Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:41, реферат
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Сложнее, разумеется, подготовить и провести поход (даже недолгий без ночлега в полевых условиях), если группа неоднородна во всех отношениях, собирается из людей, не знакомых друг с другом. Руководитель похода определяет оптимальный численный состав, выясняет оснащенность и распределяет груз (в том числе и продукты) между участниками. В объявленном походе могут принять участие все желающие, в том числе и новички, своевременно прибывшие на место общего сбора (железнодорожные, автобусные и речные вокзалы, станции метро) и правильно экипированные. Таковы правила однодневного путешествия (или пешей прогулки) без ночлега и без общественного приготовления пищи, когда не требуется денежных затрат (кроме оплаты за проезд в транспорте) и коллективного снаряжения. При таком комплектовании группы, особенно на пользующиеся популярностью маршруты, заранее трудно предугадать ее численность. При неоднородном составе одному руководителю, естественно, трудно управлять слишком большой группой: в одиночку он не в состоянии сообщить нужные сведения всем участникам, не всегда может контролировать график движения на маршруте, когда увеличивается опасность отставания туристов в пути и возможность получения травмы. Некоторые организационные перестройки могут осуществляться в ходе самого путешествия. Опытный, заинтересованный руководитель сколачивает ядро из тех туристов, которые смогут оказать ему помощь во время движения и на привалах. Уже на первых километрах пути можно определить степень физической подготовки каждого участника похода и выбрать себе подходящих помощников. Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами. Цели похода, сводятся к следующему:
1. Во всяком походе должна
быть намечена цель, которую надо
словесно сформулировать и
2. Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант - это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.
3. В походах новичков, как правило,
не должно быть специальных
заданий. Цель такого похода
Комплектование и организация группы.
Все зависит от условий, в которых приходится работать. Если в школе нет постоянно действующего кружка или секции туризма, если туристская работа там широко не развернута, то чаще всего придется начинать с подбора желающих участвовать в походе, а цели намечать исходя из того, что уже знают и умеют ребята.
Если в школе существует туристская секция, ведущая постоянную работу, если есть довольно много ребят, интересующихся туризмом, то сначала намечается туристское мероприятие, а потом подбираются участки, подходящие для его осуществления.[7]
Прежде всего, не следует формировать слишком многочисленные группы, если перед походом стоят учебные дели, то оптимальный состав группы 4-6 человек, иначе обучать трудно. Необходимый минимум участников для походов I-III категорий сложности установлен в 4 человека, для доходов IV-V категории в 6 человек. Немалое значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте ребят не превышала 1-2 лет. Понятно, что у школьников V-VI классов и X-ХI классов совершенно разные физические возможности, да и интересны тоже очень разные.
Примерно то же можно сказать и о физической подготовленности ребят. Конечно, не всегда руководитель похода имеет представление о физических возможностях ребят, но, если такие сведения есть, нужно стремиться обеспечить однородность состава группы и в этом отношении. Что же касается такого фактора, как туристический опыт участников похода, то тут все дело зависит от целей, стоящих перед походом. В некоторых случаях, как в примере с исследованием верховьев речек, целесообразно добиваться однородного состава группы. В других случаях, например, при обучении новичков, целесообразно, чтобы вместе с ними в группе находились и бывалые туристы. Подбирая группу, надо поинтересоваться у школьного врача, не имеет ли он возражений против участия в походе кого-нибудь из ребят по медицинским показаниям. При планировании дальнего похода организуют медосмотр, причем проводят его дважды: первый раз - при формировании группы, второй-перед отъездом. Особенно благоприятно туризм воздействует на сердечно-сосудистую и нервную системы, развитие координации движений, приобретение общей выносливости и работоспособности, на закаливание организма.[2]
Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте и длительности похода, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.
