ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, согласно которому проблема экологического туризма имеет практическую значимость в настоящее время и требует детального рассмотрения.

Целью курсовой работы является изучение перспектив и проблем развития экологического туризма в Республике Алтай.

Оглавление

Введение 3
Экологический туризм……………......................................................5
Сущность, понятия и принципы………………………………………5
Проблемы формирования экологического сознания личности……9
Экологический туризм: перспективы и проблемы Республики Алтай…………………………………………………………………...11
Перспективные направления развития экологического и сопутствующих с ним видов туризма в Усть-Коксинском районе………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Введение 1.docx

— 70.94 Кб (Скачать)

Аттрактивность, доступность, инфраструктурная значимость во многом определяют развитие туризма в регионе, на определенной территории.

В 1998 году пять территорий Алтая  включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Международные эксперты сделали  заключение, что гора Белуха, Катунский  и Алтайский заповедники, Телецкое озеро и плато Укок заслуживают  интереса всего человечества. Поэтому  ЮНЕСКО популяризирует Алтай как интереснейшее место рекреации и туризма. Как следует из последних документов (10 сентября, 2007 года), специалистами ЮНЕСКО было подчеркнуто, что внимания требует не просто развитие туризма, а именно – развитие экологического туризма, не приводящего к разрушительным и деструктивным последствиям.

Основное понятие экологического туризма заключается в том, что это одно из важных производств международного значения. Он является валютным источником многих стран и важным источником ВНП. Всё большее число специалистов ясно осознают, что истинная привлекательность туризма заключается в том, что современники освобождаются от досады, упиваясь горным и водным ландшафтом и пейзажем, возвращаясь в идиллическую обстановку и наслаждаясь радостью слияния человека с природой. Экологический туризм шаг за шагом оживляется и процветает, идя в ногу с веянием охраны окружающей среды и уважения природы. По-разному называют экологический туризм,

например, мягким туризмом (Soft tourism), зеленым туризмом (Green tourism), маловлияющим туризмом (Low-impact tourism), натуральным туризмом (Nature tourism), выдержанным туризмом (Sustainable tourism) и прочими. Считается, что экологический туризм - это способ использования туристских ресурсов при предпосылке, в основном, охраны и разумного использования ресурсов. Ведущей целью является туризм, сопровождаемый осуществлением выдержанного развития и доброкачественной циркуляции эколого-экономической системы туристской зоны. Имеются два типа экологического туризма. Первый не разрушает экологию, его лозунг - выбрось рыболовную сеть, отбрось твоё ружьё, возьми фотоаппарат. Второй тип ставит целью удовлетворения сильной потребности человека в природной обстановке в уходе от урбанизации.

В настоящее время, как  в России, так и в Республике Алтай, еще не сложилась устойчивая модель управления туризмом как отраслью экономики. Это утверждение подтверждает факт постоянного изменения органа государственной власти, координирующего деятельность туристических организаций. Гак, с 1992 по 1997 год туризмом ведало Министерство культуры и туризма, в рамках которого вопросами развития туризма занималось всего 2 человека. В 1998 году в правительстве Республики Алтай выделяется отдельная структура управления туризмом - Комитет по туризму Республики Алтай: в это время, количество туристов, посетивших регион, возросло по сравнению с прошлыми годами, и составило примерно 40 тыс. человек в год, число объектов размещения составило 14 общей вместительностью 2361 койко-мест.

Однако в 1999 году вновь  происходят изменения в аппарате правительства, и образуется новая структура - Комитет по физической культуре, спорту и туризму Республики Алтай. Налоговые поступления от туристической деятельности в 1999 году сократились, и содержание комитета было для правительства невыгодно. Тем не менее, дальнейший рост индустрии туризма, увеличение потока туристов в регион приводят к необходимости создания органа, который бы регулировал эту систему. Так, в 2000 году создается Комитет по туризму Республики Алтай, который просуществовал до декабря 2002 года, после чего был преобразован в Министерство по туризму. Создание такой структуры подтверждает выбор туризма как ведущей отрасли специализации экономики Республики Алтай, что в дальнейшем позволит эффективно использовать потенциал территории при сохранении экологического и культурного равновесия.

Структура управления туристической  отраслью в рассматриваемый период осуществлялась согласно авторитарной модели управления, предусматривающей наличие сильного авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Однако, в отличие от мирового опыта, из бюджета республики на развитие туризма не выделялось достаточного количества финансовых средств.

Основными направлениями  деятельности Министерства по туризму были контроль и регулирование деятельности туристических предприятий; помощь в развитии всех видов туризма; формирование нормативно-правовой базы в сфере туризма; регистрация туристических предприятий; формирование базы данных туристической индустрии; разработка инвестиционных проектов в области массового отдыха и туризма; обучение; подготовка и аттестация туристских кадров; реализация имиджевой политики; маркетинговая деятельность.

