Образовательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

«Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие 5
2. Статистика 10
3. Характеристика 12
4. Анализ нормативных актов. 16
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Образовательный туризм.docx

— 40.78 Кб (Скачать)

По данным Всемирной туристской организации, в 1950 году количество туристов в мире не превышало 26 млн. человек, а в 2011 году уже было зарегистрировано 983 млн. международных туристских прибытий. Поступления от въездного туризма, составившие менее 3 млрд. долларов США в 1950 году, в 2011 году достигли 1,03 трлн. долларов США. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, мировой доход от въездного и внутреннего туризма с учетом мультипликативного эффекта в 2011 году превысил 6,3 трлн. долларов США и оказался равным 9,1% ВВП. В том же году более 250 млн. человек на планете было задействовано в туристской индустрии и смежных отраслях, что составило 8,6% от всех рабочих мест в мире.

В России в 2011 году на долю туризма  в пределах страны пришлось 5,8% ВВП (с  учетом мультипликативного эффекта), что  в абсолютном выражении – более 105 млрд. долларов США. В туристской индустрии и смежных отраслях в России в том же году работало около 4 млн. человек или 5,4% от общей  занятости.

По статистике, сегодня  более 85% путешественников отказываются называть себя просто туристами. Они  ищут в поездках не стандартных развлечений  и изъезженных экскурсионных  маршрутов, а возможности увидеть  страну изнутри, почувствовать на себе её социальные и культурные условия, а также совместить отдых с  изучением или поддержанием существующего  уровня иностранного языка.

Самый востребованный иностранный  язык, который едут изучать туристы - английский, его стремится выучить  до 79% молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в  Великобритании, 20% - на Мальте, и 10% - в  США. Из их числа всего лишь 9% намеренно  совмещают изучение английского  с отдыхом в экзотических странах  и только 3% склоняются в сторону  специализированных программ, включающих активное занятие спортом, развитие навыков в любимом деле и т.д.

 

  1. Характеристика

Интеграция образования  и туризма реализуется через  образовательные туры, которые относятся  к разряду познавательного туризма. Целью подобных путешествий является выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Туристские поездки, предпринимаемые  с указанными целями, могут быть признаны эффективной формой организации  учебного процесса как в школе, так  и в вузе. Специфика тура, помимо цели, определяется маршрутом, программой, длительностью поездки (похода), а  также зависит от особенностей региона  посещения, возраста, опыта и финансовых возможностей участников.

Организация образовательного туризма основывается на принципах  научности (истинности), логичности, общезначимости, целостности, необходимости и достаточности, дополнительной функциональности, гуманизации, междисциплинарной интеграции, а  также краеведческом принципе и  принципе увлекательности.

Технология образовательного туризма является четко заданной и продуманной моделью деятельности педагога и обучающихся, организованная в природных условиях и направленная на получение фиксированного результата. Результатом и целью образовательного туризма является формирование в  процессе поездки (похода) ключевых, общепредметных и предметных компетенций обучающегося (согласно ФГОС среднего общего образования).

В ходе реализации задач образовательного туризма формируется экологическая  культура обучающегося, которая являет собой часть общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках и быту. Воспитание культуры молодого поколения способно внести существенный вклад в обеспечение  устойчивого развития общества.

Образовательный туризм выполняет  следующие функции:

• Интеллектуально-образовательную, реализуемую через создание условий  для развития творческой, интеллектуальной, образованной личности благодаря соединению туристических, культурно-образовательных, духовно-эстетических и оздоровительных форм активной работы.

• Культурно-познавательную, направленную на формирование культуры населения за счет культуроформирующей  и воспитывающей деятельности преподавателей. Происходит передача социального опыта  и культуры в сфере взаимодействия обучающегося с окружающей природной  средой.

• Досугово-развлекательную, проявляющуюся в проведении игр, эстафет, спектаклей, отчетных концертов  и других мероприятий, демонстрации фильмов.

• Рекреационно-оздоровительную, нацеленную на восстановление моральных, физических, психологических сил  участника тура средствами природы, лечение конкретных заболеваний  природными источниками (водолечение, грязелечение, спелеотерапия, климатолечение и др.).

Миссия технологии образовательного туризма определяется следующими ценностными  ориентирами:

1) образовательным (изучение  участниками путешествия природных  и культурных объектов туристической  дестинации, формирование компетентности, развитие мышления и естественнонаучного  мировоззрения; воспитание культуры, получение новых знаний, умений  и навыков);

2) рекреационно-оздоровительным  (оздоровление, получение эмоционального  и эстетического удовольствия);

3) социально-экономическим  (право граждан на отдых, налаживание  дружественных отношений между  различными группами населения,  городами, странами, улучшение материального  состояния местного населения,  доход в региональную казну  государства, улучшение экономического  состояния туристской территории  – дестинации).

В период планирования и разработки образовательных туров анализу  и оценке подвергается комплекс условий  и ресурсов потенциальной дестинации. При этом учитываются информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная ценность ресурсного комплекса. Образовательная эффективность планируемой поездки зависит от таких ресурсных характеристик территории, как емкость и устойчивость, надежность, доступность, устойчивость.

Можно выделить различные  виды образовательного туризма, основываясь  на следующих критериях:

1. По возрастному критерию  – детские, взрослые, смешанные.

2. По целям туристской  поездки – рекреационно-оздоровительные,  спортивно-приключенческие, собственно  познавательные.

