Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Вопрос о разрешении коллективных трудовых спорах остается актуальным на сегодняшний день. Теоретически разработанный понятийный аппарат, процедуры, правовой статус органов, участвующих в разрешении данных споров, рекомендации не являются доскональными. В процессе разрешения коллективных трудовых споров могут проявляться недостатки практического примирения и реализации норм законодательства. Но так как существующая система разрешения коллективных трудовых споров сформировалась относительно недавно и не имеет достаточного опыта применения, то для анализа ее действенности и ликвидации возможных пробелов необходимо изучить, учесть и использовать опыт других стран, приобретенный ими при разрешении споров коллективно трудового характера.

Оглавление

Порядок регулирования коллективных трудовых споров
1. Понятие, значение и причины возникновения коллективных
трудовых споров (конфликтов)…………................................................................
2.. Понятие и значение сторон коллективных трудовых споров (конфликтов
3. Процедура разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов),
предусмотренная законодательством Украины.....................................................
Заключение..............................................................................................
Список использованной литературы..........................................

Файлы: 1 файл

0180226_A7A89_poryadok_regulirovaniya_kollektivnyh_trudovyh_sporov.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 Способы рассмотрения  коллективных трудовых споров  менее  дифференцированы,  чем  сами виды коллективных трудовых  споров. Хотя, существует значительное количество коллективных трудовых споров, которые вытекают из определенного вида правоотношений, механизм решения коллективных трудовых споров подразделяется на примирительно-третейское рассмотрение и рассмотрение спора в административных и судебных органах.

По мнению доктора  Л. Лехтинена, способы разрешения споров делятся на  две группы в зависимости  от характера результата – окончательное  решение обязательно или нет. Результатом посредничества и примирения, как составляющих примирительно  – третейского рассмотрения спора,  могут быть рекомендации сторонам по разрешению спора. Результат арбитража/ третейского разбирательства и судебного процесса состоит в решении, обязательном для сторон [20, c. 42]. Хотя в Украине решения трудового арбитража являются обязательными для исполнения, только если стороны заранее об этом условились.

Основой примирительной процедуры разрешения коллективных трудовых споров необходимо назвать  принцип добровольности разрешения трудового спора в примирительных органах. Механизм создания примирительной процедуры по разрешению коллективных трудовых споров должен зависеть от природы коллективного трудового спора, его правового происхождения.

Общепринято, что коллективные трудовые споры, которые возникают  по правам (юридические споры), вытекают из разногласий по поводу использования правил и положений, закрепленных в законодательных актах или коллективных договорах.

Примирительная процедура  при нарушении прав трудовых коллективов  может включать подачу заявления   работодателю с требованием устранения нарушений прав трудового коллектива. В случае неудовлетворения требований или несоблюдения работодателем срока для предоставления ответа трудовому коллективу, последнему   предоставляться право для подачи жалобы в трудовой арбитраж.

Коллективные трудовые споры по интересам (экономические споры) должны рассматриваться совсем по другой примирительной процедуре, oсновная цель которой - достижение взаимоприемлемых решений относительно коллективного трудового спора, сближение взглядов и подходов сторон в этом споре. Учитывая это, должна создаваться и реализовываться примирительная процедура по разрешению спора.

Таким образом, решение  коллективных трудовых споров на примирительной стадии должно происходить дифференцированно, в зависимости от вида коллективных трудовых споров.

 Решение коллективных  трудовых споров с помощью  примирительной процедуры может  включать четыре метода урегулирования  коллективного трудового спора:  непосредственное ведение переговоров  между сторонами; привлечение  к переговорному процессу независимого посредника; арбитрирование в его разных видах; создание и деятельность комиссии, которая расследует обстоятельства возникновения конфликта. В процессе непосредственных переговоров стороны самостоятельно, без вмешательства посторонних лиц или органа ищут и устраняют  разногласия, возникшие между ними. В других случаях расхождения устраняются через третьи лица. Конечно, в процессе непосредственных переговоров стороны спора ищут взаимоприемлемое решение без вмешательства со стороны [29, c. 134].

Именно по характеру  участия сторон в процедуре разрешения спора различаются  вышеперечисленные  методы. Стороны активно участвуют  в посредничестве и примирении. Представители  сторон могут присутствовать при  принятии решения. Роль посредника и  примирителя состоит в оказании помощи сторонам в принятии решения, заключении соглашения, разрешающего спор. Участие сторон в арбитрировании и работе специальных государственных комиссий пассивно. Решение принимается арбитром, который не является представителем сторон, даже если они и назначены ими. Стороны не участвуют в принятии решения [20, c. 42].

Первая, наиболее элементарная форма поиска компромисса — неформальные переговоры между сторонами конфликта. Третье (нейтральное) лицо в эти переговоры не вмешивается, но обычно создается механизм, облегчающий контакты между сторонами и побуждающий их обсудить разногласия и найти взаимоприемлемое решение.

Будучи наиболее мягкой формой побуждения сторон к  достижению соглашения, переговоры, как правило, не подвергаются законодательному регулированию, а осуществляются в соответствии с согласительной процедурой, установленной в коллективных договорах. Чаще всего указанная процедура является самостоятельной первоначальной стадией примирительной процедуры и предшествует стадии примирения, которая применяется государственными органами.

За основу правового  регулирования решения коллективных трудовых споров взята примирительная процедура. Этот Закон определяет систему  органов по разрешению коллективных трудовых споров, порядок формирования указанных органов, полномочия и гарантии их деятельности. Согласно  статям 8-15   Закона, органами по разрешению коллективных трудовых споров являются примирительная комиссия, независимый посредник, как участник примирительной комиссии, трудовой арбитраж, Национальная служба посредничества и примирения.

Но, прежде чем  начать непосредственное разрешение коллективного  трудового спора, требования, выдвигаемые  одной из сторон, должны быть надлежащим образом оформлены и представлены другой стороне, так как именно от реакции собственника, на выдвинутые ему требования зависит наличие или отсутствие трудового спора.

Согласно ст. 4 Закона Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей и считаются действующими при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения. Вместе с выдвижением требований собрание (конференция) наемных работников определяют орган или лицо, которые будут представлять их интересы [5, c. 227].

Требования наемных  работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются:

  • в случаях, когда интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов - решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов;
  • в случаях, когда интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы) - конференции представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в состоянии трудового спора (конфликта).

Требования наемных  работников, профсоюза или объединения  профсоюзов оформляются соответствующим  протоколом и предоставляются собственнику или уполномоченному им органу (представителю).

Собственник или уполномоченный им орган (представитель) обязаны рассмотреть требования наемных работников, категорий наемных работников, коллектива работников или профсоюза и сообщить их представителям о своем решении в трехдневный срок со дня вручения требований.

Если удовлетворение требований выходит за пределы компетенции уполномоченного собственником органа (представителя), он обязан прислать их в трехдневный срок со дня получения требований собственнику или соответствующему вышестоящему органу управления, которое имеет право принять решение. При этом срок рассмотрения требований наемных работников каждой инстанцией не должен превышать трех дней.

Общий срок рассмотрения требований и принятия решения (с  учетом времени пересылки) не должен превышать тридцати дней со дня получения  этих требований собственником или уполномоченным им органом (лицом) до дня получения наемными работниками или профсоюзом сообщения от собственника или соответствующего вышестоящего органа управления о принятом им решении.

Решение собственника или  соответствующего вышестоящего органа управления излагается в письменной форме и не позднее следующего дня пересылается уполномоченному представительному органу другой стороны коллективного трудового спора (конфликта) вместе с социально-экономическими обоснованиями.

Согласно ст.  6 Закона Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента:

  • если уполномоченный представительский орган наемных работников, части  наемных работников, коллектива работников или профсоюз получил от собственника или уполномоченного  им органа сообщение  о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решения о несогласии с решением собственника или уполномоченного  им органа (представителя);
  • если сроки рассмотрения требований закончились, а ответа от собственника не поступило.

