Лицензирование, стандартизация и сертификация в туристическом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:33, реферат

Краткое описание

Лицензирование туристской деятельности согласно ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96г. №132-ФЗ осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов.

Файлы: 1 файл

лицензирование, сертификация, стандартизация туризм .docx

— 43.04 Кб (Скачать)

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В  ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

 

Лицензирование  туристской деятельности

Лицензирование туристской деятельности согласно ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96г. №132-ФЗ осуществляется в целях защиты прав и интересов  туристов.

Лицензирование - это тот механизм, с помощью которого государство влияет на уровень обслуживания туристов.

Правительство Российской Федерации 24 декабря 1994г. приняло Постановление "О лицензировании отдельных видов  деятельности" №1448. Данным документом установлен порядок ведения лицензионной деятельности, утвержден перечень видов  деятельности, на осуществление которой  требуется лицензия, и перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Госкомитет по физической культуре и туризму РФ получил  право лицензирования международной  туристской деятельности. В соответствии с этим постановлением лицензия стала  являться официальным документом, который  разрешает (в соответствующих постановлениях Правительства, принятых в 1993г., лицензирование носило уведомительный характер) осуществление  указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его  осуществления.

В развитие этого документа 12 декабря 1995г. Правительство РФ приняло  Постановление "О лицензировании международной туристической деятельности" №1222, в котором определены условия  действия лицензии (Приложение 14).

В нем конкретизировано понятие  международной туристской деятельности, под которой понимаются прием  иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление  туристов за рубеж, сформированы условия  лицензирования, обязательного для  данного вида деятельности.

Для получения лицензии заявитель представляет следующие документы:

  • устав;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • справку налогового органа о постановке на учет;
  • заявление о выдаче лицензии в 2-х экземплярах;
  • ксерокопию платежного документа о подтверждении платежа (стоимость лицензии — 50 минимальных размеров заработной платы);
  • доверенность;
  • договор аренды (договор купли-продажи), подтверждающий наличие офиса.

К лицензионным условиям в  соответствии с п.15 ФЗ "Об основах  туристской деятельности в РФ" относятся:

  • доведение до клиентов исчерпывающей информации о туре;
  • наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
  • наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристское образование или стаж работы в сфере туризма не менее трех лет;
  • оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;
  • предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата (режиме работы, юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащих обязательной сертификации, фамилии, имени, отчестве должностных лиц).

Лицензия выдается на срок не более трех лет. Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам запрещается.

При реорганизации, изменении  наименования, юридического адреса, утрате лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Контроль за соблюдением  лицензиатом условий, предусмотренных  лицензией, осуществляется органом, уполномоченным на лицензирование.

Лицензиат обязан предоставить необходимые для осуществления  контроля сведения и документы.

Согласно разъяснению  Высшего арбитражного суда РФ (письмо от 19.01.93г.), если деятельность, для занятия  которой требуется лицензия, осуществляется без нее, то такая деятельность рассматривается  как незаконная, все заключенные  сделки считаются недействительными, а полученный по ним доход взыскивается в бюджет государства.

По мнению специалистов, вышеуказанное постановление имеет  существенный недостаток в связи  с отсутствием требований о финансовых гарантиях лицензиата.

В странах Западной Европы, прежде чем получить лицензию, фирма  должна доказать свою надежность, наличие  необходимого стартового капитала, проинформировать лицензионный орган о страховых  гарантиях или банковских залогах. В ряде стран от предпринимателя  потребуют предоставить годовой  баланс и данные аудиторской проверки. Практически везде турфирма не вправе заниматься ничем другим, кроме туризма.

В настоящее время подготовлен  проект нового положения (Приложение 15), в котором предусмотрены более  жесткие требования к лицензиату. В частности, фирма — соискатель лицензии должна предоставить полис  страхования ответственности не менее чем на 10000 минимальных размеров оплаты труда.

Существенные изменения  касаются условий лицензирования туропе-раторов  и турагентств. В проекте положения  туристская деятельность разделена  на три вида: турагентскую, внутрироссийскую туроператорскую (внутренний туризм) и  международную туроператорскую (въездной и выездной туризм). Труднее всего  получить право на осуществление  международной туроператорской  деятельности. Стоимость лицензии на каждый вид деятельности также различна - от 40 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Одно из требований нового положения предусматривает ограничения  в кадровом составе туристских фирм:

  • для турагентской и внутрироссийской туроператорской деятельности - не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет;
  • для международной туроператорской деятельности - более 20% работников (или не менее пяти работников), имеющих специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет.