3. По целям обучения (согласно  ФГОС среднего общего образования)  – направленные на формирование  и развитие ключевых компетенций,  общепредметных компетенций, предметных  компетенций.

4. По категории обучающихся  – школьные, внешкольные (кружки, лагеря и др.), среднепрофессиональные, вузовские, вневузовские, послевузовские.

5. По уровню образования  туристов – профессиональные (профессионально - ориентированные), непрофессиональные (общеобразовательные.)

6. По организации учебного  процесса – индивидуальные, групповые  (коллективные).

7. По активности учащихся  в образовательном процессе –  пассивные, частично-поисковые, творческие.

Таким образом, технологию образовательного туризма можно определить как  совокупность методико-организационных  действий педагога, реализующего научно обоснованный педагогический проект. Технология образовательного туризма  гарантирует достаточно высокий  уровень качества обучения, важнейшим  его компонентом является совокупность педагогических действий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в ходе образовательного процесса. Условиями успешности практического  применения образовательного туризма  является:

- предварительное проектирование  учебного процесса с последующей  возможностью воспроизведения этого  проекта в педагогической практике;

- специально организованное  целеполагание, предусматривающее  возможность осуществления объективного  контроля за качеством достижения  поставленных целей;

- структурная и содержательная  целостность технологии обучения, т.е. невозможность изменения  одного из компонентов без  изменения другого;

- выбор оптимальных методов,  форм и средств обучения согласно  выбранной технологии;

- наличие оперативной  обратной связи, позволяющей своевременно  и оперативно корректировать  процесс обучения.

 

4. Анализ нормативных актов.

В российском законодательстве, в отличие от терминов «туризм» и  «образование», понятие «образовательный туризм» отсутствует. Кроме того, в научных трудах, посвященных  анализируемому явлению, не дается четкого  определения образовательного туризма  как системной экономической  категории. Рассматривая туризм в целом  с точки зрения системного подхода, исследователи приводят различные  дефиниции туризма как экономического феномена:

– «большая экономическая  система с разнообразными связями  между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной  страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом» (В.И. Азар);

– «циклическая модель с  непрерывной чередой актов производства и потребления туристских продуктов» (А.Ю. Александрова);

– «категория экономическая, отражающая совокупность экономических  отношений, обусловленных производством  и потреблением туристского продукта» (В.П. Кекушев, B.П. Сергеев, В.Б. Степаницкий).

В свою очередь, туристский продукт  трактуется как:

– «комплекс услуг по перевозке  и размещению, оказываемых за общую  цену (независимо от включения в  общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» (Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации»);

– «комплекс отдельных  туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или  поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду)» (З.М. Горбылева);

– «совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных туристских и курортных товаров  и услуг, которые произведены  и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде» (Е.А. Джанджугазова);

– «результат общественного  труда в виде туристских услуг, удовлетворяющих  те или иные потребности туристов и подлежащих оплате с их стороны» (А.П. Дурович);

– «совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих  в период его туристского путешествия  и вызванных именно этим путешествием» (А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян).

Что касается образования, в  Законе РФ «Об образовании» под ним  понимается «целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов)».

Согласно Международной  стандартной классификации образования, разработанной ЮНЕСКО, образование  – это процессы, включающие коммуникацию с целью обучения, посредством  которых общество целенаправленно  передает накопленные знания, понимание, мироощущения, ценности, навыки, компетенции  и модели поведения из поколения  в поколение. При этом образование  может быть формальным (институционализированным (т.е. при котором организация  предоставляет комплексные условия  для образования), целенаправленным и спланированным при участии  государственных организаций и  признанных государством частных организаций) и неформальным (институционализированным, целенаправленным и спланированным лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг), а обучение – информальным (целенаправленным или тщательно спланированным, но не институционализированным) и случайным  (неорганизованным и предполагающим коммуникацию, не предназначенную для целенаправленного образования или учебной деятельности).

В «Большой советской энциклопедии»  образование определяется как «процесс и результат усвоения систематизированных  знаний, умений и навыков». Главным  путем получения образования  признается обучение, осуществляемое в различных учебных заведениях. Не меньшую роль в усвоении знаний, умений и навыков играют культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности, а также самообразование.

Образование, будучи многоаспектным понятием, исследуется представителями  различных наук. Экономика образования  изучает отношения, связанные с  производством, распределением, обменом  и потреблением благ, создаваемых  в сфере образования в виде образовательных услуг.

Образовательный продукт, также  являющийся междисциплинарным феноменом, с экономических позиций есть специфическая форма образовательного товара. Под последним понимается «объект, способный удовлетворить  потребность субъекта, связанную  с развитием духовной сферы и  приобретением новых знаний, умений и навыков».

Принимая во внимание приведенные  дефиниции, сформулируем определение  образовательного туризма как экономической  категории. Образовательный туризм – система отношений, связанных  с производством, распределением, обменом  и потреблением образовательного туристского  продукта, в рамках народного и  мирового хозяйства. При этом под  образовательным туристским продуктом  автором данной статьи понимаются материальные и нематериальные блага, необходимые  для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и  навыками во время нерегулярного  перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной  целью «образование (формальное или  неформальное)» в течение менее  чем одного года. Таким образом, в  основе предлагаемой авторской концепции лежит системное рассмотрение с позиций экономической науки динамично развивающегося явления современности – образовательного туризма, требующего наряду с введенной автором статьи экономической категорией «образовательный туристский продукт» дальнейшего научного исследования.

Информация о работе Образовательный туризм