Английская экспедиция Уиллоуби, Ченслера и Дюрферта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она, на мой взгляд, является неизученной до конца, так как некоторые сведения строятся на догадках. Очень мало материала, описывающего сам ход экспедиции, больше внимания уделено подготовке и её итогам. Фактически можно сказать, что вся информация об этой экспедиции представлена в одной книге.
Цель данного реферата максимально полное и точное описание экспедиции Уиллоуби, Ченслора, Дюрферта.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

      Адмиральский  корабль («Добрая надежда») имел 120 тонн водоизмещения, корабль Ченслора («Эдуард  – Благое предприятие») – 160 тонн, корабль  Дюрферта («Доброе доверие») – 90 тонн. Вся команда состояла из 105 человек. Кроме того на корабле было 11 купцов.

      Участники экспедиции дали торжественное обещание строго соблюдать торговую монополию  купцов-предпринимателей и «никому  ни в каком случае не разглашать тайн компании ко вреду, ущербу и убытку последней».

      В назначенный день все, простившись с близкими, кто с женой, кто с детьми, кто с родственниками, кто с друзьями, более дорогими, чем родня, были на месте, готовые к отплытию. Подняв якоря, они двинулись с началом отлива и, идя тихим ходом, дошли до Гринича. Большие корабли вели на буксире лодки, шедшие на веслах, и моряки, все одетые в уэчет, т. е. небесно-голубые суконные одежды, сильно гребли, старательно направляя путь.

      Когда они подошли к Гриничу, где  в то время был королевский  двор, и когда о приходе кораблей разнеслись первые вести, придворные выбежали из дворца, и собрался простой люд, густой толпой стоявший на берегу. Члены Тайного Совета смотрели из окон дворца, остальные взобрались на верхушки башен. Тут корабли дали артиллерийский залп, выстрелив из всех орудии на военный и морской образец, так что в ответ зазвучали вершины холмов, а долины и вода отозвались эхом; моряки же так закричали, что небо зазвенело от шума. Кто стоял на корме и жестами прощался с друзьями, как умел, кто расхаживал над люками, кто карабкался на ванты, кто стоял на реях, кто на марсе. Коротко говоря, это было некоторым образом настоящее торжество для зрителей.  Король Эдуард, в честь которого, главным образом, это все было устроено, не присутствовал при этом зрелище вследствие болезни, а недолго спустя после отплытия этих судов последовало печальное и горестное событие — его кончина.

      Идя вниз по реке с отливом, суда дошли  до Улича, где остановились и бросили  якоря, намереваясь идти дальше, как  только состояние воды и более  благоприятный ветер позволят поднять паруса. Отплыв затем, они дошли до Гарича; в этой гавани они стояли долго, не без большой потери и траты времени. Наконец при попутном ветре они подняли паруса и вверили себя морю, послав последнее «прости» родине и не зная, возвратятся ли они когда-нибудь и увидят ли ее снова или нет. Многие из них оглядывались назад и не могли удержаться от слез, думая о том, какие случайности их ожидают и какие им придется испытать превратности моря.

      В числе других капитан судна «Эдуард  Благое Предприятие» был немало озабочен боязнью недостатка в съестных припасах, часть которых в Гариче оказалась сгнившей и испорченной; бочки с вином также ослабели и текли. Его естественная отеческая привязанность также несколько тревожила его, потому что он оставил на родине двух маленьких сыновей, которые оказались бы сиротами, если бы он погиб. Заботило его и состояние экипажа, которое до некоторой степени было неудовлетворительно, а между тем этому экипажу суждено было переживать вместе с ним все хорошее и все дурное. Тем временем, пока мысли его были заняты многочисленными горестями и заботами, после многих дней плавания они увидели вдалеке землю, куда кормчий и направил корабли. Подойдя к земле, они высадились и узнали, что это остров Рост. Здесь они простояли несколько дней, потом снова поплыли дальше и, подвигаясь к северу, увидели еще несколько островов, которые назывались Крестовыми островами.

      Когда они несколько отошли от этих мест, начальник экспедиции, сэр X. Уиллоуби, человек очень предусмотрительный в своих действиях, поднял флаг, созывая начальствующих лиц с других кораблей, чтобы при их совете внести возможные улучшения в порядок управления судами и ведения их во время всего плавания. Съехавшись вместе, они, в соответствии с желанием начальника, порешили и согласились, что в случае, если когда-нибудь поднимется сильная буря и разбросает и рассеет их, каждый корабль будет всячески стараться дойти до Вардехуса, гавани и замка того же имени в Норвежском королевстве, и что те, которые благополучно придут туда раньше всех, остановятся там и будут ждать прихода остальных.[5] 
 

 

       Плавание  и гибель Уиллоуби и его спутников. 
 

      В середине мая 1553 г. флотилия Уиллоуби при  пушечных выстрелах и криках «ура»  оставила гавань Гринвич и устье  Темзы, но из-за сильных противных  ветров и волнения вынуждена была в течение шести недель лавировать у английских берегов. Только 23 июня корабли вышли, наконец, в открытое море, а ещё через шесть недель достигли норвежского острова Сенья, у 69º с.ш. В это время поднялась буря и флотилия вынуждена была выйти в открытое море (в ночь на 3 августа 1553 г.). 