При подготовке такого собрания нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. Когда в поход идут новички, на собрании следует зачитать примерный список личного снаряжения и объяснить, что чем можно заменить, если не найдется дома. Следует помнить, что знакомить ребят со списком необходимого снаряжения накануне выхода поздно. Как правило, у новичков вещи не готовы к походу. Что-то надо найти, что-то постирать или перешить, что-то купить в магазине. Поэтому собрание лучше всего провести за несколько дней до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки.[9]
Важным в организации группы является распределение постоянных обязанностей. Прежде всего, надо выделить из числа ребят старшего или помощника руководителя. Это старший среди юных туристов, подчиненный непосредственно взрослому руководителю группы и его заместителю. Обычно старшим становится наиболее опытный или авторитетный среди ребят. Руководителю похода следует поручить часть своих дел старшему в зависимости от его квалификации и способностей. Следует стараться всячески поддерживать авторитет старшего перед ребятами, используя как позитивные меры, например, периодически советоваться с ним (пусть даже это не всегда вызвано необходимостью), так и негативные.
Далее из числа ребят выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе получением его напрокат, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было своевременно сдано.[10]
После того как установлена цель похода
и определился состав группы, наступает
очередной этап подготовки – выбор и разработка
маршрута.
Проще всего обстоит дело с непродолжительными
походами по родному краю. Для начала можно
воспользоваться специальными путеводителями,
в которых рекомендуются уже разработанные
маршруты.
Как принято классифицировать туристические походы. Туристические походы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационного туризма, мы можем, в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные (например, приключенческие). Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познавательные (образовательные) цели и задачи. В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реализуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель – «впрыснуть» в кровь адреналин средствами спортивного туризма, «круто» изменить на время размеренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения походов, а так же овладение участниками методикой проведения рекреационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в походных условиях). Доминирующей целью спортивных походов является совершенствование возможностей участников в преодолении маршрутов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных препятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструкторов спортивного туризма в походных условиях).[16]
Методические рекомендации по подготовке туристского похода выходного дня с учащимися.
Любой туристский поход (степенной, категорийный или поход выходного дня, загородная экскурсия) должен быть итогом большой четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в походе, в том числе досуговых, является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия. Руководитель туристического похода обязательно должен знать причины возникновения экстремальных ситуаций в походах выходного дня. Знание этих причин позволяет определить меры по их исключению, а также объём знаний, умений и навыков, необходимый педагогам и юным туристам.
Причины возникновения аварийных ситуаций рассматривались в работах многих туристов-практиков, но, в основном, они анализировали действия взрослых туристов. Группа юных туристов имеют свою специфику. Поэтому уместней рассмотреть классификацию аварийных ситуаций, основанную на особенностях детского туризма. Их можно разделить на 3 группы:
А. возникающие по вине руководителя группы.
Личные качества руководителя:
- недостаточный туристский опыт;
- раздражительность;
- неумение владеть собой;
- неумение слушать членов
Ошибки, совершённые при подготовке похода:
-слабый контроль за медицинским обследованием участников;
-слабый контроль за
-включение в группы
-недостаточное изучение
-недостаточная материально-
Ошибки при проведении похода:
-выход на маршрут в
-разделение группы без чётких указаний действий;
-изменение маршрута в сторону усложнения;
-неверные и нечёткие действия по руководству прохождением сложных участков;
-отсутствие контроля за ориентированием на маршруте;
-неверная организация
-слабая организация действий группы
Б. Возникающие по вине детей – участников похода.
-недостаточная физическая, техническая и психологическая подготовка;
-отсутствие дисциплины;
-самостоятельное выполнение
-конфликт с участниками группы
-слабые морально-волевые
-неумение оказания ПМП
В. природные факторы и несчастные случаи в походе.
-резкие изменения погоды;
-камнепады, лавины, сели;
-заболевания и травмы
-утрата продуктов;
-потеря или поломка
Основные требования безопасности при проведении похода выходного дня.
При организации туристических походов выходного дня необходимо соблюдать основные требования безопасности:
1. Опыт руководителя должен соответствовать требованиям Инструкции.
2. Нельзя допускать конфликтную ситуацию между участниками похода при плотном графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль.
3. Руководитель должен чётко представлять, что в походе он единственный человек, от которого изначально зависит благополучие всей группы. Ему не с кем советоваться, и надеяться он может только на себя и своих обученных и дружных детей. И если до начала похода ещё что-то можно поправить, то в период проведения похода руководитель не имеет права допускать ошибки. А они могут быть. Первая, и довольно частая, ошибка – включение в группу накануне выезда нового участника. Происходит это по разным причинам…. Как правило, именно с этими детьми происходят неприятности.