История стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Уровень жизни каждого человека и общества в целом определяет качество товаров и услуг. Важную роль в решении проблемы качества играет стандартизация, которая являются эффективным средством управления качеством и обеспечением безопасности продукции работ и услуг. Непосредственно стандарты устанавливают определенный набор конкретных показателей качества товаров и услуг, что количественно характеризуют существенные для этого вида продукции свойства, то есть как раз те свойства, которые способны удовлетворить потребности и обеспечить надежную безопасность потребителей.

Оглавление

Введение
1. История развития стандартизации
1.1 Разносторонность стандартизации
2. Развитие стандартизации в СССР
3. Порядок разработки стандартов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Стандартизация и сертификация.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

   Стандарты, к которым мы привыкли и которые порой не замечаем, кажутся обыденным явлением, однако их влияние проявляется повсюду и без них был бы невозможен установившийся в нашем мире порядок.

   В конце XIX и в начале XX гг. были достигнуты значительные успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых в экономическом отношении странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, которое впоследствии в большинстве случаев завершилось созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 году в Англии создан Комитет стандартов, главным заданием которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику.

   Усиленная милитаризация многих стран в начале XX г. требовала производства большого числа оружия при обязательном сохранении принципа взаимозаменяемости. А это задание можно было решить лишь с помощью стандартизации. Поэтому не удивительным является тот факт, что во время первой мировой войны и сразу после нее учредили несколько национальных организаций из стандартизации, например, в Голландии (1916 г.), Германии (1917 г.), Франции, Швейцарии и США (1918 г.). В России в 1923 году создали "Комитет эталонов и стандартов".

   После Первой мировой войны стандартизацию начали все больше воспринимать как объективную экономическую необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919г.), Австрии(1920г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции и Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.), Румынии (1928 г.).

   Постоянное расширение товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в сфере науки и техники привели к учреждению в 1926 году Международной ассоциации по стандартизации (ISA). В 1939 году робота ISA была прервана Второй мировой войной. В 1943 году в рамках ООН создали Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке. В октябре в 1946 году основана Международная организация по стандартизации (ISO), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ISO является наибольшей из значительного количества международных организаций по стандартизации. Членами ISO является свыше 130 стран мира.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Разносторонность стандартизации

 

 

   Стандартизацию можно наблюдать и в живой природе. В итоге длительной эволюции созданы, сохраняются и развиваются многие виды животных и растений. Хорошими примерами стандартов, созданных самой природой, являются пчелиные соты, гнезда ласточек, плотины бобров, пение птиц, определенные звуковые сигналы у различных животных.

   Официальная стандартизация всегда завершается выпуском стандартов, эталонов или других нормативно-технических документов, которые имеют вполне определенную форму, систему индексации, порядок утверждения и характеристики, степень обязательства, сроки действия и тому подобное.

   Стандартизация в технике является своеобразным отображением объективных законов эволюции технических средств и материалов. Она не является волевым актом, который навязывается техническому прогрессу извне, а выплывает как неминуемое следствие отбора средств, методов и материалов, которые обеспечивают высокое качество продукции на конкретном уровне развития науки и техники. С годами появляются новые методы производства и материалы, которые вызывает замену старых стандартов новыми. В этом непрерывном процессе главная цель ее заключается в том, чтобы на любом этапе экономического развития общества создавать качественные изделия при массовом их изготовлении.

   Следовательно, объективные законы развития техники и промышленности неминуемо ведут к стандартизации, которая является залогом наивысшего качества продукции, который может быть достигнут на этом историческом этапе. Благодаря стандартизации общество имеет возможность сознательно управлять своей экономической и технической политикой, добиваясь выпуска изделий высокого качества.

   В условиях научно-технического прогресса стандартизация является уникальной сферой общественной деятельности. Она синтезирует в себе научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические и политические аспекты. Во всех промышленно развитых странах повышение уровня производства, улучшение качества продукции и роста жизненного уровня населений тесно связано с широким использованием стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие стандартизации в СССР

 

   Стандартизация в СССР тесно связана с системой планирования и управления народным хозяйством. Она является одним из элементов государственной технической политики. В условиях плановой социалистической экономики важнейшая особенность стандартизации - её активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных правил, норм и требований, направленных на ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции. Первый документ Советского правительства в области стандартизации - декрет СНК РСФСР от 14 сентября 1918 "О введении международной метрической системы мер и весов". 15 сентября 1925 СНК СССР принял решение о создании Комитета по стандартизации при СТО под председательством В. В. Куйбышева. Комитет 7 мая 1926 утвердил первый общесоюзный стандарт: ОСТ-1 "Пшеница. Селекционные сорта зёрен. Номенклатура". Этот стандарт получил тогда силу государственного закона. С 1936 по 1940 г., разработкой и утверждением стандартов занимались также народные комиссариаты, а с июля 1940 г. - Всесоюзный комитет по стандартизации при СНК СССР, который в 1948 был включен в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). С1951 по 1953 г. - центральным органом по стандартизации стало Управление по стандартизации при Совете Министров СССР. С 1953 по 1954 г. - Управление по стандартизации при Госплане СССР. С 1954 стандартизацией руководит Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, преобразованный в 1970году в Госкомитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). В 1963 г. - введена Международная система единиц (СИ). В1968 г. - разработан и утвержден комплекс государственных стандартов "Государственная система стандартизации" (ГСС) и были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП). В систему органов и служб Госстандарта СССР входят республиканские управления, центры по стандартизации и метрологии, а так же научно-исследовательские институты, лаборатории госнадзора за соблюдением стандартов. В отраслях промышленности, в области стандартизации работает более 600 головных базовых организаций, в том числе отраслевые научно-исследовательские институты (в судостроении, авиационной, электротехнической, электронной и радиотехнической промышленности). Основные задачи стандартизации в СССР: установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров; развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий; обеспечение единства и достоверности измерений в стране; создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности; установление унифицированных систем документации; систем классификации и кодирования технико-экономической информации; установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, в отраслях народного хозяйства; установление системы стандартов безопасности труда; установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей. С 14 октября 1970 г.- отмечается Всемирный день стандартов. 1992 г. - введен закон РФ "О защите прав потребителей". В 1993 г. - введены законы "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг". 1994 г. - создана концепция стандартизации и сертификации услуг. В 1998 г. - разработана Концепция национальной системы стандартизации. В 2002 г. - принят федеральный закон "О техническом регулировании".    Принятие данного закона считается началом реорганизации системы стандартизации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок разработки стандартов.

 

 

   Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет.

   На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России.

   Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта.

   Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня.

   Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостоверится в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требования российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям

   Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовки его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ и заказчику нормативного документа.

   Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе.

 

   Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

   При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложения в Госстандарт РФ.

   Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и взаимозаменяемость.

   Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции либо принятие нового стандарта.

   Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении Госстандарта РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший нормативный документ.

   Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт. Стандарты научно-технических обществ пересматриваются с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

   Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

   Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия.

   Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.

 

  

Заключение

 

   Следовательно, объективные законы развития техники и промышленности неминуемо ведут к стандартизации, которая является залогом наивысшего качества продукции, которое может быть достигнуто на этом историческом этапе. Благодаря стандартизации общество имеет возможность сознательно руководить своей экономической и технической политикой, добиваясь выпуска изделий высокого качества.

   В условиях научно-технического прогресса стандартизация является уникальной сферой общественной деятельности. Она синтезирует в себе научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические и политические аспекты. Во всех промышленно развитых странах повышение уровня производства, улучшение качества продукции и роста жизненного уровня населения тесно связано с широким применением стандартизации

   Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

   Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.

   Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

   В настоящее время темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации существенно снизились. В результате чего наблюдается постепенное снижение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, что свидетельствует о недостаточном участии промышленности в работах по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

   В процессе стандартизации осуществляется деятельность по установлению требований для обеспечения качества продукции, работ и услуг. Соответственно, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение качества продукта (услуги), устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие сотрудничеству в различных областях.

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе История стандартизации