Была осуществлена аналитическая и практическая работа с турпредприятиями республики, рекламная имиджевая деятельность, были привлечены инвестиции, оказана помощь в получении кредитов туристическими предприятиями и повышение налогопоступлений в бюджет республики, произошло упорядочение деятельности юридических и физических лиц, осуществлявших деятельность, связанную с туристической отраслью, рекламация всех видов туризма.

С приходом нового главы  республики меняется структура правительства, из нее исключается Министерство по туризму и создается Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и туризму. На наш взгляд, вновь созданная структура правительства не определяет туризм как одну из ведущих отраслей экономики региона, как это было ранее.

Представляется, что для  республики в большей степени  подходит авторитарная модель управления; создание такой структуры управления, где при Министерстве регионального развития будут созданы два департамента: сельского хозяйства и туризма. Поскольку республика определяет две ведущие отрасли, то и регулирование этих отраслей должны осуществлять два равноправных госоргана. В департаменте туризма, видимо, можно выделить несколько ведущих специалистов, отвечающих за наиболее важные направления государственной политики в области туризма. Такими направлениями могут быть формирование имиджевой политики, стратегии развития отрасли, кадровой и инвестиционной политики в сфере туризма; контроль за соблюдением организациями и гражданами действующего законодательства РФ и Республики Алтай.

Видимо, необходимо в каждом административном районе республики создать подразделение или поручить конкретному сотруднику отвечать за координацию развития туризма. В департаменте по туризму должна осуществляться координация межрайонных связей. Обязательным условием для специалистов должно быть образование, либо стаж работы в этой сфере. [9]

Признание туризма ведущей  отраслью экономики республики предопределяет принципиальное изменение деловой  стратегии и тактики управления отраслью.

Богатейший ресурсный  потенциал дает возможность реализовать  в Республике многочисленные функции туризма, в том числе рекреационно-оздоровительную и информационно-познавательную. Разнообразные природно-ландшафтные и историко-культурные памятники представляют широкие возможности для развития туризма и создания многочисленных туристических комплексов. Использование ресурсного потенциала туризма на Алтае имеет специфические особенности: природно-ландшафтные и историко-культурные ресурсы взаимосвязаны: они одновременно представляют собой и уникальные природно-ландшафтные объекты, и важные историко-культурные памятники. Чаще всего их значимость можно разделить только условно, а поэтому использование в туризме должно осуществляться на основе комплексного подхода, в развитии взаимодополняющих видов туризма (активные, спортивные и историко-культурные, познавательные туры). [14]

Туристские центры - это  местности, территории, которые являются местами туристского пребывания, имеют удобное транспортно-географическое положение. Туристские центры, их типология  прямо связаны с определенными видами туризма, которые могут развиваться на данной территории. Создание и размещение туркомплексов в современном турбизнесе ориентировано на важные факторы устойчивости к антропогенным нагрузкам, учету экологического состояния среды. Кроме того, соответствие туристско-рекреационных ресурсов технологическим, физическим и психологическим критериям - основа создания современных, высокоэффективных туристских комплексов.

В докладе «О состоянии  окружающей среды Республики Алтай  в 2001 году» отмечается, что количество рекреационных стационаров на Алтае  возросло более чем в десять раз, причем большинство этих объектов концентрируется в Чемальском, Алтайском районах вдоль русла Катуни, вокруг Телецкого озера. Это приводит к ненормативному повышению антропогенных нагрузок на территорию, постепенной деградации и уничтожению ценных природных объектов (оз. Ая, Манжерок и др.).

Сложившаяся ситуация является результатом стихийною развития туризма. Продуманное научно-обоснованное включение территорий в сферу развития туризма и размещение на них туристских комплексов -важное условие успешности развития туризма в современных условиях. В ближайшей перспективе на Алтае целесообразно создание небольших по пропускной возможности, но разнообразных специализированных функциональных рекреационно-туристских комплексов, предполагающих вариативность услуг, технологий обслуживания и цен.

Концепция формирования туркомплексов  должна быть основана на обязательности учета особенностей природно-ландшафтных  и историко-культурных ресурсов развития туризма каждой территории, района. Реализация этого подхода дает возможность использования новых рекреационных территорий, изменения в организации и потреблении традиционных туристских услуг в местах с повышенными антропогенными нагрузками, и, как следствие, развитие адекватного туризма на основе всех имеющихся туристских ресурсов.

При дифференциации спроса, дальнейшей диверсификации туризма  в традиционных путешествиях на Алтае  с целью отдыха и развлечений  отмечается тенденция развития инновационных  видов туризма: историко-культурного, этнического, деревенского (сельского), экологического, приключенческого, круизного, конгрессно – делового. Туризм со всей очевидностью развивается с ориентацией на спрос.

