Классификация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация способна рассчитать количество людей, в котором она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.
На предприятии должна быть согласованная кадровая политика, занимающаяся системой набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров.
Квалификационные требования к персоналу в разных организациях отличаются друг от друга, но существуют параметры, которые встречаются практически на каждом предприятии. К ним относятся физические данные, интеллект, способности, квалификация, интересы, характер, мотивация и обстоятельства.

Оглавление

Введение.
Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма.
Штатное расписание предприятия.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Классификация персонала.doc

— 294.00 Кб (Скачать)
 

 

     

     Для определения примерного перечня  основных профессий и должностей работников индустрии туризма были использованы действующие российские и зарубежные нормативные и методические материалы, перечисленные ниже.

     Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Классификатор состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих. Он содержит примерно 5000 профессий рабочих и 2500 должностей служащих без описания их функциональных обязанностей. В таблице 6.4 приведен перечень основных профессий рабочих и должностей служащих применительно к сфере туристского и гостиничного бизнеса в соответствии с указанным выше классификатором.

     Таблица 3

     Перечень  основных профессий  рабочих и должностей служащих сферы туристского и гостиничного бизнеса 

Код Контрольное число Наименование  профессии Код выпуска ЕТКС Код по ОКЗ
Профессии рабочих
11176 9 Бармен 55 5123
11301 6 Буфетчик 55 5123
11695 5 Горничная 01 9132
12901 4 Кондитер 55 7412
16399 4 Официант 55 5123
19599 5 Швейцар 01 9152
Должности служащих
20019 7 Агент по организации  обслуживания  пассажирских авиаперевозок 3 4221
20025 2 Агент по приему заказов на билеты 3 4221
20028 6 Агент по розыску  грузов и багажа 3 4133
20031 8 Агент по снабжению 3 3416
20032 2 Агент рекламный 3 3415
20063 8 Администратор гостиницы 2 3431 (дома отдыха)
20065 7 Администратор дежурный 2 3431
20560 8 Генеральный директор предприятия 1 1210
20606 6 Гид-переводчик 2 2444
21269 2 Дежурный по этажу (гостиницы кемпинга, пансионата) 3 4224
21353 4 Директор (заведующий) гостиницы (кемпинга, пансионата) 1 1210
21410 9 Директор комплекса (оздоровительного, спортивного, туристского) 1 1210
2149 4 Директор (заведующий) предприятия общественного питания 1 1210
21593 4 Директор фирмы 1 1210
21605 3 Директор центра (инженерного музейно-выставочного, научно-методического, научно-технического творчества, по оценке качества сельскохозяйственных культур, стандартизации, метрологии, сертификации и др) 1 1225
22194 2 Заведующий  этажом гостиницы 1 1225
22896 8 Инспектор 2 3449
22998 4 Инспектор по туризму 2 3414
23116 1 Инструктор-методист по туризму 2 2359
23539 3 Консультант по экономическим  вопросам   2441
24053 1 Менеджер (в  общественном питании и гостиничном обслуживании)   1225
24054 6 Менеджер (на транспорте, в связи, материально-техническом  снабжении и сбыте)   1226
24062 0 Менеджер в  финансово-эконом. и административных подразделениях (службах)   1231
24063 5 Менеджер (в  подразделениях управления кадрами и трудовыми отношениями)   1232
24071 5 Менеджер (в  рекламно-информационных подразделениях (службах))   1234
24107 4 Метрдотель (администратор  торгового зала) 2 3429
24412 3 Начальник агентства (рекламно информационного, транспортно-экспедиционного и др.) 1 1226
24505 6 Начальник дирекции международных и туристских перевозок 1 1226
24684 3 Начальник отдела (на предприятиях общественного питания, в гостиницах) 1 1225
24693 2 Начальник специализированного  отдела в прочих отраслях 1 1229
24698 5 Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции 1 1233
25327 9 Оператор механизированного  расчета в гостинице 3 4211
25379 6 Организатор путешествий (экскурсий) 2 3414
25531 0 Переводчик 2 2444
25584 3 Специалист  по кадрам 2 2412
25627 7 Портье 3 4224
25790 3 Президент 1 1110
26088 3 Референт 2 3431
26165 0 Руководитель (туристской группы) 2 2359
26617 5 Спортсмен-инструктор 2 3475
27610 5 Шеф-повар 1 1225
27728 8 Экономист 2 2441
 

     Код категории:

     1 — руководители;

     2 — специалисты;

     3 — служащие.

     ЕТКС  — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий  рабочих.

     ОКЗ — Общероссийский классификатор  занятости.

