Законодательство РФ об охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Файлы: 1 файл

к.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

14 июня 1995 года Государственной  Думой принят Федеральной Закон  “О внесении изменений и дополнений  в Кодекс законов о труде  Российской Федерации, Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда, Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях  и уголовный кодекс РСФСР”. В  соответствии со статьей 3 этого  закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных  правонарушениях, нарушение должностным  лицом предприятия, учреждения, организации  независимо от форм собственности  законодательства Российской Федерации  о труде изаконодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафав размере ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда. Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере от ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам– в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 4 этого Федерального Закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса  РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в  установленном порядке возложена  обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могла повлечь  за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказываетсялишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же строк, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должностис лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работниковза нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность  заключается в наложение на должностное  лицо или работника одного из следующих  дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации). Материальная ответственность наступает  в случае ущерба, нанесенного предприятию  из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда. Кроме ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами установлена ответственностьорганизации. За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации (статья 20 Основ).

Помимо Федеральной инспекции  труда при Министерстве труда  Российской Федерации (Рострудинспекции) государственный надзор в области охраны труда осуществляют и другие федеральные органы надзора.

Главой XVII Кодекса законов  о труде Российской Федерации  определены основные органы надзора  и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ Российской Федерации). Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте–и газодобывающей, оборонной (производства вредных химических взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного строительства, геологоразведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года № 234).

Государственный надзор за проведением  мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих  установок, осуществляется органамиГосударственного энергетического надзораРоссийской Федерации (статья 246 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 года№ 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно  –эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпидемнадзор России) и территориальными учреждениями государственной, санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 года № 1965. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным комитетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ Российской Федерации). Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 25 Основ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

В связи с этой статьей  Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР своим постановлением от 16 июня 1994 года № 5-5 утвердил Положение  о технической инспекции труда  ФНПР (профсоюзов), Типовое положение  об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению  профсоюзами контроля за соблюдением  законодательства по охране труда и  окружающей среды на предприятии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда  профессионального союза или  трудового коллектива, утвержденными  постановлением Министерства труда  Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.

Работодатель обязан создавать  необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение  законодательных и иных нормативных  актов об охране труда определена статьей 26 Основ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным Кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов  о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных  и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и республик  в составе Российской Федерации.

Успешная реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между  работодателями и работниками в  организациях. 

 


Информация о работе Законодательство РФ об охране труда