на снижение рождаемости, показатели всемирного роста народонаселения, хоть и медленно, но увеличиваются, что с учетом понижения возраста выхода на пенсию привело к появлению туристов так называемого «третьего возраста».         Другой сегмент рынка - поездки «деловых леди», который активно развивается в данный период времени. Связано это с тем, что сейчас женщины не спешат рано выйти замуж, сами зарабатывают и соответственно оплачивают свой отпуск.      Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма.        Сейчас в уровне общественного сознания людей потребление материальных благ не главное. Человек нуждается в духовных ценностях, в том числе в путешествиях, которые удовлетворяют эстетические потребности населения. Люди в таких путешествиях узнают историю, культуру, условия жизни в других странах.  
В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:

·  экономическая ситуация в стране;

·  финансовая стабильность;

·  уровень доходов населения;

·  ускорение НТП в отрасли туризма;

·  цены на товары.          На международный туризм оказывает влияние любое экономическое изменение. Для развития туризма в стране должен наблюдаться рост потребления выше 1% при неизменных ценах, иначе в туризме будет ощущаться спад. Но в каждой стране воздействие на экономические изменения будут проявляться по-разному.     Экономические связи между государствами, расширение международной торговли, развитие транспортных предприятий – все это ведет к активному развитию международного туризма. 
Изменения в валютных курсах влияют на цены поездок за рубеж, что сказывается на росте туризма.      Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:        
·  внутриполитическая стабильность страны;

·  мирные, дружественные отношения между государствами;

   ·  соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях.   В 90-е годы нашего столетия изменения на международной политической арене и в сфере туризма повлекли за собой следующие события: объединение Германии, распад СССР, события в Югославии, образование новых политических структур в Европе и военные действия в Персидском заливе. Вследствие вышеназванных изменений произошла переориентация туристских потоков.      Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности материально-технической базы туризма. Развитие ее, а также создание новых форм обслуживания туристов ведет к интенсификации туристских передвижений.          На Всемирной конференции по туризму (Манила, 1980 г.) был затронут вопрос о предпосылках, отрицательно действующих на развитие туризма. Особо подчеркивалось, что «циклические и структурные кризисы, инфляция, рост безработицы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования использования природных и трудовых ресурсов являются тормозящими факторами, которые оказывают негативное влияние на рост международного туристского обмена». 
Негативны для туризма и такие факторы, как политическая нестабильность внутри страны или региона; отсутствие между государствами мирных, дружеских отношений; различного рода конфликты, в особенности военные.           Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Сложна жизнь в современном большом городе, человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.     Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость, ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им (человеком) в большом городе. Ведь сегодня в большинстве городов, в особенности промышленных, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Информация, которой человек вынужден оперировать, огромна. Все это происходит на фоне все возрастающей урбанизации. Человек все более отдаляется от природы.            Туризм помогает человеку покинуть место его постоянного пребывания и расширить свой кругозор, узнав много нового о культуре, традициях, обычаях в других странах. Человек после такого путешествия получает массу положительных эмоций.      Туризм помогает трудоустроить множество людей. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Ведь индустрия туризма имеет очень разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.   Еще одна проблема социального плана – низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов, решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинается приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений) и т. д.      Туризм способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.          В Казахстане до 90-х годов развитие туристской отрасли осуществлялось административными методами регулирования. И хотя туристское хозяйство развивалось быстрыми темпами, качество туристского обслуживания было заметно ниже мировых стандартов. 
В начале 90-х годов на фоне экономических реформ, проводимых в нашей стране, стало ясно, что административно-командная система не может справиться с регулированием дальнейшего развития туристской отрасли и произошел неизбежный переход к экономическим методам развития. 
На смену трем господствующим на протяжении многих лет компаниям в нашей стране («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям – ЦСТЭ профсоюзов) стали появляться тысячи частных фирм. И как и прежде «мы пошли своим путем». Большинство туристских фирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж, и почему-то только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день является каналом утечки валюты за рубеж. Сами за себя говорят следующие данные: в 1997 г. за границу выехало 9,3 млн. граждан, из них с целью туризма – 4,1 млн., а въезд иностранных граждан составил 6,5 млн. человек, из них 2,3 млн. туристов. Приведенные цифры отражают число поездок, но не количество туристов, так как многие ездят за границу несколько раз в год. В первую очередь это «шоп-туристы», которые выезжают за рубеж закупать товары народного потребления.

   2. 2. Тенденции развития  современного туризма 

     Рынок туризма Казахстана развивается  уверенными темпами. Но, чтобы он стал цивилизованным, нужны грамотные специалисты. Учебных заведений по подготовке туристских кадров и курсов повышения квалификации в нашей стране достаточно. Но соответствует ли уровень знаний их выпускников требованиям, предъявляемым туриндустрией? Подготовка специалистов для туризма в разных странах ведется по-разному и отражает влияние конкретных исторических, политических, социально-экономических и других факторов. В реалиях развития туризма в Казахстане целесообразно применить кадровую схему, включающую две системы подготовки:

     - специализированная профессиональная  подготовка для предприятий, непосредственно  принимающих участие в производстве  туристского продукта;

     - подготовка специалистов массовых  профессий для смежных отраслей национальной экономики.

