Образовательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

«Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие 5
2. Статистика 10
3. Характеристика 12
4. Анализ нормативных актов. 16
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Образовательный туризм.docx

— 40.78 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Оглавление 2

Введение 3

1. Понятие 5

2. Статистика 10

3. Характеристика 12

4. Анализ нормативных актов. 16

Заключение 20

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

Введение

«Одним из неформальных видов  образования является туризм. В конце XVIII века молодые люди из богатых  английских семей в целях продолжения  или завершения образования стали  совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную  Европу. Их можно считать первыми  образовательными турами. Во времена  Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной  из необходимых составляющих воспитания.

С термином «турист» познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу «Анекдоты  английского языка», в которой  рассказывал о «путешественнике, называемом туристом». В то же время  во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист — это «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время».

В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано  с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.

Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять  со второй половины XIX века. В 1885 г. в  Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей  естествознания, которое создает  свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. Возникают  Крымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество Пятигорске. С 1895 г. действуют  Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского  горного клуба и первое туристическое  общество — Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов-велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др.). В 1901 г. клуб был  преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей  целью использовать туризм и экскурсионную  деятельность для просвещения народа.

Многие общества и клубы  выпускали специализированные журналы, например «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», литературу педагогического  характера, а также занимались подготовкой  руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие  известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели, в том  числе Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, Н.М. Пржевальский, В.И. Вернадский. Развитие экскурсионной деятельности проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век приносит в образовательный туризм массовость.

Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г., объединяет свыше 100 стран. В законе Российской Федерации  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места  жительства в любых целях, но без  занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания». Исходя из этого определения, сфера  образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного  места жительства. В настоящее  время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

  • учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
  • ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
  • научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
  • участие в семинарах, Конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и Мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
  • экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам». 
  1. Понятие

В педагогической науке обучающая  и воспитательная роль поездок (походов) с образовательными целями утвердилась  давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к  понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования  для формирования у учащихся комплекса  различных компетенций не получила должного освещения и обобщения  в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что  собственно понятие «образовательный туризм» является новым, требующим  определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной  структуры, разработки критериев эффективности  использования в педагогической практике.

Образовательный туризм рассматривается  нами как феномен интеграции образования  и туризма через организацию  туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами  и направленных на становление и  развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. В ходе образовательного туризма  осуществляется туристская образовательная  деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации  путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся  в подобных турах (поездках, походах).

Как особо эффективная  форма обучения туристские поездки  могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и многим иным. Для ряда образовательных  направлений рассматриваемый вид  туризма имеет особое значение.

Из обширного комплекса  проблем, связанных с процессом  формирования профессиональной компетентности учителя, для данного исследования выделена проблема влияния на этот процесс туристской образовательной  деятельности. К основным детерминантам  актуальности проблемы следует отнести то, что, несмотря на множество отечественных и зарубежных исследований по проблемам влияния туристской образовательной деятельности на формирование личности, до сих пор отсутствуют теоретические изыскания, позволяющие однозначно определить механизм такого влияния, определить концептуальные подходы критериев, по которым можно судить об успешности становления и развития комплекса различных компетенций.

Анализ специальной научной  литературы, программ обучения, изучение проблемы возможности формирования комплекса различных компетенций  средствами образовательного туризма  в России и за рубежом позволили  выделить ряд объективных противоречий между:

- возрастающими темпами  международной образовательной  интеграции и пока незначительными  результатами включения в нее  образовательных структур;

- принятием компетентностного  подхода в качестве основы  современного реформирования отечественной  образовательной практики и недостаточной  степенью научного обеспечения  инновационных технологий его  реализации в образовательном  процессе;

- оценкой педагогической  значимости образовательного туризма,  наличием опыта его организации  и современным реальным уровнем  использования данной педагогической  технологии в образовательных  учреждения разного уровня,

- востребованностью образовательного  туризма учащимися и отсутствием  педагогических кадров, способных  выступать в роли профессиональных  разработчиков стратегии и организаторов  образовательной деятельности средствами  туризма; 

- комплексным и междисциплинарным  характером содержания географических  дисциплин и недооценкой профессиональной  роли в организации туристско-образовательной  деятельности;

- значительным ресурсным  туристско-образовательным потенциалом  регионов страны и недостаточной  его изученностью, отсутствием региональных  реестров туристско-образовательных  ресурсов и методики (технологии) их оценки.