На Алтае инновационные, нетрадиционные виды туризма могут  развиваться специфично, с учетом уникальных особенностей истории и культуры аборигенных народов.

Актуальным направлением развития туризма на Алтае является экологический (устойчивый) туризм, принципы которого были сформулированы Всемирным советом по путешествиям и туризму. В них утверждается необходимость сохранения экологической, культурной, экономической устойчивости, что предполагает необходимость программно-целевого подхода к развитию туризма. В развитии экологического туризма на Алтае закономерен процесс сближения, комплексности с другими видами туризма: спортивным, историко-культурным, этническим (познавательным).

Традиционно алтайцы придают  особую значимость природным объектам, поклоняются им, одухотворяют их. Алтай на протяжении всей своей истории является местом совместного проживания многих этносов и народов. На этой территории множество древних памятников: поселений, могильников, пещерных стоянок, наскальных изображений, религиозных и культовых объектов. На протяжении тысячелетий сталкивались и смешивались различные народы, этносы, формировались различные убеждения и специфическое мировоззрение. В настоящее время, когда идет поиск

духовно-нравственных ориентиров, определение своего места в системе  мироздания, Алтай становится особенно интересен для организации экологических и историко-культурных, религиозно-паломнических, этнических путешествий. Этнокультурное наследие Алтая иллюстрирует особое отношение к природе. Почитание духов гор восходит к общему мифическому представлению о том, что гора - это своеобразная дорога к небу, богам неба. Эта особенность мировоззрения алтайцев как форма восприятия окружающей среды, стремление объяснить взаимную обусловленность, связь человека со средой обитания, видимо, стала основой того, что до наших дней на Алтае сохранена природная и культурная среда. Гора Белуха, с которой связаны многочисленные мифы, легенды, в настоящее время является интереснейшим туристским объектом, поскольку рассматривается в соотнесенности с «Сокровенным сказанием о Беловодье», с «Шамбалой Сияющей». Описания, данные в текстах этих древних сказаний, удивительным образом совпадают с реальными пейзажами г. Белухи и ее окрестностей. О Катун-Баш существует множество преданий, утверждающих особое, космическое предназначение этой величественной горы. Н.К. Рерих считал Белуху духовным и энергетическим центром Азии.

Комплексность природно-ландшафтного и историко-культурного по- 
тенциала Алтая дает возможность развивать целый ряд нетрадиционных 
видов туризма, которые предполагают «погружение в природную и историко-культурную среду»: сельские (деревенские), этнические, флористические туры, маршруты к местам обитания маралов, туры к горным озерам, водопадам, пещерам.

Проблема использования  ресурсов потенциала туризма предполагает и пересмотр подходов к предоставлению услуг. В настоящее в практике туристского обслуживания доминирует «достаточно узкий стереотипный портрет среднего туриста» и его потребностей. Именно этот образ определяет целевой туррынок, на который и направлены туристическая политика и организационная деятельность: инфраструктура, услуги, ценовая политика».

Алтай является территорией, где перспективно развитие так называемого альтернативного туризма, в котором преобладает спрос на интересные, необычные туры и маршруты (экологические, романтические, приключенческие и т.д.) среднего ценового и экономического уровня. Для их организации можно использовать размещение в поселках, селах, небольших гостиницах, палатках. Таких туристов привлекают необычные впечатления, местная среда, интересная туристская программа, приемлемый сервис, - для этого могут быть использованы юрты, аилы, небольшие деревянные домики (бунгало), дома, гостевые квартиры, пансионаты.

Все это формирует экзотические впечатления, дает редкую возможность ближе познакомиться с историей, культурой, бытом, национальной кухней, при этом вполне возможно использование интереснейших природно-ландшафтных зон, предоставление условий уединенности, «свидания с природой».

Таким образом, в организации экологического туризма в Республике Алтай, нужно решить следующие проблемы:

  1. Нагрузка на окружающую среду некоторых туристских пунктов.
  2. Относительно тяжёлая ограниченность дорог и сообщений. В республике нет аэродрома. Большинство отечественных туристов тратят 5 часов в полёте из Москвы через Петербург и Барнаул до Темирской зоны.
  3. Дорога на ближайшую железнодорожную станцию Бийск плохая.
  4. Разбросанность туристских пунктов и отсутствие взаимных сообщений.
  5. Очень трудно проектировать кольцевой маршрут.
  6. Плохие условия проживания, сервис отстает от необходимых требований.
  7. Работники и служащие низкоквалифицированные, низкое качество услуг.
  8. Очень мало художественных изделий, показывающих уникальные национальные черты и стиль.
  9. Не усовершенствовались акты и нормы, связанные с туризмом.
  10. Недостаточно рекламирование.

Информация о работе ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