Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, согласно которому проблема экологического туризма имеет практическую значимость в настоящее время и требует детального рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучение перспектив и проблем развития экологического туризма в Республике Алтай.
Введение 3
Экологический туризм……………......................................................5
Сущность, понятия и принципы………………………………………5
Проблемы формирования экологического сознания личности……9
Экологический туризм: перспективы и проблемы Республики Алтай…………………………………………………………………...11
Перспективные направления развития экологического и сопутствующих с ним видов туризма в Усть-Коксинском районе………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………….34
Содержание
Введение
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Республика Алтай, или горный Алтай, расположена в самом центре Евразии. Это край с прекрасной природой, который некоторые называют российским Тибетом. Алтай издавна славится чистейшими горными реками, альпийскими лугами, снежными шапками горных вершин и степными ландшафтами. Здесь находится самая высокая точка Сибири – гора Белуха (4506 м).
Столь разнообразный ландшафт предлагает много вариантов интересного активного отдыха и приключений практически для всех любителей активного туризма. Горный треккинг, походы, сплав по горным рекам (здесь находится знаменитая река Бия), экологический туризм, альпинистские восхождения на Белуху и другие горные массивы, конные походы, лыжный туризм – и это еще далеко не все.
Отдых на Алтае многообразен,
и можно найти путешествие
на любой вкус. В последнее время
на Алтае очень популярен
Актуальность курсовой работы определяется тем, что, при условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм приносит существенный доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит экотуризм в казну всех развивающихся стран, - большие деньги. Но разве Россия вправе игнорировать такой источник денежных поступлений в государственную казну? Проблемы экологического туризма рассматриваются во многих работах, освещающих его различные аспекты, к примеру, в работах Дроздова Н.В. Данилина Н.Р., Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. и других. Также вопросами экологического туризма занимаются такие организации как: Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, ЮНЕСКО (с 1998 года занимающаяся оценкой состояния объектов всемирного природного наследия на территории Горного Алтая).[19]
Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, согласно которому проблема экологического туризма имеет практическую значимость в настоящее время и требует детального рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучение перспектив и проблем развития экологического туризма в Республике Алтай.
Данная цель предусматривает постановку и решение следующих задач:
Появление экотуризма и его развитие объясняется стремлением свести к минимуму изменения окружающей среды. Понятие "среда" приобретает определенный смысл в зависимости от центрального субъекта системы - организма, сообщества, человека, общества, цивилизации.
Среда, окружающая человека, - понятие антропоцентрическое, показывающее , что речь идет об условиях жизни человека или населения с учетом территориальных характеристик.
История природы неразрывно связана с историей людей, создавших, "вторую природу" - искусственную среду обитания, которая вместе с природной образует единую окружающую среду. Субъект - объектные отношения (мир человека - мир природы) породили проблему взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, от решения которой зависит сохранность жизни на Земле. Одним из достойных способов разрешения этой проблемы, на мой взгляд, является экотуризм.
От экотуризма неотделимо
экологическое просвещение. Познавая
природу, туристы проникаются
И так, экологический туризм или экотуризм это — путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает „мягкое“ воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности.
В литературе встречается несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма.
Объектами собственно экотуризма
(ecotourism) могут быть как природные,
так и культурные достопримечательности,
природные и природно-
Биотуризм (wildlife tourism) - туризм, объектами
которого являются любые проявления живой
природы, будь то отдельные виды или биоценозы.
Природный туризм (nature tourism)
- туризм, объектом которого является любая
природа, как живая, так и неживая
(например, пещеры, горы, водоемы и
др.). Природный туризм включает в
себя биотуризм как одно из тематических
направлений.
Всемирная туристская организация использует
термин приключенческий туризм (adventure
tourism) в качестве более широкого понятия,
включающего в себя экотуризм. Однако
экотуризм, хотя и обладает приключенческим
элементом, не всегда подразумевает приключения
в чистом виде. Поэтому справедливо считать,
что понятия "приключенческий туризм"
и "экотуризм" во многом пересекаются,
но первое не поглощает второго.
Все большее распространение
получает агротуризм, или агроэкотуризм
(agroeco-tourism). Это туризм в сельской
местности, при котором туристы
во время своего отдыха ведут сельский
образ жизни на фермах и хуторах.
Развитие такого вида туризма наиболее
актуально для стран Западной
Европы (и отчасти США) с небольшим
процентом естественных ландшафтов
и высоким уровнем
В широком обиходе находятся также синонимичные термины устойчивый, или поддерживающий, туризм (sustainable tourism) и "зеленый" туризм (green tourism). Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Но не всякий устойчивый туризм можно считать экологическим, так как экологичные технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и даже в авиаперевозках. [18]
Подведем некоторые итоги этому краткому анализу определений экотуризма. Очевидно, если принять во внимание наиболее существенные его свойства, включаемые в большинство определений, можно выделить пять главных принципов построения и осуществления экологических туров и программ.
Экологический туризм должен быть:
Этот лаконичный перечень вполне достаточен, чтобы отличать экологические туры от жестких, неэкологичных и вообще иных форм туризма. При этом данный перечень не связывает экотуризм исключительно с некомфортабельными путешествиями в «дикую природу». В соответствии с этими принципами даже плавание на лайнере по Амазонке можно посчитать экологическим туром, при условиях, что с позиций экотехнологии этот лайнер будет совершенен, что туристы будут часто покидать судно для лодочных, пеших или верховых маршрутов, что они ознакомятся с местной природой, аборигенной культурой и экологическими проблемами региона и внесут определенный вклад в их решение, пусть даже простейшим способом -пожертвованиями на местные природоохранные проекты. [13]
Вместе с тем, приведенный пример показывает, что целесообразно различать две трактовки экотуризма - узкую (классическую) и широкую. Данный пример, очевидно, относится к экотурам в широком понимании.
Интересно отметить, что узкая трактовка экотуризма господствует в странах, обладающих обширными территориями -Канаде. США, Австралии. Такую трактовку поддерживают и развивают, прежде всего, представители «зеленого» движения.
Широкой трактовки придерживаются эксперты по туризму и его исследователи из стран Западной Европы, обладающей весьма ограниченными ресурсами «дикой природы».
Итак, экотуризм представляет
собой развивающееся
В настоящее время все больше внимания уделяется экологическому образованию и формированию экологического сознания личности. В школах, гимназиях, лицеях, колледжах, вузах читаются курсы по экологии, открываются экологические факультеты, проводятся многочисленные семинары, конференции, симпозиумы, форумы.
Такой интерес к экологической проблематике не случаен. Он, как мы считаем, обусловлен, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, человечество тревожит все более ухудшающаяся экологическая ситуация и сё «грядущие» последствия, и, во-вторых, поиск путей, способов выхода из неё. А это, по нашему мнению, в большей степени будет зависеть от экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом - её ценностных ориентации и предпочтений.
Поэтому, столь актуально, именно сейчас, в условиях имеющегося дисбаланса «общество-природа», обратить внимание, прежде всего на экологическое образование и формирование экологического сознания и экологической культуры личности, как её деятельного компонента.
Речь, следовательно, должна идти о том, что современные экологические проблемы обусловили более глубокое и многоплановое понимание гуманизма, человечности, общечеловеческих ценностей.
Они требуют не только перестройки общества, производства, но и экологического образования как системы воспитания новой морали, нравственности, формирования экологического сознания и экологической культуры личности как совокупности взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество-природа» и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активные действия в её защиту. Итогом экологического образования должно стать высокоразвитое экологическое сознание и экологическая культура личности, воспитание и формирование у неё чувства прекрасного, чувства любви к природе, и, главное, - гуманизация взаимоотношений между человеком и природой. [20]
Это, так сказать, одна сторона проблемы. Другая заключается в формировании «экологии души».
Душа, по существу - особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовный мир человека, где, так или иначе, присутствуют знания о природе, экологии, здоровье - телесном (физическом) и психологическом - в большей мере нравственном.
Человек есть душевно - телесное, психофизическое существо, он есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
Душа «формируется», совершенствуется, обретая духовную силу и объем.
Каждый человек обладает такой душой, которая свойственна именно этому человеку, являя собой нечто совершенно уникальное.
Это связано и с природной данностью, и с воспитанием - в том числе - экологическим, которое получает человек на стадии детства в семье, школе, вузе и в обществе, в жизни среди своего народа, а так же приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры. А это и является основным условием формирования «экологии души» - ее высокого духовно-нравственного содержания.
В последние годы в Республике
Алтай уделяется большое