      Во  время бури корабль Ченслора навсегда разлучился с двумя другими судами, и после этого неопытный Уиллоуби полтора месяца беспомощно блуждал  по неведомому – для англичан –  морю, по которому, впрочем, уже несколько веков свободно плавали русские и норвежские зверобойные суда.

      Через день, когда ветер несколько стих, на «Доброй Надежде» и «Добром  Доверии» подняли паруса и пошли  к Варде (на северо-восток Норвегии), но не сумели разыскать эту гавань. 14 августа, рано утром, показалась земля. «Мы подошли к ней и спустили наш бот, чтобы посмотреть, что это была за земля. Но бот не мог подойти к берегу из-за мелководья и из-за большого количества льда. Однако на берегу не было видно никаких признаков жилья. Земля эта находится на широте 72º…» Если Уиллоуби определил сравнительно верно широту (что, впрочем сомнительно), то он коснулся Гусиной Земли – юго-западного выступа Новой Земли, уже давно посещавшейся русскими промышленниками. Но на западе до XVIII в. предполагали, что он «открыл» не Новую Землю, а какой-то остров, который долго и напрасно искали (так называемая «Земля Уиллоуби»).

      Три дня англичане продвигались к  северу, вероятно, пытаясь обогнуть таинственную землю, пока в «Добром  Доверии» не обнаружилась течь. Тогда они повернули на юг и шли так ещё три дня. 21 августа Уиллоуби отметил, что море становилось «всё мельче и мельче, и всё же не было видно берега». Чтобы избежать опасности, он отошёл в открытое море и повернул на запад. Четыре недели суда шли в западном направлении, то вдоль берега, то теряя его из виду. За это время Уиллоуби прошёл мимо острова Колгуева и вдоль северного берега полуострова Канина, перешёл от мыса Канин Нос к Кольскому полуострову и продвинулся вдоль Мурманского берега до Нокуева острова. 18 сентября оба судна вошли в Нокуеву губу и здесь бросили якорь.

      «Пробыв в этой гавани с неделю, - записано журнале Уиллоуби, - и видя, что  время года позднее и что погода установилась плохая с морозами, снегом и градом…мы решили тут зимовать…» Уиллоуби разослал людей во всех направлениях, посланцы вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища.

      На  этом кончаются записи в журнале, сделанные рукой Уиллоуби. А следующей  зимой 1554 г. русские поморы обнаружили за Нокуевым островом, у Мурманского берега, в устье реки Варзины два судна: «…стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много» (Двинская летопись). Из найденного на корабле завещания купца Габриэла Уиллоуби видно, что Хью Уиллоуби и большая часть его спутников были ещё живы в январе 1554 г. Позднее погибли все без исключения. На обоих кораблях «умерли, замерзши до смерти», 63 человека.4   
 
 

 

       Причина гибели экспедиции сэра Хью Уиллоуби на Мурманском берегу. 
 

      14 сентября 1553 года экспедиция встала на зимовку. Заметим, что англичане здесь появились впервые, и вся лежащая на востоке земля была для них Terra Incognita. О существовании каких-либо поселений вокруг информации не было. Вот строчки из дневника Уиллоуби: «18 сентября, мы вошли в эту гавань и бросили якоря на глубине 6 сажен. Гавань эта вдается в материк приблизительно на 2 мили, а в ширину имеет пол-лиги. В ней было много тюленей и других больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как например, диких лебедей, чаек, а также других, неизвестных нам и возбуждавших наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, мы решили тут зимовать. Поэтому мы послали 3 человек на Ю.-Ю.-З. посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще 4 человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали 3 человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища».

      Зимовка на Мурманском берегу стала роковой  для всех участников экспедиции. Зловещую картину — 63 покойника на двух судах  загруженных товарами обнаружили, прибывшие в мае на промысел, архангельские поморы: «нашли-де они на Мурманском море два корабля: стоят на якорях в становищах, а люди на них мертвы; а товаров на них — сказали — много». После получения этого известия, по указу Ивана Грозного с Холмогор были посланы лучшие люди переписать, запечатать весь товар и вместе с телами привезти его в Холмогоры. Был обнаружен и дневник сэра Уиллоуби, из которого выходило, что в январе он был еще жив. От чего погибли люди? Загадка.

      По  свидетельству Венецианского посла от 4 ноября 1555 г. (после того, как в Англию были доставлены тела сэра Уиллоуби и его товарищей) «Некоторые из умерших были найдены сидящими, с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидя за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки». Темная история.

      У Карамзина по этому поводу находим  — «…послала три корабля в океан Северный. Начальниками их были Гуг Виллоби и капитан Ченселер. Разлученные бурею, сии корабли уже не могли соединиться: два из них погибли у берегов Российской Лапландии в пристани Арцине, где Гуг Виллоби замерз со всеми людьми своими: зимою в 1554 году рыбаки Лапландские нашли его мертвого, сидящего в шалаше за своим журналом.»