О возникновении коллективного  трудового спора (конфликта) орган, который представляет интересы наемных  работников или профсоюза, обязан в  трехдневный срок письменно проинформировать собственника или уполномоченный  им орган (представителя), местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальную службу посредничества и примирения.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) регламентирован  разделом 2 Закона Украины " О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

Согласно ст. 7 Закона, коллективные трудовые споры (конфликты) подлежат урегулированию в такой  последовательности: коллективные трудовые споры, которые возникли по вопросам установления изменений социально-экономических условий труда и производственного быта; заключение, изменения коллективных договоров и соглашений, подлежат разрешению в примирительных комиссиях, а коллективные трудовые споры, которые возникают из-за невыполнения собственником или уполномоченным им органом условий коллективных договоров, соглашений, невыполнения требований законодательства о труде, рассматриваются в трудовом арбитраже. В арбитраже рассматриваются также споры, которые были предметом рассмотрения в примирительных комиссиях, но относительно которых не достигнуто взаимоприемлемого решения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, хотелось бы обобщить все выше изложенное и  отметить некоторые спорные моменты, которые были выявлены в процессе исследования темы. Как уже отмечалось, законодательством Украины для обозначения разногласий, возникших  между сторонами социально- трудовых отношений, используется синонимичная пара «коллективный трудовой спор» и «коллективный трудовой конфликт». На наш взгляд, объединение этих двух терминов является не уместным и не совсем правильным.  Этимология этих двух терминов, на первый взгляд,  одинакова, но имеет существенные различия, о которых шла речь в первой главе, поэтому мы предлагаем исключить двойное название из Закона, а для обозначения разногласий, возникающих между работодателем и работником, использовать термин «конфликт», так как,  термин  конфликт включает в себя не только спор по какому-либо поводу, а и характеризирует степень развития данного спора и предусматривает возможность острого характера отстаивания своих интересов сторонами.  Нельзя ограничится применением понятия спор к разногласиям между работодателем и работником, когда они привели к забастовке, это уже не просто отстаивание своего права путем приведения соответствующих аргументов и требований, это своеобразная крайняя мера, применяемая одной стороной для разрешения коллективных разногласий.

На наш взгляд, необходимо расширить сферу действия закона, который бы регулировал не только трудовые, но другие виды коллективных споров (конфликтов), которые возникают в процессе возникновения, реализации коллективных трудовых правоотношений. Действие закона должна распространяться и на споры, которые возникли в сфере других социально- экономических отношений, а не только трудовых, например, в сфере социального страхования.

Законодательство дифференцирует стороны коллективного трудового  спора по уровням, на которых возникают  споры (конфликты), однако не содержит  оговорки относительно того, что споры выше производственного уровня могут возникнуть только по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения. Что же касается споров по поводу выполнения коллективного договора, соглашения, они могут возникнуть только на предприятии.

Законодательное понятие  трудовых конфликтов не ограничивается сферой действия отдельного предприятия. Определение как стороны спора (конфликта) наемных работников ряда предприятий или целых областей, объединений собственников выходит за пределы коллективных трудовых правоотношений, которые возникают между конкретным трудовым коллективом и собственником имущества конкретного предприятия, учреждения, организации. Кроме того, требования каждого трудового коллектива к своему собственнику всегда специфичны, и решение по ним может принимать только собственник, с которым коллектив находится в коллективных трудовых правоотношениях. Поэтому определение коллектива наемных работников нескольких предприятий и собственников сторонами коллективного трудового спора не только нецелесообразно, а и противоречит теории трудовых правоотношений.

В украинском законодательстве коллективные трудовые споры, касающиеся установления новых или изменения  существующих социально – экономических  условий и производственного быта, а также заключения или изменения коллективного договора, соглашения рассматриваются примирительной комиссией, а в случае не принятия решения в установленные сроки – трудовым  арбитражем. Коллективные трудовые споры по поводу выполнения требований законодательства о труде рассматриваются трудовым арбитражем. Таким образом, в Украине  в силу различной подведомственности коллективных трудовых споров конкретному виду примирительных органов действует и однозвенная, и двухзвенная системы рассмотрения. Можно сделать вывод, что законодатель попытался в некоторой степени приблизить модель рассмотрения коллективных трудовых споров в Украине к модели, принятой в большинстве государств так называемого дальнего зарубежья. Согласно данной модели, коллективные трудовые споры делятся на «споры интересов», которые сопряжены с установлением условий труда, заключением коллективных договоров и соглашений, и «споры права», возникающие по поводу невыполнения коллективного договора, соглашения. Приближение к западной модели законодателю удалось, но лишь с той разницей, что на западе «споры интересов» обычно рассматриваются в примирительных органах, а «споры права» - в судебных инстанциях.

Информация о работе Трудовые споры