Экскурсия «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе перед нами стояли следующие цели и задачи: рассмотреть экскурсионные возможности скандинавской столицы - Стокгольма, наиболее известные достопримечательности и малоизвестные объекты, подготовить экскурсию и изучить методику ее проведения. В ходе подготовки экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна» мы определили цели и основные подтемы экскурсии, составили список литературы, необходимой для создания буклетов и проспектов с описанием экскурсии, распределили объекты по времени и подтемам экскурсии.

Оглавление

Введение
1.Методика подготовки городских обзорных экскурсий
2.Методика проведения городских обзорных экскурсий
3.Методическая разработка экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»
1.Характеристика экскурсии
2.Маршрут экскурсии
3.Контрольный текст
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик по эксурсионной деятельности.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     2. Методика проведения  городских обзорных  экскурсий

     Методика  проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче  усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

     Задача методических приемов – обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

       Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

     – приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

     – приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

     Методические  приемы подразделяются на несколько  групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых  – помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом  и экскурсантами; приемы, задача которых  добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

       В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

     Приемы  показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

     Приемы  рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

       Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные – приемы непосредственного проведения экскурсий.

       Методические приемы, как было сказано ранее, делятся на общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ; частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих); единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Такие приемы, как правило, являются "находкой" одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии; приемы, используемые в определенное время года, дня.

       При использовании методических приемов экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы, (например, знакомство со стилями в архитектуре, разновидностями монументальной скульптуры). Одни экскурсоводы используют на практике все приемы, другие ограничиваются двумя-тремя, третьи – не используют методические приемы. Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, не меньшую роль играет его умение применять на экскурсионном маршруте изученные приемы во всем их разнообразии. Сделать это могут профессионально подготовленные экскурсоводы.

     Структура городской обзорной экскурсии начинается с краткого введения, затем следует  основная часть, в процессе которой  освещаются подтемы экскурсии. После  знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

     Городская обзорная экскурсия – экскурсия  высокой категории сложности  и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими  приемами ее проведения.

     При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.

     Использование приема «общего знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных  городах нашей страны. Поэтому в методическом кабинете бюро рекомендуется сделать карточки со сведениями о тех городах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.

     Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные  логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы; экскурсии в единое целое. Часто используется прием вопросов и ответов, вводятся элементы ритуала, чтения надгробных надписей, прием реконструкции.

     Из  других методических приемов в экскурсию  следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у  Вечного огня Славы и братских могил. Во время выходов для осмотра  основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.

     Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся  в том, что в ней каждый объект раскрывается с учетом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников дается исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной.

     Методические  приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию; а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).

     Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

     Из  других методических приёмов в экскурсию  следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у  Вечного огня и братских могил. Во время выходов для осмотра  основных объектов успешно используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов. Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учётом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников даётся исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной.

     Особенностью  обзорной экскурсии является постоянное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня.

     Городские обзорные экскурсии – самые посещаемые в структуре экскурсионного обслуживания бюро занимают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых и школьников, учителей и тружеников сельского хозяйства, местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объемом материала, степенью его сложности и числом включенных объектов.

     В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, проблемами, объектами.

     Методика  проведения экскурсий в широком  плане представляет собой систему  задач и требований, способов и  приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных  по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой – она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

  1. Методика разработки экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»
      1. Характеристика экскурсии 

      Тема: «Стокгольм — маленькая волшебная страна».

      Вид экскурсии: городская обзорная.

      Продолжительность: 57 минут.

      Цель: познакомить экскурсантов с достопримечательностями Стокгольма, наиболее значительными его памятниками архитектуры и искусства – дворцами, парками, площадями, соборами, музеями, расширение кругозора и эстетического воспитания экскурсантов.

      Подтемы: Современный Стокгольм – объект культурного наследия Швеции. Дворцы, парки, площади, соборы и музеи – хранители истории и неповторимой самобытности города.

      Объекты показа: Королевский Дворец, Городская Ратуша, Собор Св. Николая, Площадь Стурторьет, Нобелевский музей, Риддерсхольмкиркан , Корабль-музей «Васа», парк Юнибакен, Скансен, Национальный музей, замок Дроттингхольм.

      Приемы  показа: прием предварительного осмотра, экскурсионный анализ, прием интеграции, прием переключения внимания.

      Приемы  рассказа: прием характеристики, прием описания, прием объяснения.

      Маршрут: Старый город (Гамла Стан) — Королевский Дворец — Смена караула — Городская Ратуша — Собор Св. Николая — Площадь Стурторьет — Нобелевский музей — Риддерсхольмкиркан — остров Юргорден — Корабль-музей «Васа» - парк Юнибакен — Скансен — Национальный музей — замок Дроттингхольм.

      Экскурсанты: студенты группы 170763.

      Экскурсовод: Карачевцева Надежда Николаевна 

      3.2. Маршрут экскурсии 

    Точка №1. Центральный вокзал. Место встречи экскурсовода с группой. Вступительное слово экскурсовода (1 минута).

    Точка № 2. Кафе «Vala». Завтрак.

    Точка №3. Старый город — Гамла Стан. Экскурсовод рассказывает об истории зарождения королевства Швеция, а создании домов, жизни людей, строительстве зданий (5 минут).

    Точка №4. Королевский Дворец. Экскурсовод рассказывает об истории возведения и традициях, связанных с дворцом (3 минута).

    Точка №5. Смена караула. Экскурсовод рассказывает об этом интереснейшем событии и вместе с экскурсантами наблюдает за действием (2 минуты).

    Точка №6. Торговая Ратуша. Экскурсовод рассказывает о значении и истории строительства здания (3 минуты).

    Точка № 7. Собор Св. Николая. Экскурсовод рассказывает о времени создания, об убранстве собора, об произведениях искусства, находящихся в соборе (2 минуты).

    Точка № 8. Площадь Стурторьет. Экскурсовод рассказывает о назначении площади, об истории и особенностях современности (3 минут).

    Точка № 9. Нобелевский музей. Экскурсовод рассказывает об истории создания музея, о самом Нобеле и об экспонатах музея. (2 минута).

    Точка № 10. Церковь Риддерсхольмкиркан. Экскурсовод рассказывает  об истории возведения церкви, о ее назначении и об исторических событиях, связанных с церковью. (3 минут).

Информация о работе Экскурсия «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»