При этом каждая из этих систем имеет образовательные  уровни.

     1.Высший (институционально-управленческий) уровень. Он предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия(менеджер туризма, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка персонала такого уровня проводится в ведущих учебных заведениях (университетах, школах туризма, учреждениях повышения квалификации) по программам магистра и бакалавра.

2.Средний уровень (управленческо-технологический).   Управленческо технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана). Этот уровень обеспечивают высшие и средние специальные учебные заведения, колледжи, которые готовят специалистов по менеджменту определенных технологических процессов бакалаврского уровня.             3.Начальный или низший уровень (технологическо - исполнительный). Он представлен персоналом, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туриста либо реализацию отдельного вида обслуживания. Этот уровень обеспечивают учебные заведения (центры, школы, кypcы, училища) широкого профиля и специализации, которые готовят работников массовых профессий: официантов, поваров, инструкторов и т.д.

     Приведенная схема позволяет проводить многовариантную подготовку специалистов туристской отрасли в условиях динамичных изменений на рынке туристских услуг. Также она подчеркивает отличительную черту современной образовательной ситуации, признаком которой является переход от государственного формирования содержания образования к объединению усилий заинтересованных сторон в решении многофакторных проблем образования, предоставляющему педагогам, студентам, работодателям возможность выбора содержания, форм и методов организации учебного процесса и типа образовательного учреждения. В этих условиях содержание профессионального туристского образования обеспечивается его корпоративностью, когда уже на стадии обучения закладываются будущие корпоративные связи (технологические стандарты гостиничных и туристских цепей; франшизные отношения; нормы лицензирования и сертификации и пр.).

     Для решения этой задачи необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон:

     - государственных органов управления;

     - вузов, занимающихся подготовкой  кадров для туристской индустрии; 
          - предприятий, работающих в туризме;

     - специалистов по психологии и  педагогике;

     - сотрудников научно-исследовательских  институтов, изучающих профессиональное  становление личности.      Кадровый резерв должен поддерживать темпы развития туризма в нашей стране. Поэтому в целях форсированного развития качества подготовки кадров в туристской отрасли нашей республики необходимо внедрить в процесс подготовки кадров принципы непрерывного образования. Принципы многоуровневого и непрерывного образования конкретизируют программы стационарного и последипломного обучения: школа - лицей - колледж - ВУЗ - переподготовка, повышение квалификации, приобретение второй специальности, отечественная и зарубежная стажировки и работа по найму, в частности, за границей. Становление и дальнейшее развитие туристской системы непрерывного обучения закономерно требуют объединения усилий и координации, а в отдельных случаях - непосредственной кооперации существующих организаций, учебных центров, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации как главных учебно-методических центров, сети курсов по подготовке и переподготовке организаторов и функционеров, школ, семинаров, учебных групп. В ходе развития происходит отраслевая интеграция всех видов туристской деятельности между собой, а также с другими видами экономической деятельности (межотраслевая интеграция). Эти взаимодополняющие процессы находят отражение в содержании профессионального туристского образования, поскольку приводят к изменению характера и содержания труда, профессионально-квалификационной структуры туризма.       Интеграция как ведущая тенденция требует перехода от узкопрофильных профессиональных учебных заведений к многопрофильным, в идеале - к образовательным комплексам, гарантирующим целостность и последовательность профессионального образования в условиях его вариативности. С одной стороны, это превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; а также универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни.       Современное состояние развития системы подготовки кадров для сферы туризма в Казахстане не позволяет в полной мере обеспечить в будущем отрасль необходимой рабочей силой соответствующей квалификации. Необходимо именно на современном этапе развития туризма, когда он развивается уверенными темпами уделить особое внимание подготовке высококвалифицированных кадров.     Быстрые темпы развития мировой экономики и требования повышения эффективности учебно-методической базы туристского образования выдвигают также проблему обеспечения опережающих темпов и углубления содержания квалификационной структуры кадрового потенциала. Это требует от системы подготовки и повышения квалификации кадров реализации таких функций:            - определение несоответствия между фактической квалификацией кадров и квалификационными требованиями эффективного и качественного осуществления деятельности на каждом рабочем месте, стимулирование каждого исполнителя к поиску путей устранения этого несоответствия; 
- отбора кадров для повышения квалификации в тех формах обучения, которые обеспечивают профессиональную пригодность и перспективность; 
- обеспечение экономической заинтересованности организаций в своевременной подготовке и переподготовке кадров;            - создание необходимых организационных условий для эффективной согласованности действий всех сторон, которые принимают участие в процессе повышения квалификации.       На современном этапе развития туризма в Казахстане существует потребность в разработке модели универсального специалиста в сфере туризма.           Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и экономикой туристских организаций, а также методикам разрешения конфликтов.            В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туристских услуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д. Анализ опыта современных педагогов-новаторов показывает, что наиболее эффективным направлением повышения качества любого образовательно-воспитательного процесса является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся сможет занять активную личностную позицию и полной мерой раскрыться не только как объект воспитания, но и как субъект, способный к творческому самоусовершенствованию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма