Корпоративные объединения по обслуживанию потребителей туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Проблема разработки современной системы экономических отношений в туристской индустрии. Изменение подходов работы российских туристских организаций с целью их объединения и создания национальных корпораций. Виды и формы международных корпораций.

Файлы: 1 файл

сервисная деятельность.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

3.1 Холдинговая компания.

              Холдинговая компания - это компания или корпорация, владеющая контрольным пакетом акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания — вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Фирмы, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними.

              Контрольный пакет акций - ведущая форма участия в капитале фирмы, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании ее участников (акционеров, пайщиков) и в ее органах управления.             

              Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Госкомитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала компаний. В России это условие обязательно для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании не превышает 25 %.             

              В Российской Федерации холдинговые компании создаются для содействия кооперации фирм-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Передача холдинговой компанией или ее дочерними фирмами прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних фирм (кроме экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией цен на указанную продукцию не допускаются.

              За рубежом целей создания холдинговых компаний намного больше. Это, в частности, консолидация различных фирм, когда холдинговая компания перераспределяет их средства с целью уравнения доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других. Холдинговые компании там могут создаваться на базе как частной или совместной (акционерной, кооперативной), так и государственной собственности. Различаются чистые и смешанные холдинговые компании (рис. 2).             

              В Российской Федерации холдинговые компании, их дочерние фирмы создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой холдинговой компании (так называемые холдинговые компании второго порядка).

              В соответствии с действующим законодательством холдинговая компания имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.             

              Дочерняя фирма, независимо от того, каков размер пакета ее акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями самой холдинговой компании в любой форме, включая залог и доверительное управление собственностью (траст).             
Холдинговые компании могут быть созданы в следующих случаях:

        при образовании крупных фирм с выделением из них подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) фирм;

        при объединении пакетов акций юридически самостоятельных фирм;

        при учреждении новых акционерных обществ.

              В число участников (акционеров) холдинговых компаний и дочерних фирм при их создании могут входить также юридические и физические лица, признанные покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», обозначаемые в дальнейшем как сторонние инвесторы. Число участников (акционеров) холдинговых компаний не ограничивается.

              За рубежом различают несколько форм участия в холдинговых компаниях. Первая из них - это когда крупные предприниматели, банкиры владеют акциями торгово-промышленных корпораций и кредитно-финансовых учреждений и оказывают значительное влияние на политику компании или фирмы. Иногда для этого создают так называемые благотворительные фонды, выделяемые бизнесменами при распоряжении наследством. Это позволяет уклоняться от полной уплаты налогов и сохранять за собой право на передаваемые средства.

              Вторая форма участия - когда кредитно-финансовые учреждения (банки, страховые компании) приобретают крупные пакеты акций торгово-промышленных корпораций.             

              При использовании третьей формы участия торгово-промышленные корпорации приобретают акции кредитно-финансовых учреждений.

 

Рис. 2. Виды холдинговых компаний

3.2 Франчайзинговые объединения. Их преимущества и недостатки.

              Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупной (корпорации) и мелкой фирмы осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупной фирмой -франчайзером - и мелкой — франчайзи.             

              Предметом договора должна быть обязанность франчайзера передать франчайзи, работающему в рамках оговоренной территории за Денежное вознаграждение, исключительное право на производство и сбыт под его (франчайзера) торговой маркой и от его имени оговоренных продуктов и услуг. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса и капиталовложений в основные фонды, сделанные франчайзи, франчайзер может назначить регулярную плату за торговую марку, используемую франчайзи. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5 % выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3 % (но может быть и значительно выше).             

              В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый получил наибольшее применение в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи специализируется на реализации одного вида услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж.

              Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, осуществляя равные с ней требования технологического процесса, качества, выполнения плана продаж, оперативной отчетности, обучения персонала. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.             

              Мелкая фирма обязуется предоставлять компании-франчайзеру услуги в области маркетинга и менеджмента с учетом местных условий, инвестировать в эту компанию часть своего капитала, вести деловые контакты исключительно с франчайзером и в соответствии с его предписаниями.

              Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ следует отнести следующие факторы:

        фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования;

        экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других видах деятельности;

        имеет гарантию получения продукции;

        открывает свое дело с меньшим риском;

        получает советы и поддержку от своего партнера - крупной фирмы.

              Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм-франчайзеров в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта продукции, проникая на небольшие рынки, и имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзи              .

Недостатки франчайзинга:

        обязательность учета интересов партнера - крупной компании и держателей акций;

        необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, которая может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия;

        наличие у продавца лицензии права проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневрирования;

        возможность выкупа по требованию компании-партнера необходимого оборудования и материалов, что может ограничить в действиях держателя лицензии.

              Медленный процесс становления рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие бизнеса в России.             

              Франчайзинг является наиболее перспективной формой выживания и активного развития туристских фирм, испытывающих сложности с ведением дел и желающих получить профессиональную поддержку.              

              Начиная с 1960 г. эта форма ведения бизнеса стала основной концепцией развития для многих известных международных сетей, вовлеченных в развитие туристского бизнеса («Hilton», «ITT», «Sheraton», «Holiday Inn» и др.), и лидеров в области развития сетей туристских агентств («TUI», «Carlson Wagonlit»).

4. Корпоративная культура корпораций.

