Защита персональных данных работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 03:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в исследовании трудовых отношений в сфере защиты персональных данных работника. Нельзя сказать, что у нас не было законных и подзаконных актов об ограничении распространения персональных данных до появления Трудового кодекса РФ. Предельно ясно об этом записано в ст. 24 Конституции РФ. Там указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Оглавление

Введение
3
Глава 1 Персональные данные работника
5
1.1 Понятие персональных данных работника согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации

5
1.2 Понятие персональных данных работника согласно Федеральному закону от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных»

7
Глава 2 Обработка, хранение и использование персональных данных работника

8
2.1 Обработка персональных данных работника
8
2.2 Использование персональных данных работника
13
2.3 Права работников в области защиты персональных данных
14
Глава 3 Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных работника

17
3.1 Дисциплинарная ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника

17
3.2 Административная, гражданская и уголовная ответственность за несоблюдение установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера

18
Заключение
21
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Защита персональных данных работника - Контрольная.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

За разглашение охраняемой законом  тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной  работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей, может последовать расторжение трудового договора (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, может быть возложена обязанность возместить причиненный этим ущерб (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

3.2 Административная, гражданская и уголовная ответственность за несоблюдение установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера

 

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном  порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5. 39 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), может быть наложено административное взыскание. Нарушение данной нормы влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:

  • на граждан - от 3 до 5 МРОТ;
  • должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ;
  • юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение  информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан - от 5 до 10 МРОТ;
  • на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ.

ГК РФ предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, деловую репутацию и др. Соответственно устанавливаются формы гражданско-правовой ответственности в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред, обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (работника) (ст. 150, 151, 152 ГК РФ) и т. д.

Особое внимание следует обратить на криминализацию правонарушений в  области работы с персональными  данными, в связи с чем Уголовным кодексом РФ предусматривается уголовная ответственность:

  • за злоупотребления и незаконные действия с информационными данными о частной жизни (ст. 137 УК РФ);
  • за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении до кументов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и за конным интересам граждан (в т. ч. работникам) (ст. 140 УК РФ).

Так, согласно ст. 137 УК РФ незаконное собирание или распространение  сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Если эти деяния совершены лицом  с использованием его служебного положения, то согласно ч. 2 ст. 137 УК РФ оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Ограничения в сфере частной  детективной деятельности и в  работе органов федеральной службы безопасности

Государственные органы, предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения прав и свобод. Эти же субъекты правоотношений вправе требовать от органов федеральной службы безопасности компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие  честь и достоинство гражданина или способные повредить его  законным интересам, не могут сообщаться органами этой службы кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных  в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих  права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, согласно ст. 140 УК РФ влечет наложение штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Под предоставлением заинтересованному  лицу заведомо ложной информации понимается сообщение ему не соответствующих содержащимся в документах и материалах сведений, о чем достоверно известно лицу, предоставившему такую информацию.

Уголовная ответственность за отказ  в предоставлении заинтересованному  лицу информации наступает при условии причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Такой вред может быть имущественным (например, в виде недополученной гражданином заработной платы) или моральным (например, при незаконном увольнении или переводе на другую работу).

 

Заключение

 

Таким образом, в целом к персональным данным работника можно отнести любые сведения о фактах, событиях и иных обстоятельствах жизни и деятельности работника, посредством которых возможно идентифицировать его личность. Право на защиту персональных данных работника является проявлением конституционного права на неприкосновенность частной жизни и составляет следующий комплекс прав:

1)   право обладать персональными данными;

2)   право на их защиту;

3) право пользоваться  иными смежными правами, установленными законодательно (например, правом на семейную тайну, на защиту доброго имени).

Для трудовых правоотношений характерно, что персональные данные включают в себя информацию, которая  позволяет работодателю привлечь работника  для эффективного выполнения трудовой функции. Она может содержаться в документах, предоставляемых работником при приеме на работу.

