Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:35, контрольная работа
«Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.
Введение 3
1. Понятие 5
2. Статистика 10
3. Характеристика 12
4. Анализ нормативных актов. 16
Заключение 20
Список литературы 22
По данным Всемирной туристской организации, в 1950 году количество туристов в мире не превышало 26 млн. человек, а в 2011 году уже было зарегистрировано 983 млн. международных туристских прибытий. Поступления от въездного туризма, составившие менее 3 млрд. долларов США в 1950 году, в 2011 году достигли 1,03 трлн. долларов США. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, мировой доход от въездного и внутреннего туризма с учетом мультипликативного эффекта в 2011 году превысил 6,3 трлн. долларов США и оказался равным 9,1% ВВП. В том же году более 250 млн. человек на планете было задействовано в туристской индустрии и смежных отраслях, что составило 8,6% от всех рабочих мест в мире.
В России в 2011 году на долю туризма в пределах страны пришлось 5,8% ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), что в абсолютном выражении – более 105 млрд. долларов США. В туристской индустрии и смежных отраслях в России в том же году работало около 4 млн. человек или 5,4% от общей занятости.
По статистике, сегодня более 85% путешественников отказываются называть себя просто туристами. Они ищут в поездках не стандартных развлечений и изъезженных экскурсионных маршрутов, а возможности увидеть страну изнутри, почувствовать на себе её социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка.
Самый востребованный иностранный язык, который едут изучать туристы - английский, его стремится выучить до 79% молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в Великобритании, 20% - на Мальте, и 10% - в США. Из их числа всего лишь 9% намеренно совмещают изучение английского с отдыхом в экзотических странах и только 3% склоняются в сторону специализированных программ, включающих активное занятие спортом, развитие навыков в любимом деле и т.д.
Интеграция образования
и туризма реализуется через
образовательные туры, которые относятся
к разряду познавательного
Организация образовательного туризма основывается на принципах научности (истинности), логичности, общезначимости, целостности, необходимости и достаточности, дополнительной функциональности, гуманизации, междисциплинарной интеграции, а также краеведческом принципе и принципе увлекательности.
Технология образовательного
туризма является четко заданной
и продуманной моделью
В ходе реализации задач образовательного
туризма формируется
Образовательный туризм выполняет следующие функции:
• Интеллектуально-
• Культурно-познавательную, направленную на формирование культуры населения за счет культуроформирующей и воспитывающей деятельности преподавателей. Происходит передача социального опыта и культуры в сфере взаимодействия обучающегося с окружающей природной средой.
• Досугово-развлекательную, проявляющуюся в проведении игр, эстафет, спектаклей, отчетных концертов и других мероприятий, демонстрации фильмов.
• Рекреационно-оздоровительную, нацеленную на восстановление моральных, физических, психологических сил участника тура средствами природы, лечение конкретных заболеваний природными источниками (водолечение, грязелечение, спелеотерапия, климатолечение и др.).
Миссия технологии образовательного туризма определяется следующими ценностными ориентирами:
1) образовательным (изучение
участниками путешествия
2) рекреационно-оздоровительным (оздоровление, получение эмоционального и эстетического удовольствия);
3) социально-экономическим
(право граждан на отдых,
В период планирования и разработки образовательных туров анализу и оценке подвергается комплекс условий и ресурсов потенциальной дестинации. При этом учитываются информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная ценность ресурсного комплекса. Образовательная эффективность планируемой поездки зависит от таких ресурсных характеристик территории, как емкость и устойчивость, надежность, доступность, устойчивость.
Можно выделить различные виды образовательного туризма, основываясь на следующих критериях:
1. По возрастному критерию – детские, взрослые, смешанные.
2. По целям туристской
поездки – рекреационно-
3. По целям обучения (согласно
ФГОС среднего общего
4. По категории обучающихся – школьные, внешкольные (кружки, лагеря и др.), среднепрофессиональные, вузовские, вневузовские, послевузовские.
5. По уровню образования туристов – профессиональные (профессионально - ориентированные), непрофессиональные (общеобразовательные.)
6. По организации учебного процесса – индивидуальные, групповые (коллективные).
7. По активности учащихся
в образовательном процессе –
пассивные, частично-поисковые,
Таким образом, технологию образовательного туризма можно определить как совокупность методико-организационных действий педагога, реализующего научно обоснованный педагогический проект. Технология образовательного туризма гарантирует достаточно высокий уровень качества обучения, важнейшим его компонентом является совокупность педагогических действий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в ходе образовательного процесса. Условиями успешности практического применения образовательного туризма является:
- предварительное
- специально организованное
целеполагание,
- структурная и содержательная
целостность технологии
- выбор оптимальных методов,
форм и средств обучения
- наличие оперативной
обратной связи, позволяющей
В российском законодательстве,
в отличие от терминов «туризм» и
«образование», понятие «образовательный
туризм» отсутствует. Кроме того,
в научных трудах, посвященных
анализируемому явлению, не дается четкого
определения образовательного туризма
как системной экономической
категории. Рассматривая туризм в целом
с точки зрения системного подхода,
исследователи приводят различные
дефиниции туризма как
– «большая экономическая
система с разнообразными связями
между отдельными элементами в рамках
как народного хозяйства
– «циклическая модель с
непрерывной чередой актов
– «категория экономическая, отражающая совокупность экономических отношений, обусловленных производством и потреблением туристского продукта» (В.П. Кекушев, B.П. Сергеев, В.Б. Степаницкий).
В свою очередь, туристский продукт трактуется как:
– «комплекс услуг по перевозке
и размещению, оказываемых за общую
цену (независимо от включения в
общую цену стоимости экскурсионного
обслуживания и (или) других услуг) по договору
о реализации туристского продукта»
(Федеральный закон «Об
– «комплекс отдельных
туристских услуг, которые (взятые вместе)
делают возможным пребывание или
поездку и поэтому только взятые
вместе могут удовлетворять
– «совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных туристских и курортных товаров и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде» (Е.А. Джанджугазова);
– «результат общественного труда в виде туристских услуг, удовлетворяющих те или иные потребности туристов и подлежащих оплате с их стороны» (А.П. Дурович);
– «совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием» (А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян).
Что касается образования, в Законе РФ «Об образовании» под ним понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Согласно Международной
стандартной классификации
В «Большой советской энциклопедии»
образование определяется как «процесс
и результат усвоения систематизированных
знаний, умений и навыков». Главным
путем получения образования
признается обучение, осуществляемое
в различных учебных
Образование, будучи многоаспектным понятием, исследуется представителями различных наук. Экономика образования изучает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования в виде образовательных услуг.
Образовательный продукт, также
являющийся междисциплинарным феноменом,
с экономических позиций есть
специфическая форма
Принимая во внимание приведенные
дефиниции, сформулируем определение
образовательного туризма как экономической
категории. Образовательный туризм
– система отношений, связанных
с производством, распределением, обменом
и потреблением образовательного туристского
продукта, в рамках народного и
мирового хозяйства. При этом под
образовательным туристским продуктом
автором данной статьи понимаются материальные
и нематериальные блага, необходимые
для удовлетворения потребностей путешественников
в овладении знаниями, умениями и
навыками во время нерегулярного
перемещения между постоянным местом
жительства и местом учебы с главной
целью «образование (формальное или
неформальное)» в течение