Классификация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация способна рассчитать количество людей, в котором она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.
На предприятии должна быть согласованная кадровая политика, занимающаяся системой набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров.
Квалификационные требования к персоналу в разных организациях отличаются друг от друга, но существуют параметры, которые встречаются практически на каждом предприятии. К ним относятся физические данные, интеллект, способности, квалификация, интересы, характер, мотивация и обстоятельства.

Оглавление

Введение.
Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма.
Штатное расписание предприятия.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Классификация персонала.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение.
  1. Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма.
  2. Штатное расписание предприятия.

Заключение.

Литература.

3 

5

22

25

26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация способна рассчитать количество людей, в котором она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

     На  предприятии должна быть согласованная  кадровая политика, занимающаяся системой набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров.

     Квалификационные  требования к персоналу в разных организациях отличаются друг от друга, но существуют параметры, которые встречаются  практически на каждом предприятии. К ним относятся физические данные, интеллект, способности, квалификация, интересы, характер, мотивация и обстоятельства.

     Рассматривая  каждый параметр, необходимо определить, что является:

  1. существенным, т. е. тот минимум, которым должен обладать каждый кандидат на определенную должность;
  2. желательным, т. е. реальным уровнем, необходимым предприятию для достижения целей;
  3. противопоказанным, т. е. список недостатков, которые неприемлемы на предприятии. Это позволяет на первой стадии подачи заявления на работу людей с недостатками отсеять их без лишних затрат для организации.

     Данные  о квалификации содержат следующие  пункты: уровень образования, наличие  технической, коммерческой или профессиональной квалификации, необходимая конкретная профессиональная подготовка, наличие  других навыков и знаний.

     Существуют  также квалификационные требования к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма. Поэтому в своей работе я и хочу рассмотреть данные вопросы.

     В нашей стране существуют различные подходы к названию должностей сотрудников турфирм. Так, ранее было принято постановление Министерства труда и социального развития от 17 мая 1999 г. № 8, были утверждены «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии». Это постановление было принято сроком до 31 декабря 2001 года.

     Всех  сотрудников с точки зрения квалификационных требований можно разделить на три  большие группы:

  • руководящий состав (администрация, начальники отделов, супервайзеры)
  • персонал, работающий с гостями (официанты, горничные, швейцары, портье)
  • поддерживающие отделы (инженеры, техники, складские рабочие, стюарды).

     Компетенция персонала этих групп имеет огромное значение для управления качеством.

     Цель  работы: квалификационные требования, предъявляемые к персоналу предприятия индустрии гостеприимства и туризма.

     Задачи:

  1. рассмотреть и изучить литературу, соответствующую теме работы;
  2. изучить основные квалификационные требования к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма;
  3. составить штатное расписание отель-курорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основы  квалификационных требований к персоналу в индустрии гостеприимства и туризма
 

     В области национального и международного туризма российским организациям индустрии  туризма приходится конкурировать  с четко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков. В большей мере это может быть отнесено к странам Европейского Союза, имеющим развитую правовую базу туристской деятельности и достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки персонала, отвечающую международным стандартам. Анализ деятельности отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Российские образовательные стандарты подготовки специалистов туристской индустрии также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы. Есть отличия в методических аспектах образования, технической оснащенности учебных заведений, а также наименованиях профессий и должностей работников, занятых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса.

     Целью профессионального обучения является подготовка персонала для выполнения определенной работы. Традиционно профподготовка осуществлялась в школах, колледжах и институтах. Существует также и профподготовка работников, осуществляемая внутри туристского предприятия, гостиницы, ресторана. Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных туристских центров России, как Москва и Санкт-Петербург, показывает, что, за редким исключением специального туристского образования (как правило, это удостоверение о повышении квалификации), либо получили отрывочные знания на краткосрочных платных семинарах или курсах.

     В последнее время положение несколько  изменилось. В ряде вузов России при обучении по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Организация и управление» (по отраслям) открыты специализации  «Экономика международного туризма», «Менеджмент туризма и гостиничного хозяйства», «Менеджмент социально-культурной сферы и туризма» и ряд других. Некоторые вузы страны обращают внимание на коммерческие курсы Американской ассоциации отелей и мотелей, которые, как правило, обучают за дополнительную плату на языке оригинала. Новейшим информационным технологиям в сфере туризма обучают также по отдельным специальным курсам.

     Как правило, производительность труда  в туристском секторе остается достаточно низкой. Это зависит от того, что  большая часть рабочей силы индустрии туризма является временной и малоквалифицированной.

     Для гостиничного и ресторанного секторов, а также для индустрии туризма  в целом Международная организация  труда (МОТ) выделяет серию общих  характеристик, касающихся занятости:

  • высокий процент работников, занятых неполный рабочий день;
  • значительный процент временных работников;
  • большое количество женского персонала имеют контракты на неполный рабочий день (более 50% в гостиничном и ресторанном секторах в Бельгии, Франции, Швейцарии, Австралии);
  • небольшое количество женщин, находящихся на ответственных должностях;
  • значительное присутствие (в развивающихся странах) иностранного персонала в основном на ответственных должностях;
  • большое количество малоквалифицированной молодежи и студентов, работающих по временным контрактам.

     В таблице 1 представлены данные по занятости в туристском секторе по отношению к общей занятости в некоторых странах мира.

     Таблица 1

     Занятость в туристском секторе  по отношению к  общей занятости  в некоторых странах  мира

Страна Процент занятости
Колумбия 25,1
Италия 21,1
Испания 20,2
Греция 17,6
Франция 17,1
Турция 8,7
 

     В большинстве стран мира применяются три основные системы оплаты труда, основанные на долевом участии в продажах, фиксированной заработной плате независимо от прибыли организации, установлении минимальной заработной платы, помимо которой выплачивается процент от прибыли организации, зависящий от доли участия (или фиксированный минимум). Последняя из перечисленных систем оплаты труда используется в Германии, Швеции, Испании, Турции, Швейцарии.

     Следует выделить основные проблемы, стоящие  на пути к развитой образовательной  системе в сфере туризма:

  • стихийный рост туристской деятельности в большинстве стран и его несогласованность с другими видами деятельности;
  • большое количество средних, малых и семейных предприятий;
  • сезонность туристской деятельности, разнообразие предоставляемых услуг и ряд других проблем.

     По  данным РАТА, средняя численность  работников турфирм составляла: в  Москве — 12 человек, в Санкт-Петербурге — 17, в Приморском крае — 6 человек. Распределение турфирм по интервалам численности занятых составляет: до 3 человек — 12%, 3—5 человек — 51%; 6—10 человек — 24%; 11—30 человек — 9%; более 31 человека — 4%.

     Требования  к курсам общего и профессионального обучения, их продолжительность, объем специальных теоретических и практических знаний зависят от уровня подготовки: элементарного, среднего и продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма и гостиниц является одной из целей Европейского Союза.

     Из  известных учебных заведений  Европы, готовящих специалистов для  туризма, большая часть приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи ресторанного хозяйства  Англии, Франции, Бельгии и Голландии. Основной акцент при обучении в средних специальных учебных заведениях делается на приобретение практического опыта работы в гостиницах и ресторанах на базе основного общего образования (продолжительность обучения составляет 10-12 лет). Получение специального профессионального туристского образования с получением сертификата о присвоении квалификации требует дополнительного (от 4 до 8 лет) обучения. Общие специальные знания включают такие дисциплины, как экономика, иностранный язык, бизнес, бухучет, юриспруденция, социально-психологические знания, специфические технологии менеджмента и ряд других, с тремя уровнями подготовки. При этом уровень необходимых специальных знаний зависит от занимаемой должности или выбранной профессии. В России, как правило, специальная профессиональная подготовка не востребована. В ряде нормативных документов она заменяется опытом работы на туристском предприятии (в том числе такие требования выдвигаются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, а также при лицензировании туристских предприятий и гостиниц).

     В международной практике используется Международная стандартная классификация профессий (МСКП-88), иногда называемая Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ). МСКП-88 используется для сопоставимости данных в экономической статистике, статистике отрасли, а также для создания национальных классификаций профессий, занятий и должностей. Классификационной единицей при этом является профессия, которая определяется как совокупность задач и обязанностей, выполняемых одним лицом. При классификации профессий в группы применяются два параметра: уровень квалификации и профессиональная специализация. Уровень квалификации определяется масштабом и сложностью выполняемых функций, а профессиональная - профессиональной подготовки.

     Матрица профессионального образования  в России применительно к сфере  туризма и гостиничного хозяйства  представлена в табл. 2.

     В Перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального  образования, утвержденном приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. № 3200, непосредственно к сфере индустрии туризма могут быть отнесены следующие специальности и специализации:

     «Экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)» - со специализациями туризма, «Гостиничное хозяйство», «Транспорт» и др.;

     «Менеджмент со специализацией «Гостиничный и туристский бизнес»;

     «Социально-культурный сервис и туризм» со специализациями: «Туризм и гостиничное хозяйство»; «Ресторанный и гостиничный сервис»; «Музейно-выставочные услуги». 
 
 
 
 
 

 

     

     Таблица 2.

     Матрица профессионального  образования 

Учебное заведение Учреждения  дошкольного образования, начальная школа Основная  общая школа, полная средняя школа (гимназия, лицей) Профессиональные  училища и другие образовательные  учреждения Учреждения  среднего специального образования (техникум, колледж) Институт, академия, университет Послевузовское  образование Дополнительное  образование
Уровень образования Профессиональ-ная  ориентация Профессиональная  подготовка ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ Профессиональная  подготовка Перепод-готовка, повышение квалифи-кации
Основное  образова-ние Среднее полное общее образова-ние начальное Среднее (средне-специаль-ное), I ступень Продви-нутое, II ступень Высшее Аспирантура Докторантура
I уровня II уровня (базовое) III уровня
Сроки обучения (норматив) 2 года 3 года 5-6 лет 2-3 года 1-3 года 3,5 года (1 год  10 мес., 10 мес.) 4,5 года ( 2 года 10 мес. на основе основоного  общего образования) Не менее 2 лет Не менее 4 лет Не менее 6 лет 3-4 года 1-3 года 1-2 года
Документ  об образовании   1. АТТЕСТАТ  об окончании школы, лицея,  гимназии.

2. УДОСТОВЕРЕНИЕ  о получении профессии (профориентация, начальная профессиональная полготовка)

СЕРТИФИКАТ ДИПЛОМ 1. Свидетельство  о неполном высшем образовании.

2. ДИПЛОМ  о неполном высшем образовании

Диплом о  высшем образовании с присвоением  степени БАКАЛАВРА ДИПЛОМ о  высшем образовании ДИПЛОМ о  присвоении степени кандидата наук ДИПЛОМ  о присвоении степени доктора  наук 1. Диплом о  втором высшем образовании.

2. удостоверение  о повышении квалификации.

3. СПРАВКА 

Информация о работе Классификация персонала