Большая часть таких  материалов содержится - личном деле, которое  складывается из различного рода документации. Как уже отмечалось, дополнительная информация может быть представлена работником по собственной инициативе в ходе устного разговора с представителем работодателя, а также при заполнении различного рода анкет, опросных листов. При прохождении гражданином при устройстве на работу в организацию психологических тестирований тоже должен быть установлен режим защиты персональных данных в части их результатов и сведений, сообщенных в ходе проведения подобных мероприятий.

В настоящее время  законодательно определить весь перечень сведений, входящих в состав персональных данных, защищаемых в сфере трудовых правоотношений, практически невозможно. Действительно, «персональные данные работника предназначены главным образом для его специальной идентификации как человека, имеющего и реализующего определенную трудоспособность». Лицо, вступающее в трудовые отношения, может предоставлять многогранную и многоплановую информацию о себе, и эта информация может касаться не только трудовых правоотношений, она может носить универсальный характер.

Для работодателя очень  важно проверить сведения, предоставляемые работником при трудоустройстве. Нужно знать, имеет ли сотрудник право на дополнительные льготы и компенсации в связи с особенностями семейного положения или состоянием здоровья. И очень важно иметь информацию о том, на какие сведения персонального характера можно ссылаться, принимая решение об увольнении работника. Оставаться в рамках законодательства в этих ситуациях поможет положение о защите персональных данных.

В условиях использования  автоматизированных информационных систем и их технологий информация о работниках может стать в определенной мере открытой и привести к ущемлению их интересов и прав, причинить моральный и материальный вред. В связи с этим закрепляются принципы, лежащие в основе обработки персональных данных работника, положения о порядке их хранения и использования в организации, о передаче персональных данных, правах работника по их защите, об ответственности лиц за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.

Основой регулирования  правоотношений в сфере персональных данных являются положения статьи 24 Конституции РФ, которые устанавливают, что без согласия лица не допускаются  сбор, хранение, использование и  распространение информации о его  частной жизни.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

 

Библиографический список

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  [Электронный ресурс] : от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2010) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации  [Электронный ресурс] : от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  5. Российская Федерация. Законы. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  6. Российская Федерация. Законы. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] : от 27.07.2006 N 149-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  7. Российская Федерация. Законы. Закон РФ «О персональных данных»  [Электронный ресурс] : от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  8. Анисимов, Л. Н. Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных работника [Текст] / Л.Н. Анисимов // Справочник кадровика. - 2004. - № 7, с. 26-34.
  9. Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. правовой справочник. – Электрон. дан. – СПб. : Информ. компания "Кодекс", сop. 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  10. Бундин, М.В. Персональные данные как информация ограниченного доступа [Текст] / М.В. Бундин. // Информационное право. - 2009. - № 1. - С. 10-14.
  11. Буянова, М. О. Трудовое право России [Текст] : Учебное пособие / М.О. Буянова. – М. : Проспект, 2009. – 240 с.
  12. Власов, В. И. Трудовой договор [Текст] : Заключение. Изменение. Прекращение. Защита персональных данных работников / В.И. Власов, О.М. Крапивин. – М. : Ось-89, 2009. – 224 с.
  13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – 644 с.
  14. Косякин, А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных [Текст] / А.В. Косякин // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 3. - С. 58-62.
  15. Молчанов, С. В. Защита персональной информации государственных служащих Российской федерации [Текст] : Проблемы правового регулирования / С. В. Молчанов, В. К. Нехайчик // Право и политика. - 2008. – № 1. - С. 72-76.
  16. Орловский, Ю.П. Трудовое право России [Текст] : Учебник / Ю.П. Орловский, Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова. – М. : Инфра-М, 2010. – 656 с.
  17. Петров, А.Я. О персональных данных работника [Текст] : Современное состояние правового регулирования / А.Я. Петров. // Трудовое право. - 2008. - № 4. - С. 90-96.
  18. Петрыкина, Н.А. К вопросу о конфиденциальности персональных данных [Текст]  / Н.А. Петрыкина, А.В. Киселев // Законы России. - 2007. - № 6. - С. 115-122.

 

 

 

 

 




Информация о работе Защита персональных данных работника