Два эти понятия - образование  и отдых - могут показаться несовместимыми человеку, измученному повседневной рабочей или учебной рутиной. И, тем не менее, они превосходно  сочетаются, т.к. с одной стороны, во время поездки за рубеж вы изучаете национальный (для этой страны) язык. Это является одним из самых эффективных  способов, как поддержания уровня первого иностранного языка, так  и изучения второго иностранного языка: постоянная языковая практика вам  обеспечена 24 часа в сутки. С другой стороны, как минимум половину своего времени вы можете посвятить отдыху, ведь языковые школы, университеты и  прочие образовательные центры расположены  в самых разных уголках света, и виды отдыха могут варьироваться  от пляжного до музейного.

Сегодня можно выделить несколько  видов образовательного туризма:

* экскурсионно-ознакомительные  путешествия по различным городам,  природным зонам и странам;

* учебные поездки с  целью изучения иностранного  языка или тех или иных общеобразовательных  или специальных предметов;

* ознакомительные поездки  в учреждения, организации и на  предприятия;

* научные и учебные  стажировки в учреждениях, организациях  и на предприятиях;

* участие в семинарах,  конференциях, съездах, конгрессах, мастер-классах, цель которых  - обмен опытом и получение  новой профессионально важной  информации;

Самая первая ступень образовательного отдыха - это летние детские и  молодежные лагеря. В них могут  ездить дети от 7 лет. В подобных лагерях  для них предусмотрено определенное количество часов преподавания языка, как правило, английского. Такие лагеря, в основном, расположены в Турции, в Болгарии, в Венгрии и на Мальте.

Следующая ступень - это краткосрочные  языковые курсы (совсем не обязательно  этот язык - английский), которые в  основном приурочены к каникулам (преимущественно, летним). Это курсы от 2 недель и  более. При выборе подходящего курса  учитывается возраст клиента, его  уровень владения языком и личностные характеристики. Отталкиваясь от этого, выбирается страна посещения, учебное  заведение, варианты проживания (либо кампус - студенческий городок, либо проживание в семье - полное погружение, при  котором никто не говорит на родном языке студента).

Ещё одна ступень - это долгосрочные языковые курсы - от 1 семестра и более. Далее идет академический курс. Это  уже не обязательно языковые курсы - это может быть любое направление (как в обычном университете): бизнес и экономика, юриспруденция, дизайн и пр. Для поступления во многие ВУЗы зарубежных стран необходимо обладать определенным уровнем знания языка данной конкретной страны. Для  определения уровня владения языком, студенты сдают письменные и устные тесты установленного образца.

На первый взгляд может  показаться, что "образовательный  туризм" - уже и не туризм вовсе. Но это не так. Дело в том, что и  в самом последнем, "академическом" случае, тоже приходится полностью  формировать туристический пакет. То есть бронировать авиабилеты. Далее, необходимо получить приглашение из учебного заведения и собрать  документы необходимые для подачи заявления на визу.

При составлении программы  обучения необходимо продумать, сколько  часов студент должен и может  эффективно заниматься, а сколько  он может посвятить отдыху и прочим "внеклассным мероприятиям". Как  правило, в такие программы закладывается  ознакомление со страной, ее историей, географией и прочими особенностями. То есть клиентам предлагаются разного  рода экскурсии, посещения музеев, галерей, театров.

В рамках образовательного туризма  отдельные страны имеют, как правило, свою специализацию. США привлекает туристов большим богатством выбора возможностей в направлениях образования, какого не может предложить ни одна другая страна. Одной из самых заманчивых целей для желающих получить классическое высшее образование, всегда была Великобритания и Германия с ее сетью старинных  университетов. Испанские школы  изящных искусств в рекомендациях  не нуждаются: в университетах на высоком уровне преподаются архитектура, дизайн, графика, декор. Пальму первенства в этой области уверенно держит Барселона. Итальянское высшее образование  изначально не ориентировано на прагматично-профессиональную подготовку, поэтому, собираясь учиться  в Италии, лучше выбирать гуманитарные дисциплины. Отличительной чертой французского высшего образования является относительно невысокая плата за обучение, отсутствие каких бы то ни было ограничений  и крайне простые правила приема, что создает ситуацию, чрезвычайно  благоприятную для иностранцев. В швейцарском образовании главное  — качество и основательность. Позволить  себе элитарное швейцарское образование  может далеко не каждый. Швейцария  — страна, где можно получить настоящее европейское образование  на английском, немецком, французском  и итальянском языках в самом  живописном и спокойном уголке Европы.

 

  1. Статистика

Несмотря на активное развитие туристской сферы на протяжении более 60 лет, до сих пор не выработано единого  мнения относительно интерпретации  сущности туризма в целом и  его понятийного аппарата. Подобная проблема свойственна и образовательному туризму, четкое определение которого как системной экономической  категории в настоящее время  отсутствует.

Информация о работе Образовательный туризм