     Справочник  тарифно – квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг, разработанный в 1996 г. Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы и горкомом профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации.

     Сборник материалов Европейского центра профессионального образования «Профессии в туристском секторе», выпущенный в Берлине в 1994 г. Он содержит сравнительный анализ профессий персонала, применяемых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства в девяти государствах Европейского Союза: Бельгии, Германии, Дании, Испании, Франции, Греции, Италии, Португалии и Великобритании. Структура и функции индустрии туризма представлены на рис. 1.

     Рисунок 1. Структура и функции индустрии туризма. 

     В работе «Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса», опубликованной в 1997 г., на основе анализа приведенных выше методических материалов и экспертных оценок практических работников отечественного туризма приводятся также служебные обязанности 27 наиболее распространенных в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе руководителей и работников, а также рассмотрены требования к курсам общего и профессионального образования, продолжительности обучения применительно к трем уровням: элементарному, среднему и продвинутому (высшему).

     Постановлением  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. были утверждены Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, срок действия которых был до 31 декабря 2001 г.

     Квалификационные  требования были разработаны в рамках деятельности проекта ЕС/ТАСИС «Укрепление  учебной базы для индустрии туризма». В общих положениях этого документа  сказано, что «с введением настоящих  квалификационных требований не отменяются действующие в туристской индустрии на соответствующие виды работ тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КС)». К сожалению, основные знания и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей, приведенных в так называемых профессиональных стандартах, почти не корреспондируются с требованиями Государственных образовательных стандартов Минобразования России, используемых для подготовки специалистов гостиничного и туристского бизнеса.

     Таким образом, впервые в практике обучения работников индустрии туризма появляется возможность оценить направленность и уровень российского и международного образования, сопоставить знания и умения, необходимые для занятия той или иной должности в индустрии туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства.

     Структура российских предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации CEDEFOP.

     В таблице 4 приведено соотношение основных профессий и должностей по Общероссийскому классификатору ОК 016-94 и указателю CEDEFOP.

     Таблица 4

     Основные  профессии должности по Общероссийскому классификатору ОК 016-94 и указателю CEDEFOP 

№ п/п Наименование  должности по CEDEFOP - указателю Код по CEDEFOP Российское  наименование должности  по ОК 016-94 Код
Сектор 1. Гостиница/ресторан
1 Генеральный менеджер RG-1 Директор (заведующий) гостиницы 21353
2 Менеджер по приему гостей RF-1 Начальник отдела в гостиницах (начальник отдела приема и размещения) 24684
3 Сотрудник службы приема и размещения RF-2 Инспектор (инспектор  по размещению) 22866
4 Заведующий  хозяйством RH-1 Начальник отдела в гостиницах (начальник хозяйственного отдела) 24684
5 Горничная RH-2 Горничная 11695
6 Менеджер по питанию и напиткам RR-1 Директор (заведующий) предприятия общественного питания (директор ресторана) 21498
7 Главный шеф-повар RC-1 Главный шеф-повар  
8 Шеф-повар RC-2 Шеф-повар 27610
9 Метрдотель  RS-1 Метрдотель  24107
10 Официант  RS-2 Официант  16399
11 Старший официант по винам RS-3 Официант (старший  официант по винам) 16399
12 Менеджер бара RB-1 Менеджер в  общественном питании (менеджер бара) 24053
13 Бармен  RB-2 Бармен  11176
Сектор 2. Фирма-туроператор
14 Генеральный менеджер фирмы-туроператора AG-1 Генеральный директор предприятия (генеральный директор фирмы-туроператора) 21593
15 Менеджер по производству туристских услуг AP-1 Директор фирмы (директор фирмы-туроператора) 21593
16 Референт по производству туристских услуг АР-2 Референт (референт фирмы-туроператора) 26088
17 Менеджер по продажам, перевозкам и бронированию AV-1 Менеджер на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте (менеджер по продажам, перевозкам и бронированию) 24054
18 Референт по продажам, перевозкам и бронированию AV-2 Референт (референт по продажам, перевозкам и бронированию) 26088
Сектор 3. Турагентство (сектор по связям с общественностью/отдел продвижения турпродукта)
19 Генеральный менеджер турагентства PG-1 Начальник агентства (генеральный директор турагентства) 24412
20 Руководитель  отдела PS-1 маркетинга PS-1 Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции (руководитель отдела маркетинга) 24698
21 Консультант по объединению компаний и франшизе PS-2 Консультант по экономическим вопросам (консультант  по объединению компаний и франшизе) 23539
22 Исполнительный  директор по вопросам развития туризма PS-3 Начальник специализированного отдела в прочих отраслях (руководитель отдела по вопросам развития туризма) 24693
23 Специалист  по организации конференций PS-4 Специалист  по организации конференций  
24 Турлидер, сопровождающий группы, турменеджер РА-1 Руководитель туристской группы (турменеджер, турлидер) 26165
25 Организатор поездки/представитель  турфирмы РА-2 Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по планированию деятельности турагентства) 25379
26 Организатор во время поездки/ сопровождающий РА-3 Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по организации  деятельности турагентства) 25379
27 Гид РА Гид-переводчик, экскурсовод 20606, 27765
 

