ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, согласно которому проблема экологического туризма имеет практическую значимость в настоящее время и требует детального рассмотрения.

Целью курсовой работы является изучение перспектив и проблем развития экологического туризма в Республике Алтай.

Оглавление

Введение 3
Экологический туризм……………......................................................5
Сущность, понятия и принципы………………………………………5
Проблемы формирования экологического сознания личности……9
Экологический туризм: перспективы и проблемы Республики Алтай…………………………………………………………………...11
Перспективные направления развития экологического и сопутствующих с ним видов туризма в Усть-Коксинском районе………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Введение 1.docx

— 70.94 Кб (Скачать)

А также нужно учитывать  при разработке схем туристических маршрутов и выборе природоохранных объектов на Алтае до сих пор не уделяется необходимого внимания соответствующим экологическим проработкам. Последние, очевидно, должны учитывать распределение комплексов физико-химических загрязнений, как природного, так и антропогенного происхождения. Учесть первые можно по данным геофизических и геохимических исследований. По вторым накоплен достаточный банк данных, однако, к сожалению, доступ к нему ограничен. Вместе с тем, по Алтаю, даже в тех трудах, которые претендуют на разработку основ природопользования (Рудский, 1997), совершенно отсутствуют азы элементов анализа геофизических и геохимических полей. Поэтому часть туристических маршрутов проходит через участки радиоактивных аномалий, пересекает водоисточники, испытывающие влияние неблагоприятных геохимических факторов.

Имеется определенная зависимость  между туристическими объектами  и природоохранными зонами, которая  также должна детально прорабатываться  при разработке схем маршрутов. Выбор природоохранных объектов, проводимый в настоящее время, на наш взгляд, глубоко ошибочен. Вполне обоснована серьезная озабоченность состоянием окружающей среды Алтайского заповедника в связи с нахождением его на трассе траекторий ракетных систем, использующих в качестве топлива высокотоксичный гептил (Волков, Кличевский, 1998). Поэтому официально рекомендуемый в настоящее время выбор в качестве заповедной зоны Тигирецкого объекта, находящегося в районе падения ступеней ракет 1-ой очереди, противоестественен по самой сути. Заповедник для охраны живого мира принципиально не совместим с использованием этих же территорий в качестве свалки (хотя бы и космического мусора).

Присутствуют здесь и  «придворные» (узко региональные) интересы. Если мыслить с природоведческих позиций, создание на Алтае «своего» лесного высокогорного заповедника (при наличии подобных в районе Телецкого озера и в истоках Катуни) не столь уж приоритетная задача, как, положим, создание экосистемного борового заповедника на одной из соответствующих «лент» Алтая. Это, по данным лесоведов (Парамонов и др., 1998), уникальные леса мира.

Если подходить к разработкам  систем и схем туристического обслуживания населения с современных научных позиций, то следует кардинально пересмотреть существующие ныне подходы к этой сфере.

  1. Перспективные направления  развития экологического и сопутствующих с ним видов туризма в Усть-Коксинском районе

 

Алтай мировая сокровищница, в которой хранятся загадки древних  цивилизаций и народов, оставивших свой след в истории этой прекрасной горной страны. Не случайно туристы  и ученые из многих стран мира посещают Алтай как свою прародину, веря, что  их предки когда-то жили в этом чудесном уголке.

В настоящее время в  Республике Алтай туризм - одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в ведущую отрасль экономики республики. Здесь практически в каждом районе можно прибыльно и перспективно развивать туризм. Одним из таких районов, располагающим значительными природно-ландшафтными и культурно-историческими ресурсами, является Усть-Коксинский район. На его территории находятся объект Всемирного наследия ЮНЕСКО - гора Белуха, государственный природный биосферный заповедник «Катунский», природный парк «Белуха» и т. д. Около тысячи озер придают этой местности особую живописность и красоту. Ученые отмечают и особый биоэнергетический потенциал горы Белухи и Уймонской долины, на это одним из первых обратил внимание известный философ, художник и путешественник Н.К. Рерих, посетивший Усть-Коксинский район в 1926 году.

У подножия Белухи по древним  легендам находится Беловодье -страна вечного счастья, край молочных рек, изобильных берегов и духовной свободы. Описания, данные в тексте сказаний, с точностью до деталей совпадают с реальными алтайскими пейзажами.

На территории района много  археологических памятников, памятников природы, которая для алтайцев имеет культурно-историческую значимость.

Усть-Коксинский район по данным многочисленных экологических  исследований остается территорией, наиболее чистой и нетронутой современной  цивилизацией. Именно в Усть-Коксинском районе находятся один из 23 биосферных заповедников страны, единственный природный  парк Республики Алтай, два природных  объекта мирового наследия из пяти, которыми обладает Республика Алтай, и  множество уникальных памятников природы.

Национальныи парк  в  Усть-Коксинском районе  обладает значительными, нередко уникальными, рекреационными ресурсами, а существующее функциональное зонирование в национальных парках способствует рационализации туристской деятельности на его территории.

Развитие туризма в  районе имеет, на наш взгляд, хорошие  перспективы, поскольку это есть способ привлечения финансовых средств.

Однако, здесь необходимо развитие лишь некоторых видов туризма, прежде всего экологического (экотуризма). Содержание экотуризма наилучшим образом  отражено в определении С.Г. Гужина, М.Ю. Беликова и Е.В. Клименок : «В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов». [3] Экотуризм может быть представлен научным и познавательным видами туризма. Растительный и животный мир района богат и разнообразен. Более 1500 видов растений, большинство из которых являются ценнейшим лекарственным сырьем, сосредоточено на территории района. В связи с особенным геологическим строением земной коры все растения обладают повышенной биологической активностью.

Научный туризм предполагает участие в исследовании природы (полевые наблюдения, орнитологические туры, научные экспедиции, полевые  практики студентов, школьников - эколагеря  и др.).

Познавательный туризм в  Усть-Коксинском районе  связан с  познанием окружающей природы и местной культуры по специально разработанным экологическим тропам. В Усть-Коксинском районе есть большие перспективы для развития познавательного туризма, охотничьего и рыболовного туризма, альпинизма, туризма связанного со сбором лекарственных трав и просто экскурсионного туризма. В районе есть несколько туристических баз кемпингового уровня и одна турбаза “Кучерла” с уютными комфортабельными номерами и рестораном. Из археологических памятников в районе есть наскальные рисунки на правом берегу реки Кучерла (“Кучерлинская писаница”), раскопанные курганы, “каменная баба” в 20 км от Тюнгура вниз по Катуни. Культурный туризм в этом районе включает маршрут по старообрядческим селам Уймонской долины: Мульта, Тихонькая, Верхний Уймон, Гагарка. Здесь есть действующие церкви русских-старообрядцев, переселившихся на эти земли в конце XVIII века. В селе Верхний Уймон находится небольшой музей старообрядчества, в котором представлены предметы быта, посуда, старые книги и другие интересные экспонаты, собранные энтузиастами.[5]

Большую роль в придании необходимой привлекательности  туристическому путешествию, удовлетворении пожеланий и интересов туристов играет маршрут. Выбор и разработка того или иного маршрута связаны, прежде всего, с целями поездок туристов именно в Усть-Коксинский район. Поэтому  туристические фирмы обязаны  хорошо знать туристские ресурсы, которые  могут привлечь внимание туристов, и умело использовать их при разработке конкретных туристских маршрутов.

Методика разработки экскурсионного маршрута:

1. Выбрать тему экскурсии  (в названии должна быть «изюминка»).

2. Составление библиографии (список литературы основной и  дополнительной).

3. Сбор материала и  его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.

4. Отбор и изучение  экскурсионных объектов, которые  имеют непосредственное отношение  к теме, объекты должны обеспечивать  непрерывное воздействие на участников  экскурсионного маршрута. Должно  быть оптимальное количество  объектов.

Среди других видов туризма  в районе перспективен также спортивный туризм: пешеходный, водный и альпинизм.

Пешеходный туризм имеет  самую разнообразную сеть маршрутов. Но основная часть проходит по Катунскому хребту через горные озера и ледники. Здесь можно совершить походы наивысшей категории сложности. Чаще всего маршруты начинаются в  селах Тюнгур и Мульта. Одним из наиболее популярных является маршрут 317 - "рериховский": с. Тюнгур - р. Кучерла - о. Кучерлинское - перевал Кара-Тюрек - о. Аккемское - р. Аккем - перевал* Кузуяк - с. Тюнгур. Наиболее благоприятные  месяцы для путешествий - август, сентябрь.

Хребты Теректинский, Холзун и Листвяга привлекательны для туристов, не имеющих большого опыта путешествий  и предпочитающих спокойные малолюдные маршруты.

Альпинизм и горный туризм. Альпинистов интересует в этом районе только массив Белуха. Лагеря располагаются, как правило, либо на Аккемском озере, либо у Катунских ледников, куда их доставляют вертолеты.

Горные туристы проходят преимущественно по категорийным перевалам  массива Белухи. Подходы осуществляются со стороны с. Тюнгур по долинам р. Кучерлы или р. Аккем. Наиболее подготовленные группы связывают в своих маршрутах  массивы Белуха и Биш-Иирду в  Северо-Чуйском хребте.

Лыжные туристы начинают появляться в ноябре, а последние  группы можно видеть в марте. Их маршруты, как правило, тяготеют к северным поперечным долинам Катунского хребта: Мульты, Нижнего Курагана, Кучерлы, Аккема. Некоторые группы прокладывают свои маршруты по Теректинскому хребту и Листвяге. Зимние походы проходят в условиях лавиноопасности.

