Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, реферат
Вопрос о разрешении коллективных трудовых спорах остается актуальным на сегодняшний день. Теоретически разработанный понятийный аппарат, процедуры, правовой статус органов, участвующих в разрешении данных споров, рекомендации не являются доскональными. В процессе разрешения коллективных трудовых споров могут проявляться недостатки практического примирения и реализации норм законодательства. Но так как существующая система разрешения коллективных трудовых споров сформировалась относительно недавно и не имеет достаточного опыта применения, то для анализа ее действенности и ликвидации возможных пробелов необходимо изучить, учесть и использовать опыт других стран, приобретенный ими при разрешении споров коллективно трудового характера.
Порядок регулирования коллективных трудовых споров
1. Понятие, значение и причины возникновения коллективных
трудовых споров (конфликтов)…………................................................................
2.. Понятие и значение сторон коллективных трудовых споров (конфликтов
3. Процедура разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов),
предусмотренная законодательством Украины.....................................................
Заключение..............................................................................................
Список использованной литературы..........................................
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не может уклоняться от примирительной процедуры. Сроки формирования примирительной комиссии при возникновении трудового спора регламентированы законодательством, согласно которому примирительные комиссии создаются по инициативе одной из сторон на уровне предприятия (производственные) - в пятидневный срок, на национальном уровне - в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из равного количества представителей сторон. Установление таких сроков для создания соответствующих примирительных комиссии целиком оправдано, поскольку раньше, союзным законом такой срок не предусматривался, собственник или уполномоченный им орган старался всячески затянуть срок создания примирительной комиссии. В таких случаях трудовой коллектив вынужден был прибегнуть к забастовке, нарушая этим требования законодательства о необходимости разрешения спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже.
Еще одним положительным моментом в ныне действующем законодательстве является то, что сроки рассмотрения коллективных трудовых споров примирительными комиссиями, несмотря на четкую регламентацию, могут продлеваться. Это положение, по нашему мнению, прогрессивно по сравнению с бывшим союзным законом, который определял жесткие сроки рассмотрения спора примирительной комиссией. Возможность продления сроков рассмотрения коллективного трудового спора целесообразно, прежде всего, тогда, когда примирительная комиссия имеет большой объем работы. Так, на примирительную комиссию в процессе разрешения спора возложены консультации с трудовым коллективом, собственником, профсоюзными и другими заинтересованными органами, а жесткая регламентация деятельности примирительной комиссии во времени может привести к трудностям при разрешении коллективного трудового спора. Правильность данной позиции подтверждена и опытом экономически развитых стран, где органы по примирению конфликтующих сторон рассматривают споры несколько месяцев, пока не будет достигнуто взаимоприемлемое решение для урегулирования возникшего спора.
На стадии рассмотрения коллективных трудовых споров примирительными комиссиями, спор прекращается при достижении соглашения между спорящимися сторонами. Соглашение оформляется протоколом и имеет обязательную силу для сторон. Обязательность решения выражается в ответственности за невыполнения соглашения. Такая ответственность предусмотрена только для работодателя, что делает его фактически обязанной стороной, исключая равенство сторон. Поэтому предлагаем сформулировать этот пункт следующим образом: «Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением».
При рассмотрении механизма создания и функционирования трудового арбитража был выявлен ряд вопросов, которые, с нашей точки зрения, являются спорными. Так, законодательство предоставляет возможность сторонам самим определять порядок формирования трудового арбитража. На наш взгляд, предоставление сторонам абсолютного права определять процедуру и порядок формирования трудового арбитража не совсем оправдано. Часть 2 ст. 12 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» определяет, что трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в 3-дневный срок, кроме того, трудовой арбитраж должен принять решение в 10-тиденний срок с момента его создания [5, c. 238]. Для разрешения сложных вопросов по единогласному решению членов трудового арбитража указанный срок может быть продлен до 20 дней. При отсутствии порядка формирования трудового арбитража, процедуры разрешения коллективного трудового спора, опыта по решению коллективных трудовых споров у арбитров рассмотрение споров в указанные сроки нереально. Кроме того, при рассмотрении сложных дел очень тяжело достичь единодушного решения относительно продления сроков рассмотрения дела.
В Законе необходимо закрепить право трудового арбитража в исключительных случаях по взаимному согласию сторон коллективного трудового спора продлить сроки рассмотрения коллективного трудового спора. Жесткая же регламентация сроков вынесения арбитражного решения без учета мнения конфликтующих сторон приводит к тому, что конфликтующие стороны не находят за такой короткий период взаимоприемлемых условий разрешения коллективного трудового спора, не прибегая к забастовке.
Вместе с тем,
действующим законодательством
не обеспечен порядок
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