Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных кластеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Так, в соответствии с предложенной темой можно определить цель работы – изучение индустрия общественного питания, как одной из составляющих туристско-рекреационных кластеров.

Для достижения указанной цели, в работе необходимо будет решить ряд задач:

◦Дать определение понятия туристско-рекреационного кластера,
◦Изучить историю развития ресторанного бизнеса в туризме,
◦Произвести обзор ресторанного бизнеса в России,
◦Рассмотреть взаимодействие ресторанного бизнеса и туризма.

Оглавление

Введение 3
1. Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных кластеров 5
1.1. Понятие туристско-рекреационного кластера 5
1.2. История развития ресторанного бизнеса в туризме 11
1.3. Ресторанный бизнес в России 17
1.4. Взаимодействие ресторанного бизнеса и туризма 23
Заключение 29
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

3685 корректировка.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Предмет: Туризм

      Тема: Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных  кластеров

      Содержание: 

 

Введение

 

      К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. Поэтому туризм и получил название «феномен ХХ века».

      Несмотря  на возникающие препятствия (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, террористические акты и др.), туризм и в настоящее время продолжает активно развиваться. Меняются формы и методы организации путешествий, возникают новые виды туризма, разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма.

      Туристы, в связи с расширением возможностей получения информации, все более активно начинают вмешиваться в процесс подготовки путешествия.

      Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие туризма будет осуществляться путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказывать дальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания.

      Развитие  туризма стимулирует так же развитие и других отраслей национальной экономики, в том числе и индустрии  общественного питания.

      В связи с описанной актуальностью в данной работе будет рассмотрена тема: Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных кластеров.

      Так, в соответствии с предложенной темой  можно определить цель работы –  изучение индустрия общественного питания, как одной из составляющих туристско-рекреационных кластеров.

      Для достижения указанной цели, в работе необходимо будет решить ряд задач:

    • Дать определение понятия туристско-рекреационного кластера,
    • Изучить историю развития ресторанного бизнеса в туризме,
    • Произвести обзор ресторанного бизнеса в России,
    • Рассмотреть взаимодействие ресторанного бизнеса и туризма.

      Так, объектом исследования в данной работе станет туристическая деятельность, а предметом - индустрия общественного  питания.

      В завершении работы будет дано заключение, в котором найдут свое отображение основные выводы по теме. 
 
 
 
 
 
 

 

1. Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных кластеров

1.1. Понятие туристско-рекреационного кластера

 

      Туристический кластер (Туристско-рекреационный кластер) - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами1.

      Цель  создания туристического кластера –  повысить конкурентоспособность территории  на туристическом рынке за счет синергетического эффекта2, в т.ч.:

    • повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
    • стимулирования инноваций,
    • стимулирования развития новых направлений.

      Создание  туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

      Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер3.

      Объективные предпосылки для возникновения  кластера были сведены М. Портером в  знаменитый «ромб конкуренции»4. Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

      По  М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса. Классическими примерами считаются кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия).

      Учитывая  неравномерность распределения  туристского потенциала на территории России, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории страны в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках.

      Для страны, стремящейся максимально  полно использовать существующий разнородный  туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существуювдих туристских регионов с целью повышения экономической эффективности их развития, Наряду с решением вопроса о приоритетах, по мнению автора назрела необходимость проведения переписи и инвентаризации туробъектов и достопримечательностей на федеральном и региональном уровнях.

      По уровню состояния материальной базы туризма территория РФ может быть распределена следующим образом:

  1. Регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма - Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, район Кавказских Минеральных вод, Калининградская область.
  2. Регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма - Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области. Республика Карелия), Среднерусский регион - Золотое кольцо, Поволжье.
  3. Районы с низким уровнем развития материальной базы туризма - Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточносибирский регион (район озера Байкал) и т.д.

      Проведенный анализ показывает, что из предпочтений, зарубежных туристов наиболее притягательными для въездного туристского потока в ближайшей перспективе будут Москва, Санкт-Петербург и Северо-Западный регион в целом, Калининградская область, район Золотого кольца, Байкал, Камчатка, Приморский край.

      Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие альтернативного направления в туризме представляет наибольший интерес с точки зрения привлечений искушенного иностранного потребителя.

      С учетом характера российских туристских ресурсов и состояния туристской инфраструктуры особый интерес для развития въездного туризма могут представлять следующие виды;

    • культурно-познавательный,
    • деловой,
    • специализированный (событийный, экотуризм, сельский туризм, охота и рыбалка, экстремальный (приключенческий) туризм, религиозный, (паломнический), этнический, крунзиый туризм),
    • инсентив-туризм.

      С учетом выявленных приоритетных видов  туризма, а также основных направляющих и принимающих рынков, можно определить перспективы развития турпотенциала регионов.

      Таким образом, инвестиции в развития турпотенциала  дают радужную перспективу, однако следует  исходить из того, что в целом  сфера гостепреимства в стране осталась на прежнем уровне и не способна без кардинального вложения средств обеспечить конкурентоспособное предложение на мировом рынке туризма.

      Особого внимания при анализе состояния  отечественного рынка заслуживает  туристская индустрия в целом  и сфера гостеприимства в частности. Наиболее существенной тенденцией, проявившейся в развитии отечественной индустрии гостеприимства, стал процесс ее интеграция в мировую. Либерализации отечественной экономики способствовала вхождению на отечественный рынок иностранных гостиничных цепей - Marriott, Radisson Hotels Worldwide, ресторанных сетей - Мс Donalds, Patio pizza и др., туроператорских цепей ТТЛ Group /Thomson Travel Group. Все они привнесли в отечественную индустрию гостеприимства отточенную технологию и отработанную глобализациоиную стратегию. Для многих из вышедших на наш рынок иностранных гостиничных компаний проникновение в Россию является составной частью процесса глобализации, которая является сегодня главной тенденцией, оказывающей влияние на развитие мирового гостиничного хозяйства. Основными формами глобализационных объединений являются гостиничные цепи, стратегические альянсы и франчайзинговые сети.

      В последние годы наблюдается постепенный, но все более масштабный переход к применению туристскими компаниями и предприятиями, особенно средствами размещения, специальных методов, обеспечивающих рациональное использование экологических ресурсов. Все более широко применяются и становятся все более популярными основанные на принципе добровольности системы сертификации, экологическая маркировка, награды за деятельность по охране окружающей среды, кодексы поведения.

      Для устойчивого развития туризма необходимо, чтобы все участвующие в этом процессе субъекты, причем на всех уровнях, ответственно и с взаимным уважением выполняли свою роль – только такой туризм может быть устойчивым.

      В России проводятся различные мероприятия, направленные на устойчивое развитие туризма, что должно:

      1) обеспечить оптимальное использование  ресурсов окружающей среды, которые  составляют ключевой элемент  развития туризма, поддерживая  основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие.

      2) уважать своеобразные социально-культурные  особенности принимающих сообществ,  сохраняя присущее им созданное  и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию.

      3) обеспечивать жизнеспособность  долгосрочных экономических процессов,  учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяли, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

      Во  всех традиционных туристских регионах имеется тенденция к образованию туристско-рекреационного кластера вблизи наиболее развитых промышленных и культурных центров. Это отрицательно влияет на развитие других территорий. Последние довольствуются эксплуатацией рыночных ниш, которые, из-за неизменной экономии, обусловленной ростом масштабов производства, находятся вне интересов крупнейших туристско-рекреационных кластеров.

      Поэтому будущее естественных и не только туристско-рекреационных кластеров  во многом будет зависеть от туристской политики, ориентированной на инновации. Такая политика должна помочь расширить жизненный цикл туристских продуктов и услуг и достигнуть постоянных показателей роста. 
 
 

 

1.2. История развития ресторанного бизнеса в туризме

 

      В дошедших до нас сказаниях и былинах, повествующих о Киевской Руси, Новгородской республике, Владимиро-Суздальском  и Московском княжествах, упоминается о богатых пирах, братчинах и игрищах, на которых князья и дружинники, да и народ посадский отмечали победы, удивляли послов иноземных обилием стола, справляли обрядовые праздники. Пиром или веселой попойкой заканчивались и всякие мирские дела, семейные события.

      Хмельное  питье (пиво, брагу, медовуху) каждая семья  варила для себя, варили и мирскую  благу, и мирское пиво для общественных нужд. Заготавливали мед в окрестных  лесах. Приготовленные из меда брага, пиво и медовое питье, так же как и мед, и вощина, широко использовались для обмена на другие продукты и товары.

Информация о работе Индустрия общественного питания, как одна из составляющих туристско-рекреационных кластеров