Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат
В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация способна рассчитать количество людей, в котором она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.
     На  предприятии должна быть согласованная  кадровая политика, занимающаяся системой набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров.
     Квалификационные  требования к персоналу в разных организациях отличаются друг от друга, но существуют параметры, которые встречаются  практически на каждом предприятии. К ним относятся физические данные, интеллект, способности, квалификация, интересы, характер, мотивация и обстоятельства.
Введение.
Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма.
Штатное расписание предприятия.
Заключение.
Литература.
 
Для определения примерного перечня основных профессий и должностей работников индустрии туризма были использованы действующие российские и зарубежные нормативные и методические материалы, перечисленные ниже.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Классификатор состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих. Он содержит примерно 5000 профессий рабочих и 2500 должностей служащих без описания их функциональных обязанностей. В таблице 6.4 приведен перечень основных профессий рабочих и должностей служащих применительно к сфере туристского и гостиничного бизнеса в соответствии с указанным выше классификатором.
Таблица 3
     Перечень 
основных профессий 
рабочих и должностей 
служащих сферы туристского 
и гостиничного бизнеса 
| Код | Контрольное число | Наименование профессии | Код выпуска ЕТКС | Код по ОКЗ | 
| Профессии рабочих | ||||
| 11176 | 9 | Бармен | 55 | 5123 | 
| 11301 | 6 | Буфетчик | 55 | 5123 | 
| 11695 | 5 | Горничная | 01 | 9132 | 
| 12901 | 4 | Кондитер | 55 | 7412 | 
| 16399 | 4 | Официант | 55 | 5123 | 
| 19599 | 5 | Швейцар | 01 | 9152 | 
| Должности служащих | ||||
| 20019 | 7 | Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок | 3 | 4221 | 
| 20025 | 2 | Агент по приему заказов на билеты | 3 | 4221 | 
| 20028 | 6 | Агент по розыску грузов и багажа | 3 | 4133 | 
| 20031 | 8 | Агент по снабжению | 3 | 3416 | 
| 20032 | 2 | Агент рекламный | 3 | 3415 | 
| 20063 | 8 | Администратор гостиницы | 2 | 3431 (дома отдыха) | 
| 20065 | 7 | Администратор дежурный | 2 | 3431 | 
| 20560 | 8 | Генеральный директор предприятия | 1 | 1210 | 
| 20606 | 6 | Гид-переводчик | 2 | 2444 | 
| 21269 | 2 | Дежурный по этажу (гостиницы кемпинга, пансионата) | 3 | 4224 | 
| 21353 | 4 | Директор (заведующий) гостиницы (кемпинга, пансионата) | 1 | 1210 | 
| 21410 | 9 | Директор комплекса (оздоровительного, спортивного, туристского) | 1 | 1210 | 
| 2149 | 4 | Директор (заведующий) предприятия общественного питания | 1 | 1210 | 
| 21593 | 4 | Директор фирмы | 1 | 1210 | 
| 21605 | 3 | Директор центра 
  (инженерного музейно- | 
  1 | 1225 | 
| 22194 | 2 | Заведующий этажом гостиницы | 1 | 1225 | 
| 22896 | 8 | Инспектор | 2 | 3449 | 
| 22998 | 4 | Инспектор по туризму | 2 | 3414 | 
| 23116 | 1 | Инструктор-методист по туризму | 2 | 2359 | 
| 23539 | 3 | Консультант по экономическим вопросам | 2441 | |
| 24053 | 1 | Менеджер (в общественном питании и гостиничном обслуживании) | 1225 | |
| 24054 | 6 | Менеджер (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте) | 1226 | |
| 24062 | 0 | Менеджер в финансово-эконом. и административных подразделениях (службах) | 1231 | |
| 24063 | 5 | Менеджер (в подразделениях управления кадрами и трудовыми отношениями) | 1232 | |
| 24071 | 5 | Менеджер (в рекламно-информационных подразделениях (службах)) | 1234 | |
| 24107 | 4 | Метрдотель (администратор торгового зала) | 2 | 3429 | 
