Экскурсия «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе перед нами стояли следующие цели и задачи: рассмотреть экскурсионные возможности скандинавской столицы - Стокгольма, наиболее известные достопримечательности и малоизвестные объекты, подготовить экскурсию и изучить методику ее проведения. В ходе подготовки экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна» мы определили цели и основные подтемы экскурсии, составили список литературы, необходимой для создания буклетов и проспектов с описанием экскурсии, распределили объекты по времени и подтемам экскурсии.

Оглавление

Введение
1.Методика подготовки городских обзорных экскурсий
2.Методика проведения городских обзорных экскурсий
3.Методическая разработка экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»
1.Характеристика экскурсии
2.Маршрут экскурсии
3.Контрольный текст
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик по эксурсионной деятельности.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

     КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  СЕРВИСА 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма»

     Экскурсия «Стокгольм — маленькая, волшебная страна» 
 
 

     Выполнила:

     студентка группы 170763             Карачевцева Н.Н.

      

     Руководитель:

     к.э.н., доцент             Вишневская Е.В. 
 
 
 
 
 

Белгород, 2011 

     Содержание 

     Введение          3

  1. Методика подготовки городских обзорных экскурсий 4
  2. Методика проведения городских обзорных экскурсий 10
  3. Методическая разработка экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»         15
    1. Характеристика экскурсии      15
    2. Маршрут экскурсии       16
    3. Контрольный текст       18

     Заключение         41

     Список  использованных источников     42

     «Портфель экскурсовода»       43 
 
 
 

     Введение

     Города  как исторические центры развития общества с многообразием их культурных памятников, отражающих развитие промышленности, культуры, науки, архитектуры, предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. В каждом городе можно найти сотни парков, скверов, музеев, памятников, храмов, отражающих уровень духовного развития народа, его неповторимой самобытности и культуры.  Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее.

     В настоящей работе перед нами стояли следующие цели и задачи:  рассмотреть  экскурсионные возможности скандинавской  столицы - Стокгольма, наиболее известные достопримечательности и малоизвестные объекты, подготовить экскурсию и изучить методику ее проведения. В ходе подготовки экскурсии «Стокгольм — маленькая, волшебная страна» мы определили цели и основные подтемы экскурсии, составили список литературы, необходимой для создания буклетов и проспектов с описанием экскурсии, распределили объекты по времени и подтемам экскурсии.

     Объектом  данной работы послужили городские  обзорные экскурсии. Предметом выступила  обзорная экскурсия по памятным местам и достопримечательностям столицы Швеции - Стокгольму.

     Актуальность  настоящей темы обусловлена тем, что обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов. Обзорные экскурсии позволяют за короткое время получить общее и  цельное представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием.

     1. Методика подготовки  городских обзорных экскурсий

     Создание  новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий  активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся  в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

     Экскурсия – это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

       В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

       – разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

     – подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

       Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

     Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях  и больше, в зависимости от сложности  темы. В большинстве своем это  работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

       Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

     Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии  более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.

     При подготовке обзорной экскурсии следует  помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие  друг от друга подтемы, определяет сложные  логические переходы от одной подтемы  к другой, с помощью которых  экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.

     Городская обзорная экскурсия начинается с  определения тематики и распределения времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них. Это будет справедливо и для Стокгольма.

     При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе  обязательных могут быть следующие  подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное  движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; народно-освободительное и революционное движение; развитие города. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Здесь необходимо рассказать что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей.

     В таких экскурсиях необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества – закономерный процесс. Экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

     При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

     Многоплановый характер городской обзорной экскурсии  вызывает определенные трудности в  выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности; объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30–40 мин), что и было учтено в ходе подготовки экскурсии «Киев. Сквозь призму современности».

     Определение тематики – один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени  для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически всё время посвящено рассказу о современности.

     Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

     Если  на маршруте встречаются памятники, привлекающие внимание экскурсантов, но не имеющие отношения к теме, необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскурсантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных  методической разработкой.

     В содержании экскурсии должен быть пропорционально  распределён местный и государственный  материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны.

     Многоплановый характер объектов городской обзорной экскурсии предъявляет особые требования и к комплектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами.

     В городской обзорной экскурсии рекомендуется  посещение музеев, которое предусматривается  на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию определяется, какая подтема раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не могут быть достаточно полно освещены при показе городских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как правило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на осмотр краеведческого музея в городской обзорной экскурсии, значительно меньше времени проведения специальных экскурсий по музею и составляет не более 30– 40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экскурсии, полностью из показа исключаются.

     Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15–25 мин, так как они дают представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.

     Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскурсии показывал один и тот  же экскурсовод, что помогает сохранить  целостность экскурсии и логическую конструктивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии самостоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскурсии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста положительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В случае успешного ее проведения оформляется допуск экскурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.

     Подготовка  городской обзорной экскурсии более  сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, архивные источники, отобрать, подготовить и перефотографировать иллюстративный материал, используемый для издания буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.

     На  методическом совете обсуждаются предварительные  итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разрешении остановок автобусов на маршруте.

     Текст экскурсии передается на рецензирование и утверждение. В бюро организуются прослушивание, прием и реклама  экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке.

     Решающее  значение в успехе разработки новой  экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

       Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России. 

Информация о работе Экскурсия «Стокгольм — маленькая, волшебная страна»