Организация походов выходного дня

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:41, реферат

Краткое описание

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Файлы: 1 файл

4.Глава 1.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретические основы организации туристического похода выходного дня учащихся младшего школьного возраста

1.1. Воспитание младшего школьника  как педагогическая проблема

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.  Стремление младшего школьника к необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

 В этот момент возрастает  роль семьи. Естественно, эта роль  важна во всех этапах жизни  ребенка.  Школа и семья, вместе, рука об руку, участвуют в воспитании  и обучении ребенка.

С первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.

Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.

Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Помогают организовать рабочее место, ведут беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться  и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами.

Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Важно не забывать сопровождать педагогический и психологический процессы сбалансированным питанием, прогулками на свежем воздухе и витаминотерапией.

Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях

Одной из проблем воспитания младшего школьника является обогащение его духовности, расширения кругозора, привлечение ребенка к физической культуре и спорту. Младший школьный возраст является благоприятным возрастом для физического и духовного развития ребёнка одновременно.  Средством всестороннего развития школьника, является туризм. В рамках данной проблемы решаются вопросы эффективной организации туристических походов выходного дня.

Туристический поход – это групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некому маршруту в рекреационных, спортивных, познавательных целях

Образовательные задачи, решаемые в рамках организации туристического похода у школьников.

  1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В младшем школьном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием.
  2. Участие в туристическом походе  позволяет ученику приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности.

Это владение новыми,  помимо привычных в условиях классно-урочной системы, способами получения знаний о мире и о себе.

Воспитательные задачи, решаемые в рамках организации туристического похода у младших школьников.

1. Воспитание  морально - волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости, и др.).

2. Формирование навыков сотрудничества.

Ведь само участие в походах мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно.

3.Формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию здорового образа жизни.

Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.

Образовательные и воспитательные задачи теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развитию.

 

1.2. Особенности физического воспитания  детей младшего школьного возраста

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем двигательной деятельности. Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Медики говорят, что абсолютно здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20 процентов. Здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста. В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого и сердце чаше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств, а туризм, в частности, туристический поход способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека, и является исключительно ценным средство физического воспитания и активного отдыха ребёнка на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

 

 

1.3. Организационно-методические указания по подготовке к походу выходного дня

Туристский поход с обучающимися  (многодневный или однодневный), экскурсия на природу, должен быть итогом четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в походе, в т.ч. досуговых, является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия. В туристской практике существует определенная очередность этапов подготовки к походу.

1. Определить задачи (цели) похода; 

2. Определить район похода;

3. Сформировать команду; 

4. Изучить район путешествия. Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать сведения о районе путешествия: краеведческие (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры); спортивные (определить сложность перевалов, вершин, переправ и порогов на реке и других препятствий, удовлетворяющих планируемую сложность маршрута);

5. Разработать маршрут;

6. Составить список необходимого общественного, личного и специального снаряжения (исходя из разработанного маршрута);

7. Получить медицинский допуск  учащихся в поход школьным  врачом;

8. Решить вопросы подъезда и  отъезда, закупить продукты;

9. Провести инструктаж учащихся  по мерам безопасности при  организации похода выходного  дня.

Без особых усилий комплектуется туристская группа из членов одного коллектива, связанных, общими производственными или другими интересами, близких по возрасту и физической подготовке. При таком составе учитываются запросы и возможности каждого, заранее совместно выбирается, разрабатывается маршрут и сам поход обещает быть удачным. На практике это и подтверждается. Важно заранее установить оптимальный состав участников похода. Опыт подсказывает, лучше всего когда численность группы колеблется в пределах 10-15 человек (не более 20 для однодневных путешествий). Это обеспечивает маневренность, соблюдение графика движения, быстрое преодоление естественных препятствии. При большем числе желающих активно отдохнуть на природе, познакомиться с достопримечательностями родного края можно создать параллельные группы, возглавляемые туристами с опытом, выполняющими рекомендации, указания руководителя похода. Да и в любой туристской секции коллектива физкультуры нетрудно скомплектовать группу для путешествия по родному краю с учетом особенностей ее состава и интересов участников. 

Информация о работе Организация походов выходного дня