     Должностные обязанности российского персонала, как правило, раз-раба гываю гея  предприятием самостоятельно на основе опыта и квалификации руководителя. Современные отечественные нормативные  документы лишь затрагивают некоторые  аспекты кадровой деятельности турфирм, гостиниц и ресторанов. Одним из документов в этой области является распоряжение заместителя премьера правительства Москвы от 20 марта 1998 г. № 224-РЗП, которым в Москве введена единая система аккредитации гидов-переводчиков (экскурсоводов) с выдачей аккредитационной карты, осуществлять экскурсионное обслуживание туристов.

     Перечни служебных обязанностей директора  гостиницы и директора фирмы-туроператора разнообразны и многоплановы. Так, служебные  обязанности менеджера по производству туристских услуг (тур-продукта) (АР-1) —директора фирмы-туроператора (21593) состоят из 50 разделов: от набора персонала и организации производственных служб, проведения специальных расчетов до контроля за ситуациями, связанными с безопасностью клиента и его имущества, рассмотрением жалоб и улучшением качества услуг.

     Служебные обязанности генерального менеджера  отеля (RG-1) — директора (заведующего) гостиницы (21353) состоят из 49 разделов, включающие: исследование рынка, статистику, политику маркетинга и продаж, набор и обучение персонала, рекламу и продвижение продукта, дисциплину и поведение персонала и меры по их поддержке, а также анализ эффективности и производительности работы гостиницы и многое другое.

     Основы  квалификационных требований могут  найти применение в практике работы туристских и гостиничных предприятий.

     Опыт  практической деятельности в индустрии  туризма показывает, что персонал, работающий там, нацелен на решение  следующих задач:

     1. Обеспечение нормального (приемлемого)  экономического развития фирм-туроператоров, турагентств, гостиниц и ресторанов (персонал — экономисты, менеджеры, специалисты по маркетингу и бронированию).

     2. Управление отлаженной экономической  структурой (административный персонал, управляющие службами, турфирмами, гостиницами и ресторанами).

     3. Обеспечение работой сервисных  служб в контактной с туристами  зоне (производственный персонал).

     4. Обеспечение и поддержание необходимого  качества предоставляемых туристских  и гостиничных услуг и безопасности  пребывания туристов и экскурсантов (управленческий и производственный персонал).

     Например, структура высшего звена управления в некоторых гостиничных комплексах США (по данным Высшей школы туризма  и гостиничного хозяйства) включает: генерального директора, управляющего службой размещения (номерным фондом), управляющего службой питания и напитков, управляющего службой маркетинга, главного бухгалтера-контролера, главного инженера, управляющего службой трудовых ресурсов и управляющего службой безопасности. Должностные оклады для административных работников устанавливаются на основе контракта между работодателем и наемным работником. При этом используются разработанные для данной гостиницы тарифные сетки, устанавливающие минимальный и максимальный уровни оплаты труда (должностные оклады). Численность административного персонала на фиксированном годовом окладе ограниченна, Большинство работников составляют производственный персонал, оплата труда которого производится на почасовой основе. Для разных категорий работников устанавливаются расценки 1 часа работы. Стоимость 1 часа работы зависит от должности, записанной в контракте, а также от стажа работы. После 2,5 лет работы расценки увеличиваются на 15—20%. Высококвалифицированный персонал является основным условием эффективного менеджмента и экономического благополучия любой туристской фирмы, гостиницы и ресторана.

     В России требования к персоналу туристской фирмы должны быть приведены в  утвержденных руководителем должностных  инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.

     К обязательным требованиям относятся:

  • знание работником своих должностных обязанностей;
  • знание положений Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • знание нормативных и законодательных актов Российской Федерации в области туризма;
  • наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;
  • знание туристских формальностей;
  • знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы (объем знаний, а также список сотрудников, на которых распространяется указанное требование, устанавливаются руководителем).

     К рекомендательным требованиям относятся:

  • наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма (для руководящего состава фирмы);
  • регулярное повышение квалификации персонала;
  • знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций.

Информация о работе Классификация персонала