Водный туризм. Большой  популярностью у туристов-водников пользуется р. Катунь. Большинство участников сплава по Верхней Катуни добирается к началу сплава с территории Восточного Казахстана через села Берель и Язевка, меньшая часть - совершив пеший переход  с грузом по долине реки Нижний Кураган  от с. Катанда и далее через  перевал Йондо на Верхний Кураган, или по долине р. Кучерлы и через  перевал Йондо-Айры также на Верхний  Кураган. Сплав по средней Катуни начинается в с. Усть-Кокса. В зависимости  от протяженности сплава по Катуни можно совершать походы до 5-й  категории сложности.

Река Кокса и ее долина во всех частях живописны, они интересны  для групп, не имеющих большого опыта  сплава (2-я категория сложности  с пешей заброской).

Довольно интересны, но менее  популярны притоки Катуни: Кучерла, Верхний и Нижний Кураган. Кучерла для сплава доступна только группам, имеющим большой туристский опыт.

Так же имеются предпосылки  для организации религиозного туризма, поскольку на территории Усть-Коксинского  района расположена высшая точка  Сибири – гора Белуха, являющаяся важнейшим  рекреационным объектом.

Белуха привлекает к себе людей самых разных: туристов, альпинистов, ученых, философов, художников и многих других. Здесь, по преданиям буддистов, располагалась легендарная заоблачная страна богов Шамбала и отсюда великий Будда - Гаутама пришёл в  Индию. По другим поверьям энергетический мост связывает Белуху с Эверестом. Здесь находится пуп Земли, также  энергетически связанный с Космосом, дарующий людям заряд бодрости и  здоровья.

В 1980-е годы Усть-Коксинский район по разным оценкам посещало от 8 до 12 тыс. человек ежегодно, и  около двух третей из них ходили именно к Белухе. В настоящее время  число туристов сократилось до 3-4 тыс. человек.

Часть от общего потока составляют туристы, прибывающие в район  по религиозным и иным мотивам (паломники). Сюда их влечет, как отмечается, особый биоэнергетический потенциал горы Белухи (и в некоторых случаях  – Уймонской долины), на который  одним из первых обратил внимание известный философ, художник и путешественник Н.К. Рерих, посетивший Усть-Коксинский район в 1926 году. С тех пор наш  район стал своеобразной Меккой для  поклонников его творчества. С 1970-х  годов они регулярно приезжают  в Усть-Коксинский район, некоторые  из них остаются на постоянное место  жительства. К настоящему времени  сформировалось несколько мест компактного  проживания поклонников творчества Н.К. Рериха на территории района, прежде всего в с. Чендек.

В начале 1990-х годов в  Усть-Коксинском районе прошло несколько  рериховских чтений. Следует отметить, что приезжают в район не только последователи Н.К. Рериха, но и множество  других людей, представителей разных религий, преследующих цели духовного очищения.

В чем же заключается энергия  Белухи? Во многих источниках просто говорится, что Белуха является одним из энергетических и (или) духовных центров планеты.   Некоторые философы считают Алтай местом схождения особых структур, М.Ю. Шишин назвал их «астрально-ментальными линзами», их роль – аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля – Космос. [5]

Многие люди, побывав под  Белухой (или даже просто в Уймонской  долине), отмечают наличие какой-то особой энергии, например: «Алтай –  это необычайная страна. Причём, как я успел заметить за свои путешествия, там есть места, особенно богатые  какой-то энергией, каким-то силовым  полем. И среди всех этих мест самым  сильным полем, как мне кажется, обладает его центральная часть  – Белуха и её окрестности. Там  даже природа другая».

Таким образом, можно предположить, что многие туристы посещают Белуху именно из-за ее энергии. Наиболее просто это описано в путеводителе по Алтаю [1]: «Также паломники ходят к подножию Белухи в верховья Катуни, к реке Кучерле и к Ак-Кемскому озеру. Гора Белуха воспринимается ими как своего рода аналог Джомолунгмы (Матери мира), и до сих пор последователи Рериха едут на Алтай, дабы подзаправиться «космической энергией».

Специалисты в области  психологии туризма отмечают, что  в старинных описаниях до 19-го века высокогорные, лесные и пустынные  ландшафты считались местами, полными  опасностей и неведомых сил. Даже в сказках говорится про «лес дремучий» и т.д. Индустриализация вызвала интересный поворот, когда  горы и леса в сознании людей становятся все более привлекательными, а  городской пейзаж вызывает чувство  тревоги и уныния. Отмечается также, что большинство людей, стремящихся  в горы, испытывают неудовлетворение собой, страх перед «несправедливым» миром, который, как правило, ассоциируется  с урбанизацией. Поэтому постоянную тягу многих горожан к путешествиям в горы, наполненных яркими эмоциональными переживаниями, можно расценить  как желание компенсировать неполноту  и «пустоту» обыденной жизни. Это, пожалуй, один из истинных мотивов, который движет большинством любителей  активного отдыха в горах.[3]

Информация о работе ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