| 24412 | 3 | Начальник агентства (рекламно информационного, транспортно-экспедиционного и др.) | 1 | 1226 | 
| 24505 | 6 | Начальник дирекции международных и туристских перевозок | 1 | 1226 | 
| 24684 | 3 | Начальник отдела (на предприятиях общественного питания, в гостиницах) | 1 | 1225 | 
| 24693 | 2 | Начальник специализированного отдела в прочих отраслях | 1 | 1229 | 
| 24698 | 5 | Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции | 1 | 1233 | 
| 25327 | 9 | Оператор механизированного расчета в гостинице | 3 | 4211 | 
| 25379 | 6 | Организатор путешествий (экскурсий) | 2 | 3414 | 
| 25531 | 0 | Переводчик | 2 | 2444 | 
| 25584 | 3 | Специалист по кадрам | 2 | 2412 | 
| 25627 | 7 | Портье | 3 | 4224 | 
| 25790 | 3 | Президент | 1 | 1110 | 
| 26088 | 3 | Референт | 2 | 3431 | 
| 26165 | 0 | Руководитель (туристской группы) | 2 | 2359 | 
| 26617 | 5 | Спортсмен-инструктор | 2 | 3475 | 
| 27610 | 5 | Шеф-повар | 1 | 1225 | 
| 27728 | 8 | Экономист | 2 | 2441 | 
Код категории:
1 — руководители;
2 — специалисты;
3 — служащие.
ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
ОКЗ — Общероссийский классификатор занятости.
Справочник тарифно – квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг, разработанный в 1996 г. Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы и горкомом профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации.
Сборник материалов Европейского центра профессионального образования «Профессии в туристском секторе», выпущенный в Берлине в 1994 г. Он содержит сравнительный анализ профессий персонала, применяемых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства в девяти государствах Европейского Союза: Бельгии, Германии, Дании, Испании, Франции, Греции, Италии, Португалии и Великобритании. Структура и функции индустрии туризма представлены на рис. 1.
     Рисунок 
1. Структура и функции индустрии туризма. 
В работе «Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса», опубликованной в 1997 г., на основе анализа приведенных выше методических материалов и экспертных оценок практических работников отечественного туризма приводятся также служебные обязанности 27 наиболее распространенных в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе руководителей и работников, а также рассмотрены требования к курсам общего и профессионального образования, продолжительности обучения применительно к трем уровням: элементарному, среднему и продвинутому (высшему).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. были утверждены Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, срок действия которых был до 31 декабря 2001 г.
Квалификационные требования были разработаны в рамках деятельности проекта ЕС/ТАСИС «Укрепление учебной базы для индустрии туризма». В общих положениях этого документа сказано, что «с введением настоящих квалификационных требований не отменяются действующие в туристской индустрии на соответствующие виды работ тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КС)». К сожалению, основные знания и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей, приведенных в так называемых профессиональных стандартах, почти не корреспондируются с требованиями Государственных образовательных стандартов Минобразования России, используемых для подготовки специалистов гостиничного и туристского бизнеса.
     Таким 
образом, впервые в практике обучения 
работников индустрии туризма появляется 
возможность оценить 
Структура российских предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации CEDEFOP.
В таблице 4 приведено соотношение основных профессий и должностей по Общероссийскому классификатору ОК 016-94 и указателю CEDEFOP.
