Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа
Объектом исследования: общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
В процессе исследования ставятся следующие частные задачи:
- Изучить классификацию трудовых споров и порядок их рассмотрения.
- Изучить субъективный состав и предмет трудовых споров.
- Изучить классификацию трудовых споров по характеру и способу их разрешения.
- Рассмотреть виды трудовых споров.
В частности, в такой главе ГПК РФ, возможно, было бы решить вопросы, связанные с подведомственностью и подсудностью трудовых споров, составом специализированного суда по трудовым спорам, правовым положением участников процесса, распределением бремени доказывания, дополнительными процессуальными гарантиями работников, мерами по обеспечению исковых требований, судебными расходами и т.д. Ряд предложений по созданию Трудового процессуального кодекса РФ, на мой взгляд, не соответствуют Конституции РФ.
Например, авторы считают: "Необходимо, чтобы всем видам судебного разбирательства предшествовал доюрисдикционный этап (стадия) разрешения трудового спора, урегулирования разногласий при непосредственных переговорах до обращения в юрисдикционный орган (ктс, суд)... работник до обращения в досудебный, внесудебный или судебный орган, наделенный правом разрешать трудовые споры, обязан подтвердить попытку проведения переговоров с работодателем" [36, с.49]. В то же время ст. 46 Конституции РФ не предусматривает досудебных или внесудебных органов по разрешению споров, а гарантирует гражданам только непосредственную судебную защиту.
Вместе с тем ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует в России только судебную защиту прав и свобод. Кроме того, часть первая ст. 391 ТК РФ в прежней редакции устанавливала: "В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным "нормативным правовым актам". Весьма показательно, что Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", принятым Государственной Думой 16 июля 2006 г., в часть первую ст. 391 ТК РФ внесены только редакционные изменения: "В части первой слова "законам или иным нормативным правовым актам" заменить словами "трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права". И. Костян, И. Пискарев, Б. Шеломов считают необходимым также в Трудовом процессуальном кодексе РФ урегулировать вопросы, связанные с "рассмотрением и разрешением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение... например, установление факта несчастного случая на производстве... Положения ТПК должны предусматривать особенности рассмотрения трудовых дел с работодателями, иностранными юридическими лицами, порядок применения обеспечительных мер, особенности доказывания... производство в суде кассационной и надзорной инстанций должно найти свое отражение в нормах ТПК..." [36, с.49]
Вместе с тем ГПК РФ содержит: гл. 28 "Установление фактов, имеющих юридическое значение" (в том числе факта несчастного случая - ст. 264 ГПК РФ); гл. 43 и 44, регулирующие производство по делам с участием иностранных лиц; гл. 13, определяющую процессуальные отношения по обеспечению иска; гл. 6, регламентирующую вопросы, связанные с доказательствами и доказыванием; гл. 40 и 41, устанавливающие процессуальные особенности производства в суде кассационной и надзорной инстанций. Думаю, соответствующие и необходимые особенности в процессуальные нормы по рассмотрению трудовых споров, возможно, внести в названные выше главы ГПК РФ во избежание многочисленных повторов и с целью "экономии правового материала".
Весьма дискуссионным представляется и следующий вывод авторов статьи, связанный с компетенцией кассационной инстанции: "Отмена судебного решения и передача дела на рассмотрение другому составу суда представляются весьма затруднительными. Кроме того, это затягивает разрешение трудового спора. Определение (решение) кассационной инстанции является окончательным" [36, с.52]
Однако, строго говоря, как правило, кассационная инстанция вправе лишь устанавливать, соответствует ли решение суда первой инстанции федеральным законам или нет. Пересматривать спор по существу, истребовать дополнительные доказательства и т.п. может только суд в порядке апелляционного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовой спор возникает при разногласии, как между работником и работодателем, так и между коллективом и администрацией предприятия. Но трудовым спором является не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, которые переданы на рассмотрение в соответствующий орган (орган, уполномоченный государством принять обязательное для сторон решение).
Анализ показывает, что в конфликтах никто не выигрывает. Гораздо проще их предотвратить. В этом должна проявиться недюжинная воля администрации, отдела кадров, комиссии по трудовым спорам. От того, что вспыхнул конфликт, в первую очередь ответственна администрация, как завода, так и отдела.