По мнению составителей проекта, новые правила лицензирования с  их гарантийным взносом и более  жесткими требованиями к лицензиату заставят уйти с рынка мелкие фирмы. На рынке останется гораздо меньше участников, но гарантия их надежности и качество обслуживания будут выше.

Однако на страницах специальной  литературы высказываются резкие замечания  оппонентов проекта нового положения. В частности, что это положение  выгодно крупным туристским фирмам, которые стремятся к разделению сфер влияния на рынке туризма, ограничению  конкуренции, монополизации цен. Вследствие разорения малых и средних  фирм, сокращения налоговых поступлений  и рабочих мест государство лишится  части своих доходов, в связи  с чем данное положение для  России специалисты считают преждевременным.

Стандартизация  в туризме. Основные положения

Одним из направлений реализации государственной защиты прав и интересов  потребителей является стандартизация.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик по упорядочению деятельности в какой-либо области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Цель стандартизации —  достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм для решения реально  существующих или потенциальных  задач.

В России наиболее распространенным объектом стандартизации является продукция. Однако за рубежом широко применяется  и стандартизация услуг.

Это связано с опережающим  развитием торговли услугами. Мировая  статистика показывает, что доля услуг  за последние 25 лет увеличилась в  валовом национальном продукте развитых стран с 54 до 61%, развивающихся стран - с 40 до 47%.

Международная торговля услугами в 1991г. возросла более чем на 12%, в 1994г. - на 20% и к 2000г. превысит объем  товарообмена на мировом рынке. Лидируют в международной торговле услуги туризма и транспортных перевозок, далее следуют правительственные  услуги, банковские, страхование валютных рисков и консультационная деятельность, лицензионные, информационные, инжиниринговые, лизинговые, франчайзинговые услуги, услуги образования и здравоохранения. Вышеприведенные примеры показывают актуальность стандартизации услуг.

В последние годы процесс  стандартизации услуг активизируется и в нашей стране. С 1992г. услуги стали объектом Государственной  системы стандартизации. До этого  требования к качеству услуг устанавливали  нормативные правовые акты, ведомственные  и производственные документы.

Принятый впервые в  нашей стране Закон РФ "О стандартизации" (1993г.) устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации  работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными  для всех субъектов хозяйственной  деятельности независимо от их ведомственной  принадлежности и форм собственности.

В соответствии с законом  руководящим органом по стандартизации в России признан Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Госстандарт  России формирует и реализует  государственную политику в области  стандартизации, осуществляет государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов, представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует  в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.

Для осуществления своих  полномочий на местах Госстандарт России на территории всех субъектов Федерации, а также в крупных промышленных центрах создал территориальные  органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). К  примеру, в Москве - Ростест, в С.Петербурге - Тест, в Нижнем Новгороде - Нижегородский  ЦСМ.

Закон "О стандартизации" закрепляет перечень нормативных документов (НД) по стандартизации, допускаемых  к применению на территории России, и общие требования ко всем нормативным  документам. Следует заметить, что  раньше (до 1992г.) использовался термин нормативно-технический документ (НТД). Однако в связи с тем, что сфера  услуг охватывает не только техническую  сторону производства и потребления, но и социальную, этот термин заменили на нормативный документ.

К НД по стандартизации, действующим  на территории России, относятся:

  1. государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
  2. общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
  3. стандарты отраслей - ОСТ;
  4. стандарты предприятий - СТП;
  5. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.

Кроме этого к НД по стандартизации законодательно отнесены применяемые  в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией с другими государствами - участниками СНГ, кроме вышеперечисленных  в законе нормативных документов по стандартизации в России, могут  применяться межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для государств - участников СНГ. К примеру, таким  стандартом является ГОСТ 28681.0-90. "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения".

Государственные стандарты  РФ (ГОСТ и ГОСТ Р) применяют на всей территории страны все государственные  органы управления и субъекты хозяйственной  деятельности.

Однако согласно ст.7 закона "О стандартизации" не все требования государственных стандартов являются, безусловно, обязательными.

Перечень требований государственных  стандартов, обязательных для соблюдения:

  1. для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  2. для обеспечения информационной и технической совместимости, взаимозаменяемости продукции;
  3. единство методов контроля и единство маркировки;
  4. иные требования к продукции, работам и услугам (например, указанные как обязательные в договоре).

Согласно ГОСТ 28681.0-90. "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания" целью стандартизации в сфере туризма является нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.

Основными задачами стандартизации в сфере туризма являются:

Информация о работе Лицензирование, стандартизация и сертификация в туристическом бизнесе