Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа
70 лет прошло со дня рождения Иосифа Бродского, одного из самых известных поэтов 20-го века. В его творческом наследии множество стихотворений, поэм, пьес и эссе. В 1987 году Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе. День рождения поэта отметили в Сочи - городе, нашедшем отражение в его стихах.
«Жизнь сложна, сложны в ней даже наслажденья,
на то она нам и нужна,
чтоб праздновать в ней дни рожденья».
1. Введение _________________________________________стр. 2
2. Биография _______________________________________ стр. 3
3. Литературные воззрения И. Бродского _______________ стр. 8
4. «Мой теплоход отшвартовался в Сочи»______________ стр. 10
5. Анализ творчества Иосифа Бродского _______________ стр. 14
6. Заключение _____________________________________ стр. 20
7. Список литературы ______________________________ стр. 22
Я заражен нормальным классицизмом.
А вы, мой
друг, заражены сарказмом...
Бродский обнаруживает три вида поэзии:
Один певец подготавливает рапорт.
Другой рождает приглушенный ропот.
А третий знает, что он сам лишь рупор.
И он срывает
все цветы родства.
Одна из характернейших примет стихотворной
речи Бродского - длинные сложные синтаксические
конструкции, переливающиеся через границы
строк и строф, иногда действительно вызывающие
ассоциации со стальными гусеницами танка,
неудержимо накатывающего на читателя.
В "Стихах о зимней компании 1980-го года"
танк появляется и буквально - закованный
в броню тропов, бесконечными синтаксическими
переносами выплывает из-за горизонта
строфы и обрушивается на читателя:
Механический слон, задирая хобот
в ужасе перед черной мышью
мины в снегу, изрыгает к горлу
подступивший комок, одержимый мыслью,
как Магомет,
сдвинуть с места гору.
Танк - слон, пушка - хобот, мина - мышь. Из
этих двух рядов тем вырастает образ. У
Бродского нередко образы возникают на
пересечении совершенно неожиданно сопоставленных
тем.
Именно вера в язык вводит Бродского в
классическую эстетику, сохраняет его
экзистенциальное право быть поэтом, не
чувствующим абсурдности своего положения,
подозревать за культурой серьезный и
неразгаданный смысл и, что тоже важно,
сдерживать капризы своенравного лирического
"я", иначе его - в рамках эмоционального
квадрата - швыряет во все стороны: от любовного
безумства к ироническому признанию, от
утверждения своей гениальности к утверждению
собственного ничтожества.
Как истинный творец, он сам подвел итог
своему творчеству. Вообще говоря, Бродский
- не просто поэт. На мой взгляд, русской
поэзии не хватало философа, чтобы он окинул
взглядом всю картину целиком и в то же
время мог бы рассказать о том, что увидел.
Бродский рассказал. Не знаю, хорошо это
или плохо, но он сумел передать всю боль
нашего времени, страх перед Ничем, спрятанный
в обыденность, метафизическую тоску "и
проч." И только от нас зависит, сможет
ли его слово пробиться к нам в наши микровселенные,
чтобы принести туда свет откровения.
24 мая 1980 года, в день своего сорокалетия,
Бродский написал стихотворение, которое
подвело итоги не только его собственной
жизни за предшествующие годы, но в известной
степени исканиям русской поэзии в области
языка, поэтической формы, культурного
и исторического контекста, художественной
и этической свободы. Здесь не только судьба
Бродского, но, в обобщении, судьба русского
поэта вообще.
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал
свой срок и кликуху гвоздем в
бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал
черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды
тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших
меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал
на себя, что сызнова входит в
моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна,
и не пил
только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал
хлеб изгнанья, не оставляя корок,
позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел
на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только
с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забирали глиной,
из него
раздаваться будет лишь благодарность.
Единственным
долгом поэта перед обществом
Бродский считает долг "писать хорошо".
В сущности, даже не только перед
обществом, но и перед мировой
культурой. Задача поэта - найти свое
место в культуре и соответствовать
ему. Что, думается, Бродский с успехом
сделал.
Утрата связи с живым, меняющимся русским
языком не может пройти бесследно; это
плата за судьбу, которая, через страдания,
муки и фанаберии поэта, предоставляет
ему право почувствовать в полной мере
себя инструментом языка в тот момент,
когда язык оказывается не в обычном состоянии
данности, а в положении ускользающей
ценности, когда осенний крик ястреба
приобретает болезненную пронзительность.
Обозревая
творчество Иосифа Бродского, невольно
приходишь к выводу: это поэт нового зрения.
Поэт, какого еще не было в истории русской
литературы ХХ века. |
1.Бродский
И. Избранные стихотворения. // М.,
"Панорама", 1994г.
2.Бродский
И. Часть речи. Избранные стихотворения.
// М., "Художественная литература",
1990г.
3.Бродский
И. Письма римскому другу. // Ленинград,
"Экслибрис", 1991г.
4.Вайль
П., Генис А. В окрестностях
Бродского. // ж. "Литературное обозрение",
5.Гордин
Я. "Дело Бродского: история
одной расправы." // ж. "Нева",
1989г., № 2.
6.Лурье
С. Свобода последнего слова. //
ж. "Звезда", 1990г., № 8.
7.Расторгуев
А. Интуиция абсолюта в поэзии
Иосифа Бродского. // ж."Звезда",
1993г., № 1.
8.Якимчук
Н. "Я работал, я писал стихи."
Дело Иосифа Бродского. // ж. "Юность",
1989, №2.
9.Баевский
В.С. История русской поэзии. 1730-1980
гг. М.: Новая школа, 1996.
10.Баранников
А.В., Калганова Т.А., Рыбченкова Л.М.
Русская литература ХХ века. Хрестоматия
11 класс. - М.: Просвещение, 1993.
11.Глэд
Джон Беседы в изгнании. Русское
литературное зарубежье. - М.: Книжная
палата, 1991.
12.Ерофеев
В.В. В лабиринте проклятых
вопросов. - М.: Советский писатель, 1990.
13.Прищепа
В.П., Прищепа В.А. Литература
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.ed.vseved.ru/
[1] Из "Нобелевской лекции" Иосифа Бродского
Информация о работе Культурно-художественные ресурсы региона. И. Бродский