Таблица 4
     Основные 
профессии должности 
по Общероссийскому 
классификатору ОК 016-94 
и указателю CEDEFOP 
| № п/п | Наименование должности по CEDEFOP - указателю | Код по CEDEFOP | Российское наименование должности по ОК 016-94 | Код | 
| Сектор 1. Гостиница/ресторан | ||||
| 1 | Генеральный менеджер | RG-1 | Директор (заведующий) гостиницы | 21353 | 
| 2 | Менеджер по приему гостей | RF-1 | Начальник отдела в гостиницах (начальник отдела приема и размещения) | 24684 | 
| 3 | Сотрудник службы приема и размещения | RF-2 | Инспектор (инспектор по размещению) | 22866 | 
| 4 | Заведующий хозяйством | RH-1 | Начальник отдела в гостиницах (начальник хозяйственного отдела) | 24684 | 
| 5 | Горничная | RH-2 | Горничная | 11695 | 
| 6 | Менеджер по питанию и напиткам | RR-1 | Директор (заведующий) 
  предприятия общественного  | 
  21498 | 
| 7 | Главный шеф-повар | RC-1 | Главный шеф-повар | |
| 8 | Шеф-повар | RC-2 | Шеф-повар | 27610 | 
| 9 | Метрдотель | RS-1 | Метрдотель | 24107 | 
| 10 | Официант | RS-2 | Официант | 16399 | 
| 11 | Старший официант по винам | RS-3 | Официант (старший официант по винам) | 16399 | 
| 12 | Менеджер бара | RB-1 | Менеджер в общественном питании (менеджер бара) | 24053 | 
| 13 | Бармен | RB-2 | Бармен | 11176 | 
| Сектор 2. Фирма-туроператор | ||||
| 14 | Генеральный менеджер фирмы-туроператора | AG-1 | Генеральный директор предприятия (генеральный директор фирмы-туроператора) | 21593 | 
| 15 | Менеджер по производству туристских услуг | AP-1 | Директор фирмы (директор фирмы-туроператора) | 21593 | 
| 16 | Референт по производству туристских услуг | АР-2 | Референт (референт фирмы-туроператора) | 26088 | 
| 17 | Менеджер по продажам, перевозкам и бронированию | AV-1 | Менеджер на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте (менеджер по продажам, перевозкам и бронированию) | 24054 | 
| 18 | Референт по продажам, перевозкам и бронированию | AV-2 | Референт (референт по продажам, перевозкам и бронированию) | 26088 | 
| Сектор 3. Турагентство (сектор по связям с общественностью/отдел продвижения турпродукта) | ||||
| 19 | Генеральный менеджер турагентства | PG-1 | Начальник агентства (генеральный директор турагентства) | 24412 | 
| 20 | Руководитель отдела PS-1 маркетинга | PS-1 | Начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции (руководитель отдела маркетинга) | 24698 | 
| 21 | Консультант по объединению компаний и франшизе | PS-2 | Консультант по экономическим вопросам (консультант по объединению компаний и франшизе) | 23539 | 
| 22 | Исполнительный директор по вопросам развития туризма | PS-3 | Начальник специализированного отдела в прочих отраслях (руководитель отдела по вопросам развития туризма) | 24693 | 
| 23 | Специалист по организации конференций | PS-4 | Специалист по организации конференций | |
| 24 | Турлидер, сопровождающий группы, турменеджер | РА-1 | Руководитель туристской группы (турменеджер, турлидер) | 26165 | 
| 25 | Организатор поездки/представитель турфирмы | РА-2 | Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по планированию деятельности турагентства) | 25379 | 
| 26 | Организатор во время поездки/ сопровождающий | РА-3 | Организатор путешествий (экскурсий) (специалист по организации деятельности турагентства) | 25379 | 
| 27 | Гид | РА | Гид-переводчик, экскурсовод | 20606, 27765 | 
     Должностные 
обязанности российского 
     Перечни 
служебных обязанностей директора 
гостиницы и директора фирмы-
Служебные обязанности генерального менеджера отеля (RG-1) — директора (заведующего) гостиницы (21353) состоят из 49 разделов, включающие: исследование рынка, статистику, политику маркетинга и продаж, набор и обучение персонала, рекламу и продвижение продукта, дисциплину и поведение персонала и меры по их поддержке, а также анализ эффективности и производительности работы гостиницы и многое другое.
Основы квалификационных требований могут найти применение в практике работы туристских и гостиничных предприятий.
Опыт практической деятельности в индустрии туризма показывает, что персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач:
     1. 
Обеспечение нормального (
     2. 
Управление отлаженной 
     3. 
Обеспечение работой сервисных 
служб в контактной с 
     4. 
Обеспечение и поддержание 
     Например, 
структура высшего звена 
В России требования к персоналу туристской фирмы должны быть приведены в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся:
К рекомендательным требованиям относятся: