Английская экспедиция Уиллоуби, Ченслера и Дюрферта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она, на мой взгляд, является неизученной до конца, так как некоторые сведения строятся на догадках. Очень мало материала, описывающего сам ход экспедиции, больше внимания уделено подготовке и её итогам. Фактически можно сказать, что вся информация об этой экспедиции представлена в одной книге.
Цель данного реферата максимально полное и точное описание экспедиции Уиллоуби, Ченслора, Дюрферта.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

      Что касается экипажа Ченслера, то хотя люди были очень огорчены потерей  своих спутников, которых отделила от них вышеописанная буря, и немало смущены думами и размышлениями  о своем ненадежном плавании, однако они были так единодушны во взглядах с капитаном Ченслером, что твердо решили под его управлением и начальством перенести все испытания без всякой боязни и недоверия к себе в грядущих опасностях. Подобная твердость всего экипажа очень усилила заботливость их капитана. Их готовность и любовь к нему подняли его дух, и он стал менее опасаться подвергнуть опасности свой экипаж.[ 1, c.52]

      Коротко говоря, когда они увидели, что их надежды на приход остальных судов с каждым днем становятся все более и более тщетными, они вышли в море, и капитан Ченслер направил курс к неизвестным странам и зашел так далеко, что оказался в местах, где совсем не было ночи, но постоянно сиял ясный свет солнца над страшным и могучим морем. После пользования непрерывным солнечным светом в течение нескольких дней Богу угодно было привести их в большой залив длиной в сто миль или больше. Они вошли в него и бросили якорь, далеко зайдя вглубь. Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслер с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни. Однако рыбаки, пораженные странным видом и величиной его корабля (ибо здесь до того времени ничего подобного не видели), тотчас же обратились в бегство; он все же следовал за ними и наконец догнал их. Когда Ченслер подъехал к ним, рыбаки, помертвев от страха, пали перед ним ниц и собирались целовать его ноги. Но он, по своей всегдашней большой любезности, ласково посмотрел на них, ободряя их знаками и жестами, отказываясь от их знаков почтения, и с дружеской лаской поднимал их с земли. Даже странным кажется, как много сочувствия приобрел он в этих местах своим ласковым обращением! Отпущенные Ченслером рыбаки разнесли по всей округе весть о приезде неведомых людей, чрезвычайно любезных и ласковых. Вслед за этим простые люди начали приезжать к кораблю. Они добровольно предлагали новоприезжим гостям съестные припасы и не отказались бы от торговых сношений, если бы не чувствовали себя связанными религиозно соблюдаемым обычаем не покупать иностранных товаров без ведома и согласия своего короля. [1, c.53]

      Тем временем они узнали, что страна эта называлась Россией, или Московией, и что Иван Васильевич (таково было имя их тогдашнего короля) правил далеко простиравшимися вглубь землями. Русские варвары, в свою очередь, спрашивали у наших, откуда они и зачем они приехали, на что они получали ответ, что приехали англичане, посланные к этим берегам превосходнейшим королем Эдуардом Шестым с приказанием сделать их королю сообщение о некоторых делах, что они ничего не ищут кроме его дружбы и возможности торговать с его подданными, отчего великая прибыль будет для подданных обоих королевств. Варвары охотно слушали такие речи и обещали помочь и содействовать немедленному осведомлению своего короля о столь умеренной просьбе.

      В то самое время капитан Ченслер  обратился с просьбой к губернатору  этих мест, который вместе с другими  приезжал на корабль, чтоб тот позволил ему приобрести за деньги нужные для экипажа съестные припасы, и просил дать ему заложников для большей безопасности своей и экипажа. Губернатор ответил, что они не знают, какова будет в этом деле воля их короля, но что они охотно сделают ему угодное во всем, в чем они могут по закону распоряжаться сами, и разрешил доставку ему продовольствия.

      Пока  все это происходило, послали  тайно гонца к царю, чтобы сообщить о прибытии иностранцев и вместе тем чтобы узнать, как ему угодно поступить с ними. Царь принял известие очень благосклонно и по своему почину пригласил их прибыть к его двору. Если же англичане не захотят ехать вследствие продолжительности пути, то царь дозволяет своим подданным вести сношения и торговать с ними. Далее он обещал, что если им угодно будет к нему приехать, то он возьмет на себя все издержки по переезду. Тем временем местные правители откладывали дело со дня на день, то говоря, что нужно единогласное решение всех их, то — что большие и важные государственные дела заставляют их отложить ответ. Все это они делали нарочно, чтоб протянуть время, пока гонец, посланный к королю, не вернулся с извещением его воли.

      Однако  капитан Ченслер, видя, что ему  так долго приходится ждать понапрасну, и думая, что они все время  откладывают дело, чтоб обмануть его, настаивал перед местными правителями на исполнении их обещания. В противном случае, сказал он, он уедет и будет продолжать свое путешествие. Поэтому московиты, хоть и не знали еще решения своего короля, но, боясь, что наши действительно уедут со всеми своими товарами, которые они так хотели получить, решили, наконец, снабдить наших всем необходимым и отвезти их сухим путем к королю. Так капитан Ченслер отправился в сухопутное путешествие, которое было очень длинным и тяжелым. Он пользовался санями, очень распространенными в этой стране; все там ездят на санях, и все их повозки такого вида; народ почти не знает других повозок вследствие чрезвычайной твердости земли, замерзающей зимой от холода. Последний в этой стране ужасен и достигает крайних размеров, о чем мы скажем кое-что ниже.

      Уже когда они проехали большую часть  пути, они встретили ехавшего на санях гонца, о котором я говорил  выше и который был послан судьями  и правителями. Тот по какому-то несчастному  недоразумению сбился с дороги и  ездил к морскому берегу, лежащему поблизости от страны татар, думая, что там найдет наш корабль. После долгих блужданий по неверным путям он выехал на прямую дорогу и здесь встретил капитана на пути в Москву. Он передал ему грамоты царя, написанные со всею возможною вежливостью и благосклонностью. В них содержалось и прямое приказание, чтобы лошади для капитана и его спутников доставлялись бесплатно. Во всю остальную часть пути русские везли наших так охотно, что ссорились и дрались, споря между собой, кто заложит почтовых лошадей в сани. Так после многих хлопот и трудов, перенесенных во время длинного и тяжелого путешествия, ибо они проехали около тысячи пятисот миль, капитан Ченслер приехал, наконец, в Москву — главный город королевства и местопребывание короля.

      Прибытие Ченслера в Москву случилось в самую светлую эпоху жизни Иоанна, когда он только что вышел победителем из конечной борьбы с Казанью и вынес из этого похода славное имя покорителя царства Казанского; он мог предъявить легкое покорение царства Астраханского и надеяться на укрощение Крыма. Но не мог не сознавать Русский царь, что не совладать ему ни со Шведом, ни с Меченосцами, ни с Поляками и Литовцами, пока у него не будет строителей, которые могут делать крепости, башни и дворцы. Он не хуже Польского короля знал, что ему нужно «и оружие, досель ему не известное, и мастера, и художники» и он жаждал сближения с Западом. [4, c. 4]

      Этим  объясняется та ласка, с какой  он принял привезённого ему Ченслером  грамоту Эдуарда, та готовность, с  которой он: «Рыцарство и гостей Английской земли пожаловал, в свое государство Российское с торгом из-за моря на кораблях им велел ходить безопасно, и дворы им покупать и строить невозбранно». Отпуская Ченслера, Иоанн уверял Эдуарда (в то время уже умершего) в своём «сердечномъ и «доброусердномъ съ благонамъреніемъ дружественномъ желаніи», поручая Ченслеру длялучшего понимания его грамоты разумно поведать о сем желании. [4, c. 4-5]

      15 марта Ченслер с товарищами  был отпущен из Москвы и,  приехав на Двину, жил у корабля  до весны и «отошел в свою землю». По приезду же в Англию составил «Книгу о великом князе Московском и о владениях, о государственном строе и о товарах его страны».

      После возвращения Ченслера в Англию, "Общество купцов-предпринимателей" было официально утверждено английским правительством. Кабот стал директором этой "Московитской компании", как ее обычно называли, а Ченслер в 1555 году снова отправился на Русь - на этот раз действительно как королевский посол. С ним прибыли два агента "Московитской компании". Англичане получили от Ивана IV большие торговые и судебные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом Осипом Григорьевичем Непеей, но утонул, когда корабль потерпел крушение у шотландских берегов. Непея спасся и добился в Лондоне таких же торговых льгот, какие англичане получили в Москве.

 

      

      Заключение 

      Первая  достойная всякого почтения попытка открыть через северо-восточные и северо-западные моря путь в Китай имела место в 1553 г., в последний год царствования короля Эдуарда VI, и была осуществлена, главным образом, благодаря привилегии его величества, поддержке знатных людей его времени, иждивении и трудам господина Себастьяна Кабота, в то время, руководившего открытиями. Общее руководство экспедицией было вверено некому рыцарю, сэру Хью Уиллоуби, представительному дворянину, под начальством которого было достаточно большое число кормчих, шкиперов, купцов и моряков. Экспедиция располагала тремя хорошо снаряженными кораблями, а именно: «Добрая Надежда», «Эдуард – Благое Предприятие» и «Доверие». «Эдуард – Благое Предприятие» при кормчем Ричарде Ченслоре и шкипере Стифене Бэрроу, открыв Вардехус на Финмаркенском берегу, отделился вследствие бури или тумана от других судов и открыл бухту св. Николая, ныне главную гавань для России, там благополучно перезимовал и получил помощь от жителей селения, называемого Неноксой.

      Другие  два корабля, пытаясь пройти далее  к северу (как видно из записок, найденных позднее и написанных сэром Хью Уиллоуби), встретили  в сентябре такие ужасные холода, что должны были повернуть обратно и искать зимовки. Но не найдя входа в вышесказанную бухту св. Николая, они пристали к безлюдным берегам Лаппии и вошли в реку, немедленно после того замёрзшую, которая позднее была открыта  и называется Арзина река; она лежит к востоку от русского монастыря, называемого Печинго. Оттуда они никогда не возвратились, но все, в числе до 70 человек, погибли от неопытности и оттого, что не сделали себе землянок и печей. Их нашли русские рыбаки в следующем, 1554 году, а в 1555 году это место посетили английские купцы.

      В 1554 году корабль «Эдуард – Благое Предприятие» вернулся со своим экипажем в Лондон (хотя на обратном пути и  был разграблен фламандцами). Они  продолжили свои действия и открытия до самого города Москвы, откуда привезли грамоты, написанные по-русски, за печатью короля или великого князя; они искали и другие два корабля, но судьба последних осталась неизвестной.

      Таким образом, с 1553 года устанавливаются  торговые отношения с Англией.

      Подводя итоги, я должна отметить, что цель моего реферата не достигнута, так как мне не удалось найти никаких данных о Дюрфорте и его корабле, нет ни каких пометок и записей с его судового журнала. Известно лишь только то, что он был капитаном «Доброго Доверия» и погиб вместе с Уиллоуби. Что касается поставленных задач, то они решены настолько, насколько это позволила найденная мною информация.

 

     

      Литература 

  1. Английские  путешественники в Московском государстве  в XVI в. / Пер. с англ. Ю. В. Готье. – Л., 1937. – 307 с. – (Иностранные путешественники о России).
  2. Бейкер Д. Н.  История географических открытий и исследований/ Пер. с англ. Под ред. и с предисл. И. П. Магидовича. – М.: Изд. иностр. лит., 16-я тип. Союзполиграфпрома, 1950. – 648 с. с карт.; 16 л. карт.
  3. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 752 с. 
  4. Толстой Ю. В. Первые сорок лет сношений между Россиею и Англиею, 1553-1593. – СПб.: Тип. и хромолитогр. А. Траншеля, 1875. – 563 с. разд. паг. УДК: 339.5 (470+420) 
  5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы. http://historydoc.edu.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 
 

      Себастьян Кабот                                          Хью Уиллоуби 

     

 

     Карта, показывающая место гибели Уиллоуби 

Маршруты экспедиций Ченслера и Уиллоуби.

 

      

     

 Ричард Ченслер.  
 

     

 
 

     Карта путешествия Ричарда  Ченслера 

       Корабль капитана Ченслора "Эдуард Бонавентура" огибает мыс Нордкап 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1553 Иван Грозный принимает капитана Ченслора 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра  Никоновской летописи. XVI век 
 

Информация о работе Английская экспедиция Уиллоуби, Ченслера и Дюрферта