Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:48, реферат
Вопрос о разрешении коллективных трудовых спорах остается актуальным на сегодняшний день. Теоретически разработанный понятийный аппарат, процедуры, правовой статус органов, участвующих в разрешении данных споров, рекомендации не являются доскональными. В процессе разрешения коллективных трудовых споров могут проявляться недостатки практического примирения и реализации норм законодательства. Но так как существующая система разрешения коллективных трудовых споров сформировалась относительно недавно и не имеет достаточного опыта применения, то для анализа ее действенности и ликвидации возможных пробелов необходимо изучить, учесть и использовать опыт других стран, приобретенный ими при разрешении споров коллективно трудового характера.
Порядок регулирования коллективных трудовых споров
1. Понятие, значение и причины возникновения коллективных
трудовых споров (конфликтов)…………................................................................
2.. Понятие и значение сторон коллективных трудовых споров (конфликтов
3. Процедура разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов),
предусмотренная законодательством Украины.....................................................
Заключение..............................................................................................
Список использованной литературы..........................................
Возникновение коллективного
трудового спора Закон
Фактическое возникновение коллективного трудового спора, как социального явления, можно связать с наличием определенных условий и причин. Одно из толкований понятия условия – это обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо [23, c. 839], в нашем случае, трудовой спор. Можно трактовать условия еще и как обстоятельство, от которого что-либо зависит [23, c. 839].
Условия возникновения трудовых споров делятся на два вида: организационно – производственного и правового характера. К первому виду относится: недостатки в организации производства и труда, в частности, простои; привлечение к сверхурочным работам, работа в выходные дни, недостатки в нормировании труда, организации оплаты труда на предприятии; плохие условия труда и др.
Среди условий правового
характера следует назвать
Причины коллективных трудовых споров в отличие от условий нормативно определены Национальной службой посредничества и примирения в Положении о порядке подготовки предложений для устранений причин коллективных трудовых споров (конфликтов) утвержденном приказом НСПП от 25 июня 2004 г. № 93. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Положения, причины коллективных трудовых споров (конфликтов) – это обстоятельства, факты, тенденции объективного или субъективного характера или их совокупность в экономической, социальной, производственной, правовой областях, действие которых привело к возникновению разногласий между сторонами социально трудовых отношений [13, c. 304]. Помимо нормативного определения причин Национальная служба посредничества и примирения проанализировала их и разделила на две группы: объективные и субъективные причины возникновения коллективных трудовых споров.
К объективным причинам относятся причины социального, экономического, правового характера, недостатки в организации производства и труда и т.п. Речь идет о:
Что касается нарушений требований законодательства о труде, то трудно согласиться с отнесением их к числу объективных причин. В соответствии с п.3. ст.2 Положения, объективные причины делают разногласия между сторонами социально-трудовых отношений необратимыми и не зависят от их поведения. Нарушение требований законодательства о труде и является неправомерным поведением сторон социально-трудовых отношений.
К субъективным причинам возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) отнесены причины, которые обуславливают обострение социально-трудовых отношений вследствие действий и бездействия сторон социально-трудовых отношений, и разрешение коллективного трудового спора (конфликта) в значительной мере зависит от мер, предпринимаемых субъектами этих отношений. К таким причинам относятся:
2. Понятие и значение сторон коллективных трудовых споров (конфликтов)
Сторонами коллективных трудовых споров (конфликтов) являются непосредственно их участники, которые имеют разногласия, определенныe законодательством.
Стороны коллективных трудовых споров (конфликтов) определены в ст. 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 03 марта 1998 года [3, c. 277] и в главе 3 Положения «О порядке проведения примирительных процедур по решению коллективных трудовых споров (конфликтов)» №92, утвержденного приказом Национальной Службы Посредничества и Примирения от 24 апреля 2001 года [12, c.545] .
В соответствии с выше перечисленными нормативными актами, сторонами коллективных трудовых споров (конфликтов) являются:
на производственном уровне:
на территориальном уровне:
на отраслевом уровне:
на национальном уровне:
Законодательство государств СНГ отличается разнообразием в определении сторон коллективного трудового спора.
Согласно
российскому и казахскому
Трудовым кодексом
Кыргызстана к сторонам
По молдавскому
Закону сторонами
В российском законодательстве споры на уровне выше производственного (отраслевые, региональные и т.д.) не получили официального признания, хотя на практике такие споры возникают [14, c. 23].
Отсутствие правового механизма защиты и воccтaновления нарушенного права трудового коллектива является существенным пробелом в законодательстве, поскольку это ставит в неравные условия индивидуальные и коллективные права граждан.
Таким образом, стороны коллективного трудового спора определяются уровнем, на котором возник коллективный трудовой спор. Определение стороны спора (конфликта) наемных работников ряда предприятий или целых областей, объединений собственников выходит за пределы коллективных трудовых правоотношений, которые возникают между конкретным трудовым коллективом и собственником имущества конкретного предприятия, учреждения, организации. Кроме того, требования каждого трудового коллектива к своему собственнику всегда специфичны, и их может удовлетворить только собственник, с которым коллектив находится в коллективных трудовых правоотношениях. Поэтому определение стороны коллективного трудового спора, как коллектива наемных работников нескольких предприятий и собственников, не только нецелесообразно, но и противоречит теории трудовых правоотношений.
Расширить понятие трудового спора и признать сторонами спора трудовые коллективы регионов, областей, а также соответствующие органы хозяйственного и государственного управления, в том числе Совета Министров бывших союзных республик (ныне независимых государств) предлагалось и в советской юридической литературе [24, c. 29]. Но, как уже подчеркивалось, такие споры выходят за пределы трудовых, поскольку, стороны не находятся между собою в коллективных трудовых правоотношениях. Естественно, что могут возникать разногласия между собственниками или уполномоченными им органами и трудовыми коллективами области, региона.
3. Процедура разрешения
Рассмотрение коллективных трудовых споров базируется на правовых принципах, которые определяют существенные, характерные черты, специфические особенности порядка рассмотрения трудовых споров (конфликтов). В науке советского периода все принципы разрешения трудовых споров именовались демократическими [25, c. 22]. Однако на сегодняшний день в юридической науке система принципов значительно шире. О. В. Смирнов в числе принципов рассмотрения трудовых споров выделяет: обеспечение защиты трудовых прав работников; равенство сторон перед законом; обеспечениe законности при разрешении трудовых споров [28, c. 374]. Другую классификацию принципов предлагает В. Лазор, который к принципам разрешения коллективных трудовых споров относит: демократизм, доступность и безвозмездность обращения, гласность и объективность, быстроту реагирования, быстроту и реальность исполнения решений по трудовым спорам. Автор считает что, правовое обеспечение реализации принципов рассмотрения трудовых споров в современных условиях будет способствовать надлежащей защите трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых отношений в условиях рыночной экономики [19, c. 125].