      Так от чего же произошла столь массовая гибель людей? Рассмотрим несколько версий их гибели:

      1. Холод. Деревянные суда, как потенциальные источники топлива были в порядке, а на кораблях имелись запасы одежды, а также груз шерстяных тканей.

      2. Голод. Продуктов было запасено на 18 месяцев. Даже если часть из них протухла, то должны были остаться значительные запасы сухарей или муки. Кроме того, вместе с командой были найдены собаки. Если бы люди голодали, они съели бы их.

      3. Цинга. Стандартный набор провизии для моряков в 16 в. состоял из вяленого мяса, рыбы, сухари, пиво, вино, масло, уксус (все эти продукты перечислены в уставе экспедиции Уиллоуби). Такой рацион мог вызвать симптомы цинги через 4-6 месяцев с начала зимовки. Первые симптомы заболевания — слабость, головокружение и мышечная боль — могли появиться, но ни один из них не умер до рокового дня, так как англичане не упоминают о каких-либо погребениях на месте стоянки кораблей.

      4. Отравление свинцом. Однако, отравление это болезнь, следовательно медленная смерть: понос, рвота и гибель одного за другим, в зависимости от выносливости организма. Умерших должны были хоронить, однако этого не было.

      Если  мы подведём итог, то поймём, что ни одна из вышеприведенных версий не выдерживает критики.

      Поскольку все моряки были найдены в помещении  судна (судов), то можно предположить, что причиной их одновременной смерти могла стать какая-то катастрофа.

      По  свидетельству летописцев тела были доставлены в Англию. Современники посчитали, что они умерли от холода. От какого-то "суперхолода", который заморозил моряков в считанные секунды. Загадка оставалась.

      Спустя  триста лет, в 19 веке, появилась версия отравления угарным газом. Он образуется, когда углям не хватает кислорода для полноценного окисления, тогда вместо углекислого газа начинает образовываться угарный. Если предположить, что для экономии тепла весь экипаж сосредоточился на одном судне и впал в кому от действия угарного газа, а наступивший холод завершил дело. Вполне правдоподобно. Остается вопрос; а как ведут себя в таких случаях собаки?

      По  свидетельству врачей, наблюдаются  отравления как людей, так и собак  угарным газом. Угарный газ не имеет запаха, а следовательно  собачий нос тут бесполезен.

      Теперь  о позах в которых находились тела. Современники подтверждают лишь факт того, что руководитель экспедиции был обнаружен сидящим за столом, и это не противоречит версии отравления газом. Вполне вероятно, человек мог заснуть от воздействия угарного газа и сидя за столом. О том, что были найдены тела застывшими открывая шкаф, написано было уже в Англии, после того как тела моряков были туда доставлены. Это могло быть преувеличением писателей.

      Вариант угара, на сегодняшний день самый  близкий к истине, при условии, что все экипажи находились на одном судне.

      По  иронии судьбы, рядом с местом гибели экспедиции находится крохотный  островок со странным для этих мест названием — "Китай". Вспомним, что экспедиция ставила своей  целью найти северо-восточный проход в Китай. [5] 

 

       Ченслер и начало англо-русской морской торговли 
 

      23 июня около четырех часов пополудни поднялась такая сильная буря и море так разбушевалось, что корабли не могли держаться намеченного курса и силою волнения принуждены были идти каждый своей дорогой навстречу всяким случайностям. Начальник громким голосом кричал Ричарду Ченслеру и настойчиво просил его не отдаляться; но последний не хотел и не мог держаться поблизости, пока адмиральское судно продолжало идти так же быстро, потому что оно было лучшим парусником, нежели корабль Ченслера. Адмиральский корабль унесся на всех парусах с такой силой и быстротой, что вскоре исчез вовсе из виду, а третий корабль был также отнесен в сторону этой страшной бурей. [1, c.52]

      Ричард  Ченслер, оставшись один со своим  кораблем и экипажем, тяжело призадумался и испытывал большое горе вследствие рассеяния флота. Согласно полученному ранее приказанию он направил курс в Норвегию, в Вардехус, чтобы там дожидаться прихода других судов. Придя туда и безуспешно прождав их 7 дней, Ченслер решил, наконец, один продолжать начатое путешествие. Случилось так, что, приготовляясь к отъезду, он познакомился и разговорился с некими шотландцами. Последние, узнав о его намерении и желая ему добра, стали настойчиво отговаривать его от дальнейшего продолжения плавания, преувеличивая грозящие ему опасности и не упуская ни одного довода в пользу своего мнения. Однако, считая непостоянство и легкомыслие постыднейшим делом, заслуживающим самых сильных упрёков, и будучи убежден, что отважный человек не может совершить более бесчестного поступка, как избегать и уклоняться от всяких дерзаний, Ченслор не изменил своего намерения и не пришел в уныние от слов и разговоров шотландцев. Он остался твёрдым и непреклонным в своем первом решении, твердо поставив задачей или привести в исполнение то, что было намечено, или умереть. [1, c.52] 

Информация о работе Английская экспедиция Уиллоуби, Ченслера и Дюрферта