              Каждая компания имеет свой, только ей присущий организационный стиль. У каждой фирмы существуют свои принципы, своя философия, особые методы разрешения проблем и принятия решений, своя деловая практика, свой кодекс ценностей, имеющих наибольшее значение для данной компании, а также особая система внутренних взаимоотношений. Эти компоненты образуют понятие «корпоративная культура», наиболее полно выражающее так называемый дух корпорации. Основой корпоративной культуры являются убеждения и философия компании, которая определяет, как вести дела, почему это должно выполняться именно таким образом, а не иначе, т. е. с обоснованием причин. Корпоративная культура проявляется в системе ценностей и принципах ведения дела, определяемых руководством компании, в этических нормах и официальной политике (особенно по отношению к работникам, профсоюзам, акционерам, клиентам), в традициях организации и взаимоотношениях, в практике контроля за работой персонала и в кредо компании, в отношении к работникам фирмы и особой внутренней среде компании.             

Большинство менеджеров, руководствуясь собственным опытом или основываясь на примерах, приведенных в прессе, подтверждает, что корпоративная культура может стать фактором, оказывающим значительное положительное или отрицательное воздействие. Созданию корпоративной культуры, оказывающей большое влияние на работу компании, могут способствовать три фактора:

  1. Наличие сильного лидера, который определяет принципы, основные ценностные установки и нормы поведения, являющиеся вполне оправданными с точки зрения как удовлетворения потребностей покупателей, так и соответствия условиям конкуренции и стратегии.
  2. Твердое намерение руководства компании действовать в соответствии с установленными традициями и при соблюдении основных принципов корпоративной культуры.
  3. Проявление постоянной заботы о клиентах, сотрудниках компании, акционерах.

              Продолжительное лидерство компании в определенной сфере бизнеса, небольшая численность персонала, длительное пребывание на посту ее руководства также способствуют созданию прочных традиций корпоративной культуры.             

              При отсутствии вышеуказанных факторов может сформироваться так называемая слаборазвитая или нездоровая корпоративная культура.

              Существует ряд особенностей нездоровой корпоративной культуры, которые могут негативно отразиться на деятельности компании. Одной из таких особенностей является создание политизированной обстановки на фирме, которая позволяет влиятельным членам руководства проводить собственную политику и сопротивляться необходимым переменам. В компаниях такого рода большинство решений принимается на основе взаимоотношений руководящих лиц, при этом интересы компании отступают перед соображениями личной выгоды.             

              Второй особенностью нездоровой корпоративной культуры является настороженное, а порой и враждебное отношение ко всякого рода инновациям. Таким образом, осторожность и уклонение от рискованных операций становятся более важными для карьеры, чем дух предпринимательства и внедрение новейших достижений науки и техники.

              Третьей отрицательной особенностью является выдвижение на руководящие посты тех менеджеров, которые придают больше значения организационной структуре компании, бюджету, системе контроля над персоналом, нежели стратегиям развития, мерам поощрения и стимулирования, созданию корпоративной культуры. Подобный стиль руководства может привести к утрате конкурентных преимуществ компании.

              И, наконец, четвертая отрицательная особенность - это нежелание заимствовать и применять чужой опыт. Нередко компании так долго занимают место лидера в отрасли, что им начинает казаться, будто они знают ответы на все вопросы.

5. Кадровая политика корпоративных объединений.

              Хорошо подобранный трудовой коллектив - одна из основных задач руководства фирмы, объект его постоянной заботы, будь то руководство малой фирмы или крупного корпоративного объединения. Трудовой коллектив должен быть командой единомышленников и партнеров, способных осознавать и peaлизовывать замыслы руководства фирмы.

              Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работы организации. Гораздо легче справиться с различными техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки, психологические предпочтения людей.

              В туристской деятельности очень важную роль играют квалифицированные кадры, обладающие высокими профессиональными навыками и владеющие знаниями в области психологии, опытом общения. Работа с кадрами в крупных объединениях - это один из серьезных вопросов. Как правило, этой проблемой занимается специальная служба или отдел, состоящий из специалистов в данной области (инспектора, менеджеры по кадрам).

Кадровая служба выполняет следующие функции:

        отбор, наем, продвижение кадров;

        расстановку работников, распределение среди них обязанностей;

        подготовку, переподготовку, непрерывное обучение кадров;

        совершенствование организации труда;

        создание наиболее благоприятных в санитарно-гигиеническом, психофизиологическом, эстетическом отношениях условий труда и безопасности работы, рациональных графиков работы, режимов труда и отдыха;

        проведение инструктажа работников о своде внутренних правил корпорации, системе ценностей, кодексе поведения.

              Структура оперативного плана работы с персоналом в корпоративной компании приведена на рис. 3. Управление персоналом корпоративных объединений осложняется территориально различным местонахождением фирм, входящих в сеть. На каждой дочерней фирме должен быть отдел (или специалист), занимающийся кадровыми вопросами, выполняющий все вышеперечисленные функции.             

              Корпорации уделяют большое внимание подготовке и обучению персонала: разрабатываются специальные тренинговые программы; минимум раз в год организуются бизнес-семинары, включающие курс лекций по ключевым вопросам; предоставляется информация о различных нововведениях в туристской сфере, о перспективных направлениях в работе; рассматриваются вопросы, связанные с единой технологией обслуживания туристов.

 

Рис. 3. Структура типового оперативного плана работы с персоналом

 

6. Преимущества и недостатки корпоративной деятельности.

              Как и у любых форм предпринимательства, у корпоративного объединения есть свои преимущества и недостатки.             

К преимуществам корпоративной деятельности относятся следующие возможности:

        бороться с конкурентами своей объединенностью, консолидацией;

        привлекать финансовые средства большого числа людей;

        перераспределять средства с целью уравнения доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других;

        достаточно легко собирать необходимый капитал путем продажи акций (поскольку акции как доли общего капитала могут быть весьма мелкими, что позволяет привлекать не только крупных, но и мелких инвесторов;

        выходить на новые рынки сбыта, а также на иностранные рынки;

        проводить глобальные маркетинговые исследования;

        осуществлять широкомасштабные рекламные кампании;

Информация о работе Корпоративные объединения по обслуживанию потребителей туристических услуг