Вступая в трудовые отношения, принимая и увольняя работников, работодатель должен быть знаком с принципами трудового законодательства. При возникновении споров закон чаще всего становится на сторону работника; и не соблюдая его, поступая как все, работодатель совершенно неожиданно для себя может оказаться в роли ответчика в гражданском и даже подсудимого в уголовном деле. Несмотря на то, что практика трудовых отношений, особенно на небольших частных предприятиях, часто далека от установлений законодательства, при обращении в суд с этими установлениями строго считаются; и нарушенные права (как правило, работника) восстанавливаются.
Таким образом, на мой взгляд, в настоящее время с целью более эффективной защиты трудовых прав работников необходимо большее внимание сосредоточить на дальнейшей работе по приведению ТК РФ в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права и Конституции РФ. Необходимость же создания специализированных судов по рассмотрению трудовых споров и принятия Трудового процессуального кодекса РФ требует своего дальнейшего глубокого научного осмысления, объективного изучения доводов "за" и "против", учета реальной экономической и кадровой ситуации в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАКИКА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Характерным примером сложного
трудового спора стала
Напомню, что в отличие
от привычной схемы сокращения рабочего
места однородного с
Тем не менее, у судьи, рассматривавшего надзорную жалобу в порядке, определенном ст.ст. 380 и 381 ГПК РФ, не возникло сомнения в законности судебного постановления суда 2-й инстанции, и он, перефразировав аргументацию Мосгорсуда, обосновал свой отказ в истребовании дела следующим образом. Правила ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве оставления на работе к данным правоотношениям не применимы, поскольку по смыслу этой нормы необходимым условием для возможности сравнительной оценки производительности труда и квалификации работников является то, что они должны выполнять либо одну и ту же работу, либо их трудовые функции должны быть настолько схожи, чтобы была возможность сравнить деловые качества этих работников. В данном же случае сравнить производительность труда и квалификацию истца с квалификацией других работников у работодателя не было, поскольку занимаемая истцом должность заместителя директора по производству была единственной, и соответственно никто из других работников на аналогичной должности не работал.
Здесь уместно обратить внимание на исследованную ранее правовую природу тех гарантий, которые содержатся в ст. 179 ТК РФ. Правила, изложенные в этой статье, направлены на юридическую защиту работников от произвольных увольнений по инициативе работодателя с одновременным правовым обеспечением, прежде всего, соблюдения экономических интересов последнего. Кроме этого, не следует забывать главный правовой принцип, применяемый к процедуре сокращения штатного персонала, - сокращаться должны не люди за личные их качества, не устраивающие работодателя (это допустимо при увольнении по другим основаниям, например по п. 3 ст. 81 ТК РФ), а штатные единицы, не вписывающиеся в изменившиеся производственные потребности работодателя.
Поэтому законодатель попытался ограничить работодателя в возможности увольнять по своей инициативе работника без социальной его поддержки, обязав первого заполнять имеющиеся у него вакансии, соблюдая гарантии, установленные, в том числе, в ст. 179 ТК РФ. Это в целом позволяет достичь баланса интересов как работодателя, так и работника. Учтем, что название ст. 179 ТК РФ звучит как "преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников". Это предполагает еще до издания приказа о сокращении персонала проведения сравнительного анализа кадрового состава организации с перспективным штатными потребностями работодателя. Только после этого анализа среди работников, подпадающих под сокращение штата, происходит отбор на вакантные рабочие места (если они вводятся или не ликвидируются) лиц, личные и иные качества которых должный соответствуют критериям, изложенным в ст. 179 ТК РФ.
Этот вывод уже давно
сделан в теории и практике применения
трудового права и поэтому
закреплен в ст. 179 ТК РФ как способ
социальной оптимизации и рационализации
частных интересов субъектов
трудовых отношений. Так, в частности,
экономический интерес
Поэтому сложно понять правовую позицию представителей судебного сообщества, которые вопреки логике и здравомыслию исключают из сферы действия гарантий, установленных в ст. 179 ТК РФ для отбора наиболее квалифицированных работников, лиц, относящихся к менеджерам любого уровня. Такой подход делает применение правил ст. 179 ТК РФ ограниченным и дискриминационным по отношению к лицам, занимающим руководящие должности, которые просто по определению не могут быть однородными. Этот вывод следует из того, что в организациях не бывает структурных подразделений с одним и тем же наименованием и заместителей руководителей без раскрепления должностных обязанностей по конкретным направлениям. Таким образом, этот подход исключает применение гарантий ст. 179 ТК РФ к сокращаемым руководящим работникам, претендующим на конкретную вакантную должность, ставя их отбор в зависимость от субъективного